640 подписчиков

Сила кольца. Как геометрия детали сэкономила 8 миллионов

Рациональные мысли на максимум. Банк интеллектуальной собственности «Газпром добыча Надым» пополнился очередной выдающейся рационализаторской инициативой.

Рациональные мысли на максимум. Банк интеллектуальной собственности «Газпром добыча Надым» пополнился очередной выдающейся рационализаторской инициативой. Разработка внедрена в производство на 40 объектах. Сумма экономического эффекта за 2023 год – восемь миллионов рублей.

Место действия – Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение – установки комплексной подготовки газа – турбодетандерные агрегаты (ТДА). В главных ролях – специалисты лаборатории контроля ремонтно-технического обслуживания газоперекачивающих агрегатов Инженерно-технического центра (ИТЦ).

«Соль» инженерной идеи – в замене дистанционного Z-образного кольца, которое фиксирует, уплотняет сменную проточную часть (СПЧ) в корпусе турбодетандерного агрегата, на Г-образный аналог.

Наибольшая доля авторского вклада в разработку этого рационализаторского предложения принадлежит начальнику лаборатории контроля ремонтно-технического обслуживания газоперекачивающих агрегатов ИТЦ Александру Вершинину
Наибольшая доля авторского вклада в разработку этого рационализаторского предложения принадлежит начальнику лаборатории контроля ремонтно-технического обслуживания газоперекачивающих агрегатов ИТЦ Александру Вершинину

– Потребность в рационализаторстве была вызвана выявленными в процессе эксплуатации оборудования проблемами, – рассказал Александр Вершинин, начальник лаборатории контроля ремонтно-технического обслуживания газоперекачивающих агрегатов ИТЦ. – Из-за высоких вибрационных нагрузок происходила деформация кольца. В результате чего отсутствовал необходимый натяг между СПЧ и корпусом ТДА. Образовавшийся зазор приводил к наклёпу поверхностей.

Это могло стать причиной серьёзных повреждений узлов и деталей. Например, таких, как обрыв болтов крепления, появление трещин в сварных соединениях, разрушение лопаток ротора турбины. Подобные поломки в итоге могли превратить обыденный текущий ремонт в дорогостоящий и трудозатратный капитальный.

Новая геометрия кольца предотвращает возникновение аварийно-высоких значений вибрации и повышает надёжность работы турбодетандерных агрегатов
Новая геометрия кольца предотвращает возникновение аварийно-высоких значений вибрации и повышает надёжность работы турбодетандерных агрегатов

Специалисты Инженерно-технического центра взялись за решение проблемы с рационализаторской точки зрения: глубокий анализ причин происходящих процессов, обсуждение с коллегами из Ямальского газопромыслового управления. Резолюция – изменить геометрию дистанционного кольца между СПЧ и ТДА.

Апробация разработки и сбор данных на узлах заняли порядка 10 месяцев. Вердикт по результатам испытаний: со всеми поставленными целями и задачами техническое решение эффективно справляется. Дальше – согласование с конструкторским бюро производителя.

«Соль» инженерной идеи – в замене дистанционного Z-образного кольца, фиксирующего сменную проточную часть в корпусе турбодетандерного агрегата, на Г-образный аналог
«Соль» инженерной идеи – в замене дистанционного Z-образного кольца, фиксирующего сменную проточную часть в корпусе турбодетандерного агрегата, на Г-образный аналог

– Тиражирование новации на арктическом месторождении осуществлялось в течение года по мере вывода парка ТДА в ремонт. Сегодня рационализаторское предложение реализовано на всех 40 бованенковских турбодетандерах, – отметил Юрий Ищенко, ведущий инженер лаборатории контроля ремонтно-технического обслуживания газоперекачивающих агрегатов ИТЦ. – Новая геометрия кольца повышает надёжность и безотказность работы агрегатов, предотвращает возникновение аварийно-высоких значений вибрации, не допускает смещения СПЧ в корпусе ТДА и появления всех вытекающих последствий.

На сегодняшний день рационализаторское предложение по изменению геометрии дистанционного кольца между СПЧ и ТДА реализовано на всех 40 бованенковских турбодетандерах
На сегодняшний день рационализаторское предложение по изменению геометрии дистанционного кольца между СПЧ и ТДА реализовано на всех 40 бованенковских турбодетандерах

А, соответственно, позволяет снижать затраты. Экономический эффект рацпредложения складывается из сокращения времени вынужденного простоя оборудования, количества закупаемых запчастей, снижения трудоёмкости техобслуживания и ремонта агрегатов.

Своевременное внедрение Г-образного кольца на турбодетандерной архитектуре газового промысла № 3, изначально не предусмотренное проектом, позволило полностью исключить возможные негативные проявления при эксплуатации оборудования. Техническое решение взял себе в работу завод-изготовитель – высшая оценка эффективности и грамотности рационализаторского искусства специалистов «Газпром добыча Надым».

Фото Александра Мурчича, Дмитрия Эрнста и Алексея Парамонова, ИТЦ