Социокультурное пространство России под натиском псевдодуховности

 Почему культура и цивилизация, из которых вытесняют понятие Бога, а вместе с тем – и абсолютные истины, становятся не только обезбоженными, но и по-настоящему расчеловеченными?

Почему культура и цивилизация, из которых вытесняют понятие Бога, а вместе с тем – и абсолютные истины, становятся не только обезбоженными, но и по-настоящему расчеловеченными? Какие псевдоархаические и якобы прогрессивные суррогаты предлагают людям на замену, к каким опасным последствиям может привести их принятие? Об этом – статья митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия.

Введение

В современном социокультурном пространстве России происходит противостояние западной концепции общественного устройства, ориентированного на либеральные нормы поведения, и отечественной историко-культурной традиции, отстаивающей право народа жить в суверенной стране согласно духовно-нравственным ценностям. Это противостояние, как явное, так и неявное, как материальное, так и виртуальное, оказывает существенное влияние на экономические, социальные, политические и другие процессы¹, и происходит оно, прежде всего, в духовной и культурной сфере жизни российского общества.

Духовность в светской науке определяется «как постижение и осознанное выражение субъектом высших идеалов и принципов бытия, которые обеспечивают его внутреннюю и внешнюю гармонию, стимулируют творческое самосовершенствование во имя всеобщего блага»². В Православии духовность – это «высшая деятельность души, устремленность к стяжанию Духа Святого, безгрешности, моральному совершенству, преображению души»³. Понятие «духовность» в «Церкви точнее передается словосочетанием «духовная жизнь»⁴. Оно может быть применимо к людям, «водимым Духом Божиим» (Рим. 8. 14), то есть ко всем тем, которые «в личном опыте Богообщения стяжали духовность и даже святость, тем самым указали на те основные признаки, которые ее характеризуют. Самое важное, на что обращают внимание святые отцы, говоря о духовности, это то, что, если Бог есть Дух, следовательно, и духовностью можно назвать только такое состояние человека, которое соответствует Богу. Поэтому все то, что не соответствует Богу, духовностью назвать нельзя. Отсутствие Бога, то есть Духа, подразумевает и невозможность духовной наполненности человека»⁴.

Говоря о «псевдодуховности», следует разъяснить первую часть этого слова – «псевдо», что в психологии определяется как «эгопатологическая лживость, иллюзорность, введение в заблуждение»⁵. Преподобный авва Дорофей говорил, что «есть три различных вида лжи: иной лжет мыслию, другой лжет словом, а иной лжет самою жизнию своею»⁶. Таким образом, «псевдодуховность» – это лживая, поддельная духовность, очень опасное заблуждение, приводящее к духовной катастрофе, это суррогат, который здравомыслящий человек должен непременно отвергнуть, иначе рискует духовно погибнуть. С точки зрения православного христианского богословия, так называемая светская духовность, на самом деле, не существует, а есть не что иное, как «бездуховность»⁴.

Основная часть

Тысячелетиями ветхозаветная и христианская цивилизации проповедовали о том, что человек призван Богом к святости (Лев. 11. 45) и духовному совершенству (Мф. 5. 48), а для этого ему необходимо преодолевать греховные привязанности и обуздывать страсти своей натуры. Это, конечно, подвиг, но без подвига не бывает героя. Поэтому святые люди и называются подвижниками, или героями духа.

Если человек по какой-то причине захочет потворствовать своим низменным желаниям, это приведет его к саморазрушению. Чтобы двигаться вперед, необходимо напрягать физические силы, заставлять себя идти к намеченной цели. Любой спортсмен тренируется на пределе возможностей и только тогда достигает результата.

Перед русской культурой сегодня огромное поле деятельности. Необходимо, чтобы оно возделывалось с опорой на духовные ценности и традиции, которые для большинства наших граждан сформированы Православием. Подлинная культура всегда возвышенная и одухотворенная. Она должна духовно взращивать, воспитывать и просвещать, нравственно преображать, сообщать человеку вечные абсолютные истины, защищать народные святыни, передавать от поколения к поколению веру отцов, бережно хранить память о своих предках и героях Отечества. Культура перестает быть культурой, когда, например, на различных праздничных мероприятиях стремятся лишь к внешним эффектам, заботятся только о том, чтобы развлечь, развеселить и даже оглушить тяжелой музыкой, бездумно разукрасить не только афиши, но и самих участников всевозможных шоу в парках, коммерциализировать все проекты, нередко превращая праздники в разгульное времяпрепровождение.

