27K подписчиков

Россия — первая по теннисным отказникам! Почему сразу девять наших сказали «нет» Олимпиаде в Париже

7,4K прочитали

На летних Играх-2024, открывающихся 26 июля, не будет 6-й ракетки мира Андрея Рублева, 1-й ракетки России Дарьи Касаткиной и многих других российских игроков.

Карен Хачанов и Андрей Рублев не выступят на Олимпиаде. Фото: globallookpress
Карен Хачанов и Андрей Рублев не выступят на Олимпиаде. Фото: globallookpress

Неожиданная восьмерка

Состав сборной, объявленный на днях президентом ФТР Шамилем Тарпищевым, мягко говоря, удивил – там не оказалось половины тех, кто попадал на Олимпиаду по условиям отбора. Напомним, что путевки в Париж распределялись по рейтингам АТР и WTA на 10 июня. В общей сложности по 64 участника в мужском и женском одиночных разрядах — и не более четырех человек в каждом от страны.

Кто же они, эти восемь российских олимпийцев?

Состав сборной России по теннису на Олимпиаде-2024

Мужчины. Одиночный разряд:

Даниил Медведев

Роман Сафиуллин

Павел Котов

Аслан Карацев

Женщины. Одиночный разряд:

Екатерина Александрова

Мирра Андреева

Вероника Кудерметова

Диана Шнайдер

Мужчины. Парный разряд:

Даниил Медведев/Роман Сафиуллин

Павел Котов/Аслан Карацев

Женщины. Парный разряд:

Мирра Андреева/Вероника Кудерметова

Екатерина Александрова/Диана Шнайдер

Микст (предварительно):

Даниил Медведев/Мирра Андреева

Как формировался состав сборной России

Мужчины

1*(5). Даниил Медведев — согласился

2 (6). Андрей Рублев — отказ

3 (22). Карен Хачанов — отказ

4 (43). Роман Сафиуллин — согласился

5 (51). Павел Котов — согласился

6 (92). Аслан Карацев — согласился

Женщины

1 (14). Дарья Касаткина — отказ

2 (15). Людмила Самсонова — отказ

3 (16). Екатерина Александрова — согласилась

4 (23). Мирра Андреева — согласилась

5 (24). Анна Калинская — отказ

6 (26). Анастасия Павлюченкова — отказ

7 (34). Вероника Кудерметова — согласилась

8 (36). Анастасия Потапова — отказ

9 (48). Диана Шнайдер — согласилась

* Место среди россиян по рейтингам ATР и WTA на 10 июня 2024 года (в скобках – место в мире).

Ау, кто хочет на Олимпиаду?!

Как видите, в поисках желающих съездить в Париж ФТР пришлось забираться далеко вглубь скамейки запасных – аж до 9-й ракетки страны Дианы Шнайдер! Правда, официально были подтверждены отказы лишь троих — Рублева, Хачанова и Самсоновой. Про остальных Тарпищев не сказал ни слова. Но это говорит только о его деликатности.

Процедура набора в сборную двояких толкований не допускает: ежели кто-то отказывается от места в команде, право на это место автоматически переходит к следующему по рейтингу, потом к новому следующему и т.д. Через ступеньки в этой последовательности не перепрыгнешь. А значит и Касаткина, и Калинская, и Павлюченкова с Потаповой так или иначе сказали «нет» олимпийской сборной – вне зависимости от того, признано ли это публично. Итого получается семь «отказников».

Много это или мало?

Теннисисты, отказавшиеся от выступления на Олимпиаде в одиночных разрядах, по странам

Россия – 7 (Рублев, Хачанов, Касаткина, Самсонова, Калинская, Павлюченкова, Потапова)

США – 4 (Шелтон, Корда, Тиафо, Киз)

Сербия – 2 (Джере, Кецманович)

Белоруссия – 1 (Соболенко)

Бельгия – 1 (Мертенс)

Великобритания – 1 (Радукану)

Испания – 1 (Бадоса)

Тунис – 1 (Жабер)

Франция – 1 (Маннарино)

Чехия – 1 (Легечка)

Всего: 20 (9 мужчин, 11 женщин)

Вот вам и ответ. Конечно, список еще не полный, в него наверняка еще кто-нибудь добавится. Но при таком отрыве России сдвинуть ее с первого места по этому сомнительному показателю уже нереально. Здесь мы точно «впереди планеты всей».

