7,7K подписчиков

СЫГРАТЬ В ХОККЕЙ И…ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ

Бакман Ф. Мы против вас / Фредерик Бакман ; [пер. со швед. Е. Тепляшиной]. – М.: Синдбад, 2023. – 536 с.

Бакман Ф. После бури / Фредрик Бакман ; [пер. со швед. К.Коваленко и М. Людковской]. – М.: Синдбад, 2024. – 720 с.

После грандиозного успеха «Второй жизни Уве» каждую новую книгу Фредрика Бакмана ждешь с особым нетерпением и поистинне читательским любопытством, мысленно задавая себе вопрос: а какую невероятную историю он поведает нам на сей раз? А еще более важный вопрос: о ком? И популярный нынче швед не перестает нас удивлять, сочиняя истории о своих соотечественниках. Но так уж получается, что в очередной порции скандинавских сюжетов и характеров мы все чаще и чаще узнаем себя. Так уж устроен человек: он хочет знать – чем он отличается от других, а еще – в чем хорошем он похож на других.

И вот Бакман подарил нам целую трилогию – «Медвежий угол» «Мы против вас» и «После бури». О первой из этих трех книг мне уже приходилось писать здесь. Было это некоторое время назад. И поначалу казалось, что Уве и тревожные люди вызывали бОльший интерес, нежели обитатели заброшенного в лесных чащах городка под названием Бьорнстад. Однако по мере чтения и первой книги и последующих в моей читательской душе вызревала симпатия к большинству персонажей бьорнстадской трилогии. Даже к тем, кто явно был не в ладах со своей совестью, а уж тем более с законом. За это время первая книга уже успела стать в Швеции даже мини-сериалом под именем того самого вымышленного города. Почти две тысячи страниц были написаны не зря. Понять это можно только тогда, когда прочитаешь третью книгу до финальных пассажей.

Ключевой в этой трилогии стала вторая книга, в которой хоккейные страсти перекинулись из Бьорнстада в соседний Хед. А все дело в том, что в обоих городах есть хоккейные команды, соперничающие друг с другом. Можно подумать, что все дело в текстах Бакмана в хоккейных страстях. Отчасти это так. История спортивного противостояния движет поначалу сюжет всех книг. Но в том-то и весь фокус, что ты постепенно забываешь о спортивной составляющей сюжета и начинаешь, вслед за автором, пытаться уследить за перипетиями жизни, а то и смерти героев трилогии. Писатель никак не предлагает нам смотреть на жизнь в шведской глуши сквозь розовые очки и умиляться до слез. Отнюдь нет. Он пытается нам показать варианты человеческих судеб, которые возможны (и невозможны) в этом медвежьем углу. До предела насыщая текст афоризмами, из которых можно составить вполне симпатичный цитатник. Например, вот как определяет понятие «культура» один из героев пожилого, правда, возраста: «культура – это не только то, что мы поощряем, но и то, что позволяем».

Книги еще и об этом: о том, что может позволить (или не позволить) каждый, живущий в тех самых реалиях, которые так сочно описаны Фредриком Бакманом и населены самыми разными персонажами всех возрастов, многих национальностей, не говоря уже о профессиях или пристрастиях и привычках. Их объединяет то, что они никак не могут проигнорировать такое явление как хоккей. Вроде бы вид спорта. На родине Бакмана, подозреваю, что он носит статус национального. Но писатель рассказывает нам о хоккее и как о виде спорта, прекрасно воссоздавая на страницах трилогии его специфику. Но главное для него хоккей – как способ жизни, выражение собственного «я». Если угодно, мировоззрения. Ни разу еще мне не приходилось встречаться в литературе с таким парадоксом: описание спорта через восприятие этого самого спорта совершенно разными людьми. В принципе я бы рекомендовал прочесть эти книги всем тем, кто яростно и страстно любит спорт и за кого-нибудь да болеет.

Фредрик Бакман сумел создать целую вселенную в своей трилогии. Это его Йокнапатофа. Думаю, что Уильяму Фолкнеру понравилась бы трилогия его шведского коллеги. Ибо здесь люди проживают жизнь. И здесь же уходят из этой жизни, оставляя свой след на земле. А еще здесь бушуют страсти, которые также влекут за собою летальные исходы. Обо всем это вы и прочтете в трилогии. Даже если вы не любите хоккей и предпочитаете футбол. Потому что книги эти о несовершенстве человеческой природы, что и приводит к парадоксам, которые не устает описывать и анализировать в этих романах Бакман. Недаром его вторая книга почти заканчивается размышлениями по поводу некой Магган, которая не появится в третьей книге. У шведского автора есть свои «любимчики», которым он обеспечил присутствие во всех трех романах.

Позвольте поэтому под занавес отдать заключительный абзац той самой героине, а самому завершить размышления о трилогии Фредрика Бакмана. Еще никто не умер от того, что болел за любимую команду. Но жизнь иногда способна преподносить такие сюрпризы, что поневоле задумаешься: а что может помочь пережить их? Ответ ищите в тексте трилогии Фредрика Бакмана. И напоследок, как было обещано, цитата: «Магган не знала, хороший она человек или плохой, она знала, что большинство по умолчанию считает себя хорошими людьми – в отличие от нее. Она видела себя в первую очередь бойцом. Магган сражалась за свою семью, за своих детей, за свой город. Даже когда город о ней не ведал. Иногда хорошие люди делают плохие вещи из хороших побуждений, а иногда, видимо, бывает и наоборот».

Сергей Ильченко