Проблема современной массовой культуры состоит в том, что она не воспитывает и образовывает, но порой обезличивает и обездушивает все и вся. Почему же так происходит?

Известно, что у истоков формирования европейской цивилизации стояло христианство. В центре мироздания для человека европейской культуры находился Бог, а Библия была безусловным авторитетом. Но со времени «Великого раскола» Церкви в 1054 году отношения человека с Богом на Западе деградировали. Эпоха Возрождения поставила в центр жизни не Творца, а творение, то есть человека, о чем наглядно говорят произведения искусства этой эпохи.

В наступившее затем Новое время во главе бытия социума стала светская наука, в результате чего возникли предпосылки для так называемого научного атеизма, создатели которого заявили о претензии на приоритет этого явления в истории. Бытие Бога они начали подвергать сомнению и критике, а к Библии, которая до этого времени признавалась богодухновенной и священной книгой, перестали относиться как к источнику абсолютных Божественных истин.

В XX веке, в эпоху модерна, атеистическое мировоззрение приобрело массовый характер, проникнув в том числе и в Россию. Внедрение безбожной идеологии проводилось на Западе и в России с характерными особенностями. В западных странах христианские институты продолжали функционировать, но одновременно шел процесс секуляризации общества, проявлением которого стала борьба против христианских идей в культуре.

В нашей стране гонения на веру были необычайно жестокими, когда преследовались верующие, разрушались монастыри и храмы, уничтожались святыни, упразднялись церковные учреждения и структуры. В результате этого Церковь оказалась фактически под запретом. Но, несмотря на репрессии, значительное количество граждан твердо хранили веру в Бога, воспитывали в ней своих детей, следовали христианским нормам жизни, не афишируя при этом свои убеждения среди окружающих.

В годы «застоя» приобщение к православной вере в нашей стране проходило иногда опосредованно, когда, даже не посещая храм и не зная ничего о Библии, люди знакомились с основами христианской нравственности и традициями. Делалось это в том числе через кинематограф.

Так, в 1947 году была экранизирована сказка «Золушка». Этот детский фильм до сих пользуется заслуженной любовью зрителей благодаря не только режиссеру, но и выдающимся актерам. В конце сказки король произносит такие замечательные слова: «Ну вот, друзья, мы и добрались до самого счастья. Все счастливы, кроме старухи лесничихи. Ну, она, знаете ли, сама виновата. Связи связями, но надо же и совесть иметь. Когда-нибудь спросят: а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу – большой, а сердце – справедливым»⁷. В 1984 году на экраны вышел фильм «Курьер» режиссера Карена Шахназарова, в конце которого главный герой великодушно дарит другу модный плащ со словами: «Носи и мечтай о чем-нибудь великом».

Указанные примеры взяты из кино как наиболее популярного и влиятельного в то время вида художественного творчества. В литературе народов нашей страны яркие образцы традиционных моральных ценностей встречаются гораздо чаще.

В середине XX века идеологи либерализма призвали отказаться от христианских нравственных постулатов или, говоря языком философии, провозгласили свободу от всех так называемых категорических императивов.

Одним из первых на Западе, кто разглядел гибельное для европейской христианской цивилизации развитие событий в сфере религии и культуры и забил тревогу, был выдающийся английский писатель и христианский апологет Клайв Стейплз Льюис. Он написал эссе под названием «Человек отменяется», в котором сделал вывод, что провозглашенный либералами отказ от безусловности нравственных принципов неизбежно приведет мир к катастрофе «расчеловечивания». Льюис выступил не как поборник Церкви или апологет христианства, а как сторонник здравого смысла. «Хотя сам я верю в Бога, более того – в Христа, сейчас я никак не "проповедую христианство", – писал он. – Я говорю только об одном: сохранить ценности можно лишь в том случае, если мы примем абсолютную ценность прописных истин. Любое недоверие к этим истинам, любая попытка поставить нравственность "на более реалистическую основу" заранее обречена»⁸.

