В Дагестане группа вооруженных террористов совершила теракты в Дербенте и Махачкале. Десятки человек убиты и ранены. Известно, что среди погибших 24-летний сотрудник ГИБДД Хабиб Алиев, 66-летний православный священник Николай Котельников и охранник церкви Михаил. Что известно о террористах?
Кто террористы?
Все шестеро террористов ликвидированы. По некоторым данным террористов было пять. Однако есть видеозапись группового чата террористов с шестью участниками. В ходе теракта террористы атаковали сотрудников полиции, две церкви и две синагоги. На дверях синагоги в Махачкале они оставили две надписи с номерами стихов (аятов) из Корана, которые посвящены иудеям, христианам и неверующим:
(2:120) Иудеи и христиане не будут довольны тобой, пока ты не станешь придерживаться их религии. Скажи: «Путь Аллаха — это прямой путь». Если же ты станешь потакать их желаниям после того, как к тебе явилось знание, то Аллах не будет тебе ни Покровителем, ни Помощником.
(8:39) Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия (поклонение) не будет полностью посвящена Аллаху. Если же они прекратят, то ведь Аллах видит то, что они совершают.
На видеозаписи, которую оставил один из террористов, снимая синагогу, есть следующие слова:
"Вот, иншааллах, аяты из Курана, вот горит их синагога, иншааллах, с дозволения Аллаха будут унижены эты кяферы, муртады, эти... [террористические призывы] и слово Аллаха возвышать. Иншааллах с дозволения Аллаха, Аллаху акбар!"
Пятеро террористов были из дагестанского села Сергокала. Двое из них, Адиль и Осман, являются сыновьями главы Сергокалинского района Магомеда Омарова. Осман был лидером террористической группировки. Террорист Абдусамад Амадзиев был племянником чиновника. Всего у Магомеда Омарова восемь сыновей. Сейчас он задержан.
Четвертый террорист - 28-летний экс-боец MMA Гаджимурад Кагиров. Он успел провести два боя, которые завершились победой. Последний бой был в 2021 году. Он представлял школу Хабиба Нурмагомедова в Махачкале.
Выводы
Таким образом, четверо террористов не являются выходцами из депрессивных слоев населения. Трое из них имеют прямое отношение к местной власти. Один успешно участвовал в боях ММА. Поэтому рассмотрение социально-экономических факторов в данном случае неуместно. Террористы исходили, скорее всего, исключительно из религиозных, или религиозно-политических мотивов.
🔸 Во-первых, они напали на четыре религиозных объекта.
🔸 Во-вторых, оставили соответствующие радикально-исламские послания.
🔸 В-третьих, они были хорошо вооружены и обучены (о чем свидетельствует их атака на полицейских и используемое оружие).
🔸 В-четвертых, террористы были финансово обеспечены. Большой спорт дает большие деньги. Один из сыновей Омарова занимался строительным бизнесом в Махачкале и владел кафе "Лимонад" в Избербаше.
Данный теракт не вписывается в нарратив, когда обездоленных и бедных подростков подвергают радикальной религиозной индоктринации, чтобы они выросли готовыми совершить теракт, не задумываясь о близких, родных, своем имуществе и положении в обществе. Здесь мы видим совершенно осознанное решение, когда взрослые люди, живущие в очень благоприятных условиях и имеющие связи с элитой общества, идут на крайний шаг и совершают теракт, зная, что их наверняка ликвидируют.
О чем это может свидетельствовать?
Как я уже упоминал выше, террористы имели групповой чат. На аватарке одного из участников - террорист Шамиль Басаев. Возможно, террористы являются сторонниками создания исламского эмирата на территории Кавказа. На основании этого предположения их действия можно расценить как попытку дестабилизации общественного спокойствия и создания межконфессиональных конфликтов в регионе.
В 2023 году член Совета по правам человека при президенте России Кирилл Кабанов заявлял, что подпольные молельные дома и ММА-клубы действуют как рассадники радикального ислама среди мусульман Северного Кавказа. В прошлом году дагестанские радикалы прорвались на территорию аэропорта в Махачкале для поиска евреев. По всей видимости, работу над ошибками не провели, стражи общественного спокойствия потерпели очередное фиаско.
Провал институтов умеренного ислама и правоохранительных органов
Следовательно, уровень радикализма в регионе высок, радикальный ислам распространяется на все слови населения, независимо от социально-экономического положения. Для знакомства с радикальными идеями достаточно вступить в определенные группы в популярных социальных сетях. Это делается в несколько кликов. Почему правоохранительные органы не следят за контингентом в этих группах и не успевают проводить профилактические работы - загадка.
Еще одно интересное следствие из всей этой истории - фиаско умеренного ислама. Сколько бы ни говорили местные и неместные имамы и муфтии о том, что радикальный ислам никакого отношения к исламу не имеет, радикалов это как не беспокоило, так и не будет беспокоить. Они слушают своих шейхов, которые говорят о нелюбви к кяфирам (неверным), и этого им достаточно. Мечети - лишь места для молитвы, где можно познакомиться с любителями более острых направлений ислама и после побеседовать с ними в "подпольном" формате. Влияние имамов и муфтиев на них - минимальное.
⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.
⚡ Задать вопрос автору, читать дополнительные материалы о религии - в моем телеграме.