Куда пропали «парные» Звонарева с Весниной?

Более того, от парижских Игр на самом деле отказались не 7, а 9 наших теннисистов! Это если считать с учетом парных разрядов, где странам разрешается дозаявлять до двух мужчин и двух женщин. В российском случае речь идет о Вере Звонаревой, которой олимпийская квота была гарантирована за счет места в топ-10 парного рейтинга, а также о Елене Весниной – Тарпищев говорил, что та должна проходить в парный турнир по так называемому защищенному рейтингу.

Увы, ни Весниной, ни Звонаревой в сборной в итоге не оказалось. В парах будут играть все те же, что и в «одиночке» (см. выше), альтернативы нет. Хотя когда Веснина после 2,5-летнего перерыва возвращалась в большой теннис этой весной, то не скрывала, что делает это именно ради Олимпиады. Видимо, 37-летняя чемпионка Рио-де-Жанейро-2016 не успела набрать боевую форму. Об этом свидетельствуют ее результаты в апреле-июне: 4 матча – 3 поражения.

Угасший энтузиазм и честная Самсонова

Впрочем, никто не сомневается, что причины для отказа имелись у всех девятерых. Просто сегодня странно читать недавние интервью Рублева и Касаткиной «Спорт-Экспрессу», где оба с воодушевлением говорят о парижских Играх – да-да, конечно, поедем, с огромным удовольствием. Касаткина, помнится, тогда даже устроила заочную интернет-пикировку с Ириной Винер, обозвавшей наших олимпийцев-2024 командой «бомжей».

Ну, и где этот касаткинско-рублевский энтузиазм сейчас? Выходит, права была Винер, когда злословила?..

Пожалуй, честнее всех высказалась Самсонова, признавшаяся Sports.ru три недели назад: «Очков не дают, призовых нет. Еще мне говорили, что нам даже в олимпийской деревне нельзя будет находится. К тому же Париж – это грунт, а мне как раз надо защищать много очков на харде в Вашингтоне и Торонто. В общем, очень много деталей».

Страшное расписание – и страх выпасть из обоймы

С календарем в этом году действительно получилось не очень. Олимпиада в нем – как инородное тело, плохой «вставной зуб». Поскольку теннисный турнир Игр впервые с 1992 года пройдет на грунте, его участникам придется три раза за два месяца приспосабливаться к новому типу кортов: в июне — с земли на траву перед Уимблдоном, потом в июле — обратно на олимпийский грунт, а в первых числах августа – бегом за океан, на американский хард.

Пауз ради Олимпиады, на которые идет даже НХЛ с ее миллиардными оборотами, в расписаниях АТР и WTA не предусмотрено вовсе. Параллельно с Играми, по 4 августа включительно, в Вашингтоне пройдет турнир-«пятисотник», а сразу за ним, с 6-го числа – «Мастерсы» в Канаде, Цинциннати и US Open. Так что Самсонова не преувеличивает.

Что касается денег, за которые тут же ухватятся «доброжелатели» из соцсетей, то здесь они играют второстепенную роль. Дело не в них, а в конвейерной системе профессионального тенниса. Здесь стоит пропустить-провалить 2-3 топ-турнира, как ты сразу падаешь в рейтинге. А это означает трудную сетку с первых раундов, новые поражения и т.д. Можно резко потерять в заработке не на пару олимпийских недель — на месяцы вперед. Потом замучаешься возвращаться обратно наверх, пробивать эту стенку.