Всех, кто намерен жить согласно выдвинутым либералами новым принципам и выращивать некоего современного человека, Льюис именовал «человекоделами», которые игнорируют моральные нормы поведения в обществе. По его мнению, единственный закон, которому всегда следуют авторы нового миропорядка, можно выразить тремя словами: «Мне так угодно»⁸. В своих действиях они руководствуются не целесообразностью, а тем, чтобы любыми способами выполнить свое желание, даже если оно аморально и преступно и для этого необходимо использовать грубую физическую силу. «Человекоделы» обещают всем свободу, но на самом деле их лживые, несбыточные обещания приводят к еще большему порабощению человека, ибо «без догмата объективной ценности невозможна никакая власть, кроме тирании, и никакое подчинение, кроме рабства»⁸.

Вся история человечества свидетельствует, что именно система нравственных ценностей, проистекающая из абсолютного Божественного источника, делает человека настоящим человеком. Если же эта система отвергается и ей на смену приходят относительные человеческие истины, которых в мире может быть сколько угодно, то «расчеловечивание» становится реальной и, по-видимому, ближайшей перспективой живущих на земле.

«Подобно королю Лиру, мы пытаемся сложить с себя королевское достоинство и остаться королями, – рассуждал Льюис. – Это невозможно»⁸.

По мысли писателя, «человекоделы» стремятся провести беспрецедентный либеральный эксперимент над людьми. Будучи циничными и настроенными реализовать в жизни только то, что им выгодно, они пропагандируют исключительно человеконенавистническую идеологию.

В Священном Писании содержатся, казалось бы, взаимоисключающие свидетельства о венце творения. Так, в одном из псалмов утверждается, что Бог при творении человека «не много… умалил его пред Ангелами» (Пс. 8ю 5), но в другом псалме говорится, что человек может уподобиться животным (Пс. 48. 13).

Творец действительно наградил человека бесценным, но одновременно очень опасным даром – свободой. Воспользовавшись этим даром правильно, он может достичь обо́жения, то есть уподобиться Богу. Если же он неверно распорядится дарованной свободой, то может стать похожим на животный мир, или «оскотиниться». В такое жалкое состояние попадают те, кто на земле не стремится к Небесному Иерусалиму, не мыслит о высшей цели и «жизни будущего века», надежду на которую христиане выражают в Символе веры. Святитель Иоанн Златоуст писал, что «честь человека состоит в добродетели, в помышлении о будущем, в том, чтобы делать все для той жизни и презирать настоящее. Жизнь бессловесных животных ограничивается настоящим существованием, а наша направляется к другой жизни, лучшей и не имеющей конца»⁹.

В 60-е годы XX века мир вошел в эпоху постмодернизма, провозглашающего жизнь без Бога, отвергающего религиозную парадигму существования мира, постулирующего так называемую смерть супероснований¹⁰. Если же нет Бога, Который, по учению Святой Церкви, является источником всех нравственных норм, то, по мысли идеологов постмодернизма, не нужны и сами нормы как категорический императив в поведении человека.

Очевидно, что существует немалое расстояние между тем, когда идеи только рождаются, и тем, когда они полноценно усваиваются общественным сознанием и воплощаются в жизнь. В первые годы постмодернизма на Западе еще достаточно активны были такие традиционные институты, как семья и Церковь. Но к началу 1990-х годов либеральные идеи приобрели доминирование в западной общественной мысли, а традиционные взгляды на жизнь стали непопулярными.

В конце ХХ века идеология безнравственности и псевдодуховности, порожденная постмодернистскими теориями, пришла из-за рубежа и в Россию. Раболепство перед всем иностранным послужило благоприятной почвой для разрушительного воздействия западной культуры на граждан нашей страны, которая только что отказалась от атеистической идеологии и не имела еще необходимого духовного иммунитета для того, чтобы сопротивляться навязываемой извне моральной распущенности. Безусловно, многие ощущали когнитивный диссонанс, возникавший между традиционной русской культурой, на которой они были воспитаны, и некими новыми лживыми смыслами, к чему российских граждан активно приучали с экранов телевизоров авторы «передовых» технологий воздействия на человека.

«Подсевшие» на иностранные соблазнительные приманки люди утешали себя тем, что так они якобы становятся ближе к желанным «европейским ценностям» и приобщаются к «западной культуре».

В 1990-е годы в России практически никто, кроме Русской Православной Церкви и традиционных религий, не сопротивлялся псевдодуховной экспансии. Более того, государственные структуры и общественные институты оказывали заезжим «миссионерам» всяческое содействие в организации своих мероприятий. Маги и экстрасенсы вещали с экранов телевизоров, выступали на огромных стадионах, их приглашали в университеты и школы. В результате в духовно-культурной сфере появилось много таких деятелей, которые в лучшем случае были самозванцами, а в худшем – мошенниками. В печатных СМИ и на телевидении они заявляли, что в эпоху постмодернизма художник не может быть ограничен никакими правилами в своем творчестве, он свободен от любых нравственных норм.

