133,6K подписчиков

Эпопея с неисправным американским космическим кораблем Starliner началась еще на Земле и далека от финала

8K прочитали

Эпопея с возвращением неисправного космического корабля CST-100 Starliner от компании Boeing на Землю пока далека от своего финала. Так, НАСА в очередной раз перенесло отстыковку и спуск уже на 26 июня. При этом в НАСА продолжают повторять свою мантру о том, что отсрочка позволит тщательней оценить имеющуюся информацию и, наконец, позволит понять, готов ли корабль к возвращению домой.

Однако очередное вынужденное продление пребывания корабля Starliner на орбите вызывает опасения. Ведь сам корабль уже начинает порождать проблемы на самой МКС (Международной космической станции).

Эпопея с возвращением неисправного космического корабля CST-100 Starliner от компании Boeing на Землю пока далека от своего финала.

Эпопея с кораблем продолжается

Итак, еще 13 июня должен был состояться уже 90-й по счету выход в открытый космос астронавтов, но НАСА приняло решение его перенести «из-за проблемы с дискомфортом в скафандре, возникшей у одного из астронавтов».

Так, согласно ранее составленному расписанию, Трейси Дайсон и Мэттью Доминик должны были провести плановые работы за бортом МКС на протяжении 6,5 часов. Но выход пришлось отложить, так как астронавт сообщил о дискомфорте.

При этом внимание к этой ситуации было привлечено после того, как в эфир вроде бы как случайно попала аудиозапись тренировки по оказанию неотложной помощи на борту МКС.

Да, НАСА тут же выступило с заявлением, что никаких аварийных ситуаций на станции нет и беспокоиться вроде как особо и не о чем. Но вопросы об истинных причинах отмены выхода астронавтов в космос вспыхнули с новой силой. Особенно по причине того, что в НАСА не дали никакой дополнительной информации даже после прямых вопросов.

И вот тут возникла мысль о том, что в основе всей этой ситуации беспокойства напрямую связаны с негативными моментами, связанными с кораблем Starliner.

Данную ситуацию в принципе вполне можно сравнить с «эффектом бабочки», когда вроде небольшое случайное изменение в начальных условиях работы системы может спровоцировать серьезные последствия в будущем.

Ведь уже всем известно, что еще до старта CST-100 была обнаружена утечка гелия. Уже сейчас эксперты называют допуск к полету корабля с выявленной «небольшой» утечкой явной ошибкой. Ведь на орбите ситуация резко ухудшилась, и одна точка утечки превратилась уже в пять.

Ну а теперь обо всем этом по порядку.

С молчаливого согласия НАСА неисправный корабль полетел на орбиту

Эпопея с возвращением неисправного космического корабля CST-100 Starliner от компании Boeing на Землю пока далека от своего финала.-2

Итак, возвращаемся на Землю. Еще перед полетом, но после того, как первый запуск корабля был отменен, инженеры обнаружили утечку в одном из двигателей реактивной системы управления (РСУ) сервисного модуля.

Так вот, представители разработчиков корабля сделали следующее: они создали давление внутри системы такое, какое было бы на орбите, и попытались промониторить утечку гелия, чтобы составить прогноз. Так вот, в пресс-релизе сообщили следующее:

«Испытания гелиевой системы под давлением, проведенные 15 мая, показали, что утечка во фланце стабильна и не представляет риска для выполнения полета».

Более того, все тесты показывали, что остальная часть системы герметична и пригодна к работе.

В компании разработчиков Boeing были созданы процедуры для того, чтобы гарантировать, что система вполне способна сохранить возможности и надежность во время полета. И дальше с безмолвного согласия НАСА работы по подготовке старта корабля продолжились.

Так, С. Рич, оный является менеджером программы пилотируемых коммерческих кораблей (NASA Commercial Crew Program), перед стартом сообщил, что их инженеры считают, что дефект имеет фланец и уплотнение.

Ппо словам Стича, в уплотнение попал воздух или кусочек мусора, а по словам М. Наппи (вице-президент Boeing):

«Однако лететь можно даже в том случае, если бы пришлось полностью удалить уплотнение. Скорость утечки не превысит наши возможности справиться с ней».

И вот состоялся старт. Уже в полете проблема с утечкой «неожиданно» усугубилась. Были обнаружены еще четыре утечки гелия, при этом одна оказалась довольно большой.

После анализа ситуации и консультации на Земле, было сообщено экипажу о сложившейся ситуации.

Да, в корабле предусмотрены дублирующие системы, и если в одном контуре возникает нештатная ситуация, то этот контур блокируется, и его задачи подхватывает дублирующая система.