Для Алькараса Олимпиада важнее Уимблдона, для Рублева — наоборот

К звездам первой величины вышесказанное, правда, не относится. У них запас большой — как по рейтинговым очкам, так и по части финансов. Когда Карлоса Алькараса спросили, что для него важней – защита чемпионского титула на Уимблдоне или олимпийское золото, испанец ответил: «Сложный вопрос… Думаю, в этом сезоне я выбрал бы Олимпиаду. Все-таки она проходит раз в 4 года, и мы играем не за себя, а за всю страну. Особенный турнир».

Алькарас, Джокович, Синнер, Надаль, Швентек, Гауфф – все они заявились в Париж, не раздумывая. Как, кстати, и наша главная звезда Даниил Медведев. Из знаменитостей всемирного масштаба отказались только Арина Соболенко да Онс Жабер. Ну, и Рублев, хотя он где-то на грани этой категории. «У Андрея есть сложности со здоровьем и ему надо взять перерыв по медицинским причинам. Но при этом он категорически не хочет пропускать Уимблдон», — объяснил Тарпищев в интервью ТАСС.

К тому же Рублев — уже олимпийский чемпион. Токио, трехлетней давности, в миксте с Павлюченковой — тоже, кстати, отказавшейся от Парижа-2024.

Такая вот разница. Алькарасу с Медведевым Олимпиада милей, она их воодушевляет, а от Рублева и ниже уже начинаются раздумья. Которые в нашем, российском случае усиливаются всякими «нейтральными прелестями». Хотя последние тоже не стоит преувеличивать. Расскажи о них некоторым нашим чемпионам-борцам, что были отлучены от международных соревнований на год с лишним (в теннисе наши играли без перерыва, никаких санкций), потом пробивались в Париж через кучу барьеров, а, сделав это, все равно оказались не допущены МОК по неспортивным критериям, — те над проблемами Рублева с Самсоновой даже смеяться, наверное, постеснялись бы. Мол, детский сад. В подобной ситуации эти ребята рванули бы во Францию хоть «на своих двоих».

В общем, все сложно. Остается последний вопрос: на что сборная России по теннису – естественно, в ее нынешнем варианте — может рассчитывать на предстоящих Олимпийских играх?

Андреева в 17 лет – наше «олимпийское всё»?

Напомним, что на предыдущей Олимпиаде в Токио россияне по медалям заняли 1-е место среди всех теннисных держав: золото Рублева с Павлюченковой плюс два серебра – Карасева с Весниной в том же миксте и Карена Хачанова в одиночном разряде. Увы, до Парижа из этой обоймы призеров доедет только Аслан Карацев.

Особенно жалко Рублева, который сильнее Медведева и в паре, и на грунте. Как известно, войти в когорту мировых суперзвезд Андрею мешают хронические неудачи на «Больших шлемах», но там играют из пяти партий, а на Олимпиаде-то матчи — из трех. В таком формате Рублев способен победить кого угодно – как Алькараса на выигранном нашим теннисистом в начале мая мадридском «Мастерсе».

Однако Рублева в Париже не будет. И вообще, на Играх особое значение приобретают парные разряды. Во-первых, их больше, а, во-вторых, в них меньше раундов –грубо говоря, там легче пролезть. В миксте два матча выиграл – уже в полуфинале, что означает почти олимпийскую медаль.

Все, сказанное выше, наталкивает на мысль о Мирре Андреевой. Как-никак она показала лучший результат среди наших на «Ролан Гаррос»-2024, дойдя до полуфинала, — а ведь олимпийский турнир пройдет на тех же кортах.

Кроме того, Андреева – единственная кроме «негрунтовика» Медведева, кто выступит в Париже во всех трех разрядах. В том числе — с Вероникой Кудерметовой, которая переживает не лучший период карьеры, но еще два года назад стояла на втором месте в парном рейтинге WTA.

Да, Мирре только 17. Но в сложившейся ситуации нам деваться некуда. В Париже одну медальку зацепить бы – уже будет хорошо. А если она окажется еще и золотой…