Как известно, в рамках отечественной культуры, которая имеет свою долгую историю, всегда поднимался вопрос об ответственности автора за свое творчество перед человеком, перед обществом и перед Богом. Вспомним, как «наше всё» – великий русский поэт А.С. Пушкин – гордился тем, как «чувства добрые» он лирой пробуждал в русском народе. Последователи же постмодернизма не только не пробуждают ничего доброго в людях, а, напротив, апеллируют к самым низменным чувствам. Естественно, что при таком подходе к творчеству ни о каком духовном воспитании и культурном обогащении молодого поколения и ответственности этих «деятелей культуры»: художников, писателей, режиссеров, артистов – речи быть не может.

На словах выступая за свободу и разнообразие в современном искусстве, они презентуют на своих выставках, как правило, весьма однообразные и провокационные работы, вызывающие отторжение и возмущение большинства российских граждан. «Так я вижу», – горделиво говорят они.

Несколько лет назад в одном российском городе была представлена кощунственная с точки зрения христианской веры выставка под названием «Евангельский проект». На ней демонстрировались картины, изображавшие темные греховные стороны жизни, при этом каждая из картин была подписана цитатой из Евангелия. Нет никаких сомнений в том, что организаторы подобных выставок и участвующие в них художники понимают, что практически вся их деятельность находится в прямом противоречии со здравым смыслом. Однако это их не останавливает. Они сознательно провоцируют большинство граждан, носителей традиционных духовных и культурных ценностей, и стремятся вызвать их недовольство.

В 2023 году в некоторых городах России была представлена экспозиция музея современного искусства Санкт-Петербурга с провокационным названием «Свиное рыло». Ее организаторы, по сути, нацелены на демонстрацию скотоподобия человека. Для чего это нужно? Это делается ради попрания общественной морали, ради безумного глумления над очевидными для всех законами природы.

У деятелей псевдокультуры всегда есть стремление устроить какой-нибудь кощунственный акт. Их не смущает даже то, что, реализуя свои так называемые просветительские акции, они оскорбляют людей, а иногда и нарушают российские законы. Какую задачу, например, решают создатели сайта музея «Свиное рыло», когда приветствуют своих пользователей словами «Христос в Одессе!», а не известным всем радостным пасхальным восклицанием «Христос Воскресе!»?

Место героев в современной литературе и кинематографе все чаще занимают персонажи слабые, страстные, аморальные, а главное, не желающие меняться к лучшему и не стремящиеся облагораживать своих читателей и зрителей. «Заговорите о любви в современном искусстве, и на Вас все обернутся как на устаревшего чудака-профана. Современное искусство есть дело развязанного воображения, технического умения и организованной рекламы»¹¹, – писал русский философ И.А. Ильин. Российские киноканалы и интернет-ресурсы транслируют преимущественно западные фильмы, где пропагандируются человеконенавистничество, пороки, бездуховность и безнравственность.

Негативные проявления падшей природы всегда осуждались в культуре всех народов и во всех мировых религиях. В настоящее же время Запад не только настаивает на полной свободе пропаганды противоестественных отношений, но и требует от всех признать пороки и извращения в качестве непререкаемой нормы жизни.

Вспомним историю, которая произошла в 2020 году в Великобритании. Известная писательница Джоан Роулинг подверглась общественному порицанию за то, что выступила в социальной сети в поддержку Майи Форстейер, которая была уволена с работы за серию постов в Twitter о том, что биологический пол человека менять нельзя. Майя Форстейер подала на работодателя в суд, рассчитывая, что закон будет на ее стороне. Однако суд отказал в удовлетворении иска. Более того, судья вынес ей порицание, поскольку ее суждения якобы «не совместимы с человеческим достоинством и фундаментальными правами окружающих» и, таким образом, «не заслуживают уважения в демократическом обществе»¹².

Данная история весьма показательна. Она свидетельствует о том, какие дикие нравы господствуют на Западе, как представители извращенных взглядов на природу человека завоевывают позиции в западной культуре или, образно выражаясь, «правят балом» в постмодернистском обществе. Возникает ощущение, что творцы псевдодуховности делают с людьми все, что им вздумается, и никому не оставляют права иметь свои суждения.