После прямой трансляции НАСА инженер Boeing сообщил следующее:

«После запуска наша команда отслеживала утечку в двигательной установке корабля… Когда специалисты закрыли все клапаны “текущего” контура, обнаружились еще две небольшие утечки. Убедившись в их местонахождении, мы протестировали все восемь гелиевых коллекторов и определили место течи на фланце одного из 28 двигателей РСУ. Газ вытекал через уплотнение размером с пуговицу на рубашке. Хочу отметить, что гелий не горюч и не токсичен. На ночь мы закроем некоторые контуры, оставив лишь те, где утечки нет. Это даст возможность нормально управлять ориентацией корабля. Гелиевая система по-прежнему безопасна, такие случаи [утечки] являются плановыми».

Далее сообщается, что специалисты продолжат работы над обеспечением безопасной стыковки корабля с МКС. При этом в очередной раз подчеркивается, что экипажу ничего не угрожает, и все находятся в безопасности.

Да, прорабатывался вариант и с экстренным возвращением. Но специалисты на Земле убедили всех, что ничего страшного нет и все пройдет штатно.

Утечки выходят из-под контроля

Эпопея с возвращением неисправного космического корабля CST-100 Starliner от компании Boeing на Землю пока далека от своего финала.-3

Итак, корабль приблизился к МКС и в автономном режиме смог состыковаться с портом модуля Harmony.

Затем астронавты открыли люки и вошли в станцию, проверив таким образом саму возможность передачи спасательного оборудования на МКС. А все потому, что американцы планируют использовать модуль в дальнейшем как «спасательную шлюпку».

И на этом первая важная часть миссии была решена, но оставалась еще одна – успешное возвращение корабля на Землю.

Но вскоре вскрылась уже четвертая течь. Хоть она оказалась и меньше остальных. По этому поводу Стич заявил следующее:

«В ближайшие несколько дней нам предстоит посмотреть уровень утечек и выяснить, что делать до окончания миссии».

В НАСА приняли решение временно перекрыть коллекторы в двигательной системе, чтобы остановить утечки, осознавая, что их придется открыть обратно во время спуска на Землю. При этом в НАСА заявили о том, что у Старлайн вполне хватит гелия, чтобы гарантировать до 70 часов автономного полета. А на возвращение на Землю требуется всего-то до 7 часов. Но вот незадача – во время этого брифинга обнаруживается уже пятая утечка.

Да, прессе сообщается, что новая течь куда меньше, чем остальные. Но уже на корабле обнаружено пять точек утечки гелия, а официальные лица продолжали свою мантру:

«Экипаж в безопасности и миссия на данный момент продолжается, как и планировалось. Придется подождать и посмотреть, как будет развиваться ситуация и какое влияние она окажет на всю космическую отрасль».

При этом специалисты стали изучать двигатель РСУ, который вдруг неожиданно отключился во время стыковки с МКС.

Для того чтобы проверить всю систему двигателей в состыкованном состоянии, НАСА на несколько долей секунды включает двигатели.

При этом у НАСА еще была надежда удержать ситуацию с утечками под контролем, чтобы не возникло изменений в планах. Но стремительно развивающиеся события привели к тому, что время пребывания корабля в составе МКС с семи дней резко возросло до 20 дней.

И сейчас в НАСА рассчитывают завершить миссию Boeing Crew Flight Test 26 июня.

Время тает, но еще есть

На текущий момент утечки гелия – это серьезная проблема. И уже сейчас стало очевидно, что ошибкой был допуск корабля к самому запуску с обнаруженным «незначительным дефектом». А все потому, что одна течь в космосе превратилась уже в пять, и сейчас есть серьезные сомнения в том, что корабль вообще может безопасно вернуться на Землю с орбиты.

Уже все громче слышны голоса, которые утверждают, что в НАСА не отдают себе отчет в серьезности ситуации и в том, насколько сложная проблема перед ними стоит сейчас.

При этом уже очевидно, что в Агентстве делается все возможное, чтобы избежать дополнительных трат в виде привлечения кораблей Илона Маска для эвакуации астронавтов, и тем более американцы не хотят обращаться за помощью к России, чтобы их «Союзы» спасали астронавтов.

Но время на принятие решений стремительно сокращается и добавляет нервозности на самой МКС. Кстати, изначально планировалось, что отстыковка Starliner пройдет 14 июня. Но эта процедура была отменена, так как в НАСА посчитали, что два события одно за другим – выход в открытый космос 13 июня и отстыковка 14 июня это очень неудобно.

Поэтому отстыковку перенесли на 18 июня (потом опять перенесли). Но как мы уже знаем и выход в открытый космос был отменен по довольно странной причине.

Эксперты уже связывают и невыход в космос, и проблемы с кораблем в единую цепочку и отмечают ,что, «Похоже, у МКС проблемы из-за корабля Starliner».

А ведь все началось даже не с проблем к кораблем а из-за конфликтов в расписании МКС. И уже затем посыпались одна проблема за другой.