1,3K подписчиков

Деньги будущего

«Деньги – не только и даже не столько экономическое благо. Они в определенном смысле отражают общество в целом», – написал французский экономист Мишель Аглиетта в предисловии к своей книге «Деньги между насилием и доверием».

Фотография ИТАР-ТАСС, Ирина Сапрыкина
Фотография ИТАР-ТАСС, Ирина Сапрыкина

В последние годы в мире денег происходят заметные изменения:

  • активное создание и применение новых платежных технологий (носимые устройства, биометрическая идентификация, платежи внутри мессенджеров и чат-ботов, системы быстрых платежей, оплата по QR-кодам и прием платежей на смартфоне);
  • новые технологии создания денежных обязательств (цифровые валюты и токены);
  • новые игроки среди эмитентов денежных обязательств (бигтехи, финтехи, платформы и экосистемы), число потенциальных пользователей у которых исчисляется сотнями миллионов человек;
  • криптовалюты и цифровые валюты центральных банков.

Многие происходящие изменения были спровоцированы появлением криптовалют и их потенциалом по превращению в новую форму денег. Одним из ответов на «криптовызов» являются системы быстрых платежей, обеспечивающие более быстрые взаиморасчеты по сравнению с банковскими (в России мы это преимущество практически не ощущаем из-за высокой скорости «обычных» банковских онлайн-переводов, отсутствующих во многих других странах). Другой ответ – это цифровые валюты центральных банков, которые должны совместить надежность обязательств, выпущенных кредитором последней инстанции, с возможностями смарт-контрактов, реализуемыми в цифровой среде.

Происходящие изменения заставляют задуматься о том, какими будут деньги будущего. Банк международных расчетов (БМР) посвятил описанию своего видения третью главу годового отчета за 2023 г. Система, к которой, по мнению БМР, постепенно следует стремиться, – это сосуществующие на унифицированном реестре цифровые валюты центрального банка, токенизированные денежные средства, а также токенизированные активы (цифровые права на неденежные активы). Сейчас все эти активы пока не могут бесшовно конвертироваться один в другой, но принципиально такое развитие событий не выглядит невозможным.

«Чередование» денег

По мнению антрополога Дэвида Гребера, история Евразии в последние 5000 лет представляет собой чередование периодов, когда доминировали кредитные деньги (это эпохи Древнего мира, Средние века, Новейшее время), и периодов, когда преобладали товарные деньги – золото и серебро, то есть когда «значительная часть сделок осуществлялась посредством перехода кусочков драгоценного металла из рук в руки» («осевое время» и колониальная эпоха). В эпоху «кредитных» денег преобладают институты, подразумевающие высокое доверие и интенсивное развитие. В эпоху «товарных» денег – институты, подразумевающие низкое доверие, конкуренцию (вплоть до войн за ресурсы) и экстенсивное развитие.

Деньги как долговые записи могут существовать только в отношениях доверия между должником и кредитором и стабильности внешней среды. Поэтому кредитные системы преобладают в относительно мирные времена или локализуются в сетях доверия, создаваемых государствами или транснациональными организациями (от купеческих гильдий и религиозных общин до банков и современных технологических платформ). А золотые или серебряные монеты (или другие товарные деньги) проще использовать для сделок с незнакомцами, поэтому они приходят на смену «кредитным» в периоды неопределенности.

Согласно концепции Гребера, до недавнего времени мы жили в эпоху кредитных денег, которая по историческим меркам только-только началась. Однако не наблюдаем ли мы сейчас ее окончание? И какие сценарии трансформации денежной системы возможны?

Ольга Лаврентьева, научный сотрудник лаборатории финансовой грамотности экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

«Деньги – не только и даже не столько экономическое благо.-2
  1. Первый сценарий – преобладание кредитных денежных обязательств глобального характера – это продолжение наблюдавшихся раньше глобализационных трендов, а также возможный переход к модели унифицированного реестра от Банка международных расчетов в мировом масштабе.
  2. Второй сценарий – преобладание кредитных денежных обязательств локального характера – означает усиление торговых и финансовых связей внутри региональных блоков (или иных общностей людей) при росте напряженности между этими блоками. Слова «локальные» и «трансграничных» в таблице выше взяты в кавычки, потому что границы этих блоков или общностей могут не совпадать с границами стран. Происходящие в последние два года процессы скорее укладываются именно в этот сценарий.
  3. Третий сценарий – преобладание товарных денежных обязательств – подразумевает усиление фрагментации мировой экономики, повышенную неопределенность относительно будущего и недостаток обобщенного доверия. Это предполагает рост спроса как на классический «денежный» товар – золото, так и на денежные обязательства, напрямую имеющие товарное обеспечение.

По какому сценарию будут развиваться события в денежной сфере, можно, изучая тенденции рынка криптовалют. Ведь этот рынок характеризуется повышенной чувствительностью к новостям, а из-за практически полного отсутствия унификации и регулирования представляет собой своего рода «институциональную песочницу», в которой рождаются, развиваются и конкурируют между собой за деньги инвесторов новые формы денежных обязательств.