Современные неоязычники, или «родноверы» (некоторые неоязыческие организации фигурируют в списке запрещенных на территории России – прим.) в России продвигают в социум псевдокультуру и псевдодуховность и претендуют на место лидеров славянского мира и славянской культуры, но при этом ни во что не ставят даже память своих предков. На сайтах неоязычников можно прочитать, в частности, такое, от чего нормальному человеку становится не по себе. Например, что «кладбища – это места, где находится куча разлагающейся падали»¹³.

Возникает закономерный вопрос, как соотносится подобное утверждение «родноверов» со сложившимися в нашем государстве культурными традициями сохранения связи поколений и почтительного отношения к предкам и местам захоронений. Эти народные традиции блистательно отразил в своих бессмертных стихах А.С. Пушкин:

«Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам» ¹⁴.

Разве можно представить себе отношение наших соотечественников к могилам умерших как к «куче разлагающейся падали», когда они идут, скажем, на кладбище в дни поминовения усопших воинов, которые в годы Великой Отечественной войны победили германский фашизм?

Кроме того, «родноверы» ежегодно в 20-х числах мая проводят мероприятие под названием «День славянской культуры». Нетрудно заметить, что его название частично совпадает с наименованием праздника, который, в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 года обозначен как «Дни славянской письменности и культуры»¹⁵. Он приурочен к празднованию Православной Церковью 24 мая памяти славянских просветителей – святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Очевидно, что неоязычники намеренно устранили из названия государственного праздника слово «письменность». Не упоминают они и о родоначальниках славянской письменности святых Кирилле и Мефодии, о которых прямо говорится в упомянутом государственном документе, поскольку к великой славянской культуре, которая была заложена равноапостольными братьями, неоязычники не имеют никакого отношения. Они осуществили подмену главного духовного содержания праздника, связанного с истоками российской православной культуры, иными словами, ввели граждан в заблуждение, искусственно внедряя в общественное сознание псевдорелигиозную идеологию неоязычества.

Средствами маскировки целей «родноверческой» общины служат и популяризация русских ремесел, воинских традиций, а также неких «оздоровительных практик», основанных на оккультизме, что может представлять опасность для духовного здоровья людей.

Абсолютным анахронизмом выглядит неоязыческая идеология, призывающая возвратить дохристианские верования в Перуна, Макошь, Велеса и других идолов, которые были отвергнуты нашими предками, когда святой великий князь Владимир освятил Русь в купели Крещения.

Используя манипулятивные приемы, не заявляя о подлинной цели своей деятельности, «родноверческие» общины позиционирует себя в качестве одной из патриотических организаций, активно примыкают к спортивным и историко-культурным мероприятиям. Псевдопатриотическая инициатива «родноверов» нередко находит поддержку у местных властей, и они награждаются дипломами за активное участие во всевозможных мероприятиях.

Как известно, одной из эмблем неоязычников является «коловрат» (восьмилучевая свастика), который более десяти лет назад был внесен в Федеральный список экстремистских материалов и размещен на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации¹⁶.

Следует сказать также и о современном эзотерическом движении «New Age» (Нью Эйдж), называемом синкретической религией «нового века», которое зародилось в США и Великобритании и стало весьма популярным в конце ХХ века. Ньюэйджеры говорят о «духовности» своего движения и считают, что современную культуру сменит более возвышенная культура, которая объединит все мировые религии, что приведет, как они надеются, к реализации их главной и вожделенной цели – упразднению христианства.

Свое учение последователи указанного движения нередко пропагандируют под видом культурологических, образовательных, оздоровительных и спортивных практик. Они непосредственно взаимодействуют с астрологами, знахарями и прочими оккультистами, но отнюдь не считают свои действия духовно опасными. Ньюэйджеры обещают своим адептам полную свободу от всяких догм.

Важно, чтобы наши соотечественники не подпадали под влияние пропаганды указанного движения, ведь из Евангелия хорошо известно, что только Божественная «истина сделает нас свободными» (Ин. 8, 32), что «путь к истине проходит через Голгофу, Распятие, Смерть и Воскресение Сына Божьего»¹⁷.

Следует особо подчеркнуть, что если человек обращается к темным силам, то, ничего не подозревая, становится соучастником оккультных ритуалов и навлекает на себя гнев Божий.

К сожалению, идеология так называемой религии Нью Эйдж распространяется сегодня в России даже на некоторых официально зарегистрированных сайтах. Необходимо сказать, что проводимый в последние годы повсюду фестиваль красок, а также широко разрекламированные «праздники» «Хеллоуин», «День святого Валентина» и т.п. – являются не просто увеселительно-развлекательными коммерческими мероприятиями, заимствованными из восточных и западных культурных и религиозных традиций, но нередко представляют собой специфические трансляторы псевдодуховной религии.

С точки зрения христианского богословия, богоборческая позиция и инициативы либералов, деятелей псевдокультуры, неоязычников и прочих «ньюэйджеров» являются прямым следствием дегуманизация общества.

Согласно Библии, человек – это образ Божий, и стремление к общению со своим Творцом заложено в его природе. Божественное Откровение свидетельствует о том, что именно в своем стремлении к Богу человек, во-первых, надлежащим образом познает себя и свою природу. Во-вторых, через обращение внутрь себя он может познавать Бога и достигать богоподобия. «Откровение говорит нам о Боге, чтобы затем найти в человеке то, что соответствует в нем образу Божию»¹⁸. Отвергая своего Создателя, люди обезображивают себя и обессмысливают свое существование.

Заключение

Социологические опросы показывают, что толерантность по отношению к нравственным извращениям, к сожалению, постепенно растет среди российской молодежи в возрасте от 18 до 24 лет. Это происходит не потому, что у «человекоделов» есть неограниченные финансовые ресурсы, а потому, что они гораздо активнее работают на информационном поле.

Сторонникам традиционных норм жизни и абсолютных нравственных ценностей важно постулировать одну очень простую и важную мысль и доносить ее до современников: человек является разумным и духовным созданием, призванным Творцом к достижению образа и подобия Божия. Только приверженный вечным духовно-нравственным ценностям человек может быть созидателем счастливой жизни, подлинной культуры, благополучия общества. Традиционалист не может принять относительных моральных, и уж тем более аморальных, правил жизни, установленных людьми, которые руководствуются только собственной прихотью, стремятся эгоистично владеть и повелевать всеми, превращать подобных себе в послушных рабов, готовых отдать на поругание диаволу свою волю, природу и совесть.

Если же «человекоделам» удастся значительно опередить мыслящих и живущих по нравственному закону людей, то очень скоро наступит эпоха «расчеловечивания», и мир станет свидетелем страшных и последних событий в земной жизни, предсказанных Христом Спасителем и подробно описанных апостолом Иоанном Богословом в книге Апокалипсис.

Выражаю уверенность, что разрушительные для человека псевдодуховные и псевдокультурные проекты постмодернистов не будут иметь успеха у большинства российских граждан, что российское общество останется верным заветам предков, высшим ценностям, духовным истокам славянской письменности, начало которым было положено трудами просветителей славян Кирилла и Мефодия и окончательно закреплено в нашем Отечестве деянием святого равноапостольного великого князя Владимира. Основание для такой уверенности заключается в том, что Христос, Сын Божий, родившийся умерший и воскресший, в Себе Самом обновил и восстановил природу человека и дал нам возможность в Его Святой Церкви, которую Он «стяжал честною Своею Кровию», приобщаться к живительной благодати Святого Духа и тем самым обновлять наши духовные и телесные силы.

Священномученик архиепископ Верейский Иларион (Троицкий) свидетельствовал, что «жизнь и совершенствование личности в Церкви несет с собою счастье и блаженство. Не как внешняя награда подается это счастье и блаженство – является как внутреннее и непременное следствие самого совершенства, ибо мы утверждаем тождество добродетели и блаженства. Поэтому наше христианское упование есть упование радостное, светлое. Наша эсхатология не мрачная, но светлая, как написано: "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2. 9)»¹⁹.

Митрополит Тамбовский и Рассказовский
ФЕОДОСИЙ

Публикация журнала
«Тамбовские епархиальные ведомости»

Использованная литература:

1. Адамьянц, Т. З. Социокультурное пространство России как поле смысловых противостояний / Т.З. Адамьянц // Журналистика в 2021 году: творчество, профессия, индустрия : сборник материалов международной научно-практической конференции.– Москва : Московский государственный университет, 2022. – ISBN 978-5- 7776-0150-6. – С. 196–197.

2. Хомутцов, С. В. Духовность, ее подобия и антиподs в культуре специальность 24.00.01 «Теория и история культуры» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук / Хомутцов Сергей Васильевич ; Алтайский государственный университет. – Барнаул, 2009. – 46 с. – URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2009/Homutsov_S_V_2009.pdf (дата обращения: 05.02.2023)

3. Русский народ : этнографическая энциклопедия : в 2 т. Т. 1. А–Н / гл. ред., сост. О. А. Платонов. – Москва : Институт русской цивилизации, 2013. – 792 с. : ил. – ISBN 978-5- 4261-0050-3.

4. Грива, О.А. Дихотомия «Духовность-бездуховность» в теории и практике современной цивилизации / Грива Ольга Анатольевна // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. – 2012. –№3. – С. 142–148. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dihotomiya-duhovnostbezduhovnost-v-teorii-i-praktikesovremennoy-tsivilizatsii/viewer (дата обращения: 14.06.2023).

5. Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии / В.В. Юрчук. – Минск : Элайда, 2000. – 704 с. – ISBN 985-6163-25-0.

6. Дорофей, авва. Душеполезные поучения и послания / преподобный авва Дорофей. – Москва : Духовное преображение, 2014. – 414 с. – (Духовный кормчий). – ISBN 978-5- 905983-87-0.

7. Шварц, Е. Л. Золушка : сказка /Евгений Львович Шварц //Читалка : электронная библиотека. – URL: https://4italka.su/detskoe/skazka/149372/fulltext.htm (дата обращения: 02.05.2023).

8. Льюис, К.С. Человек отменяется/ Клайв Стейплз Льюис // Азбука веры : православный портал. – URL: https://azbyka.ru/fiction/chelovekotmenyaetsya/4/(дата обращения: 02.05.2023).

9. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. В 12 т. Т. 5. – [Б. м.] : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2005. – 1055 с.

10. Шелкопляс, Е.В. Закат либеральной культуры: философские и психологические корни развития кризиса / Е.В. Шелкопляс // Философия хозяйства. – 2014. – № 6 (96). – С. 196–211.

11. Хрестоматия по основам духовной культуры : учебное пособие для студентов бакалавриата / сост. С. В. Веретенникова. – Воронеж : Воронежский государственный педагогическийуниверситет, 2019. – 248с.– ISBN 978-5-00044-707-9.

12. Надточеев, А. Диагноз: трансфобия / Антон Надточеев // Версия : официальный сайт редакции газеты «Наша версия». – URL: https://versia.ru/dzhoan-roulingpodverglas-travle-iz-za-mrakobesiyapo-otnosheniyu-k-transgenderam – Дата публикации: 12 июня 2023.

13. [Реакция анонимного родновера на лекцию о неоязычестве иерея Тамбовской епархии Виталия Щербакова] : видеозапись от апреля 2023 г. – 00.19.03 (время воспроизведения). – URL: https://vk.com/kultslavcenter?z=video47769114_456239084%2F479448474a9f1e075c%2Fpl_wall_-47769114 (дата обращения: 14.06.2023). – Доступно на: ВКонтакте : социальная сеть.

14. Русская стихотворная миниатюра : хрестоматия / сост.: А. Б. Есин, О. А. Палехова, С.Я. Долинина. – Москва : Флинта : Наука, 2005. – 208 с. – ISBN 5-89349-821-6 (Флинта), ISBN 5-02-033326-3 (Наука).

15. О Дне славянской письменности и культуры : постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. // Кодекс : электронный фонд правовых и нормативных документов. – URL: https://docs.cntd.ru/document/901606593 (дата обращения: 10.06. 2023).

16. Экстремистские материалы // Министерство юстиции Российской Федерации : официальный сайт. – URL: https://minjust.gov.ru/ru/extremistmaterials/?page=2&q=коловрат (дата обращения: 18.04.2023).

17. Боев, Г. Красивая сторона зла / Георгий Боев // Азбука веры : православный портал. – URL: https://azbyka.ru/way/krasivaja-storona-zla/ (дата обращения: 29.03.2023).

18. Лосский, В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / В. Н.Лосский. – 2-е изд., испр. и доп. – [Б. м.] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2013. – 586 с. – ISBN 978-5- 903102-85-3.

19. Иларион (Троицкий), сщмч. Преображение Души / священномученик Иларион (Троицкий) ; отв. ред. О. А. Платонов. – Москва : Институт русской цивилизации, 2012. – 480 с. – ISBN 978-5-4261-0021-3.