Кратко про историю Голландской Ост Индии и чуть-чуть о японских ВДВ.

928 прочитали

Для того, чтобы понять, зачем Япония вторглась на Суматру, и отчего британцы так активно участвовали в процессе, нужно просто знать, что Голландская Ост Индия (особенно Суматра) это колыбель компании "Royal Dutch Shell".

Ну, таки-да, нужно дать маленькую предысторию интересного образования Голландской Ост Индии, ибо колониальная история ныне кажется далеким прошлым, и не всем она понятна.

Для того, чтобы понять, зачем Япония вторглась на Суматру, и отчего британцы так активно участвовали в процессе, нужно просто знать, что Голландская Ост Индия (особенно Суматра) это колыбель компании

Если очень коротко, то... Сначала появилась Португальская Ост Индия (очень давно, с 1512 года). Потом в этот район пришло "Акционерное общество" Голландская Ост Индийская компания, которая сильно потеснила португальцев (за которыми в конце-концов остался только Тимор). Голландские "частники" имели свой флот и содержали частную армию (численностью почти 10 тыс. человек). Потом на этом рынке появился новый "игрок" - англичане. Тягаться частниками с британцами оказалось тяжело. Общий долг компании к 1796 году составлял свыше 100 млн флоринов, и в 1798 году компания обанкротилась. (ослабление позиций Голландии и позволило британцам заполучить Сингапур). Голландская Ост-Индия была образована из национализированных торговых постов Голландской Ост-Индской компании, которые перешли под управление голландского правительства в 1800 году.

Потом начались Наполеоновские войны. Во время наполеоновских войн территория самой Голландии была захвачена Францией и создана Батавская республика. В 1806 году Батавская республика была реорганизована в Голландское королевство. Потом, наконец, все уладилось. Великобритания вернула Нидерландам колонии на Малайском архипелаге по Лондонскому договору от 13 августа 1814 года. 19 августа 1816 года перед ратушей Батавии администрация Явы в Ондерхорхедене была официально передана Объединённому королевству Нидерландов, вместе с которым родилась Голландская Ост-Индия. Управление Голландской Ост-Индией осуществлялось централизованно генерал-губернатором, как и в период правления Голландской Ост-Индской компании. Генерал-губернатор назначался королём Нидерландов по рекомендации Совета Голландской Ост-Индии, председателем которого формально был генерал-губернатор Голландской Ост-Индии. В Нидерландах политика определялась Министерством колоний, которое также управляло Королевской Голландской Ост-индской армией.

Месторождение на Суматре было открыто в 1885 году, и король Виллем III хотел прибылей от земных богатств подвластных территорий. А потому, при его содействии в 1890 году появилась "королевская голландская компания" или "Royal Dutch". Правда, в том же году монарх скончался, и его дело отошло другим людям.

В 1896 году в состав руководства компании "Royal Dutch" вошёл 30-летний Генри Детердинг (Henri Deterding), в 1901 году ставший еегенеральным директором Royal Dutch. По его инициативе в 1903 году была создана маркетинговая компания Asiatic Petroleum Company (Азиатская нефтяная компания), совместное предприятие Royal Dutch, Shell и парижской ветви семьи Ротшильд. А в 1907 году голландская "Royal Dutch" и британская "Shell" слились воедино. (Так что у англичан там были свои интересы).

А потом случилась Вторая Мировая, и... метрополия в 1940 году была захвачена немцами. Для Голландской Ост Индии это мало что меняло: здесь оставались и колониальные войска, и голландский флот, и авиация. Но, потом появились японцы...

К берегам Суматры вышли два японских корабельных соединения. но не только они. Японцам очень хотелось нефти, и, даже больше не нефти, а продуктов ее переработки (например, бензина). Нефтеперерабатывающие заводы на Суматре были, принадлежали они как раз той самой "Royal Dutch Shell". Заводы были частными, но уж больно беспокоились японцы за их сохранность (вдруг англичанам захочется их взорвать). Ну и попутно, японцам очень желательно было захватить в целости аэродромы на которых базировались британцы.

А, потому, когда 14 февраля 1942 года началось сражение за Палембанг (на острове Суматра), японцы высадили десант. И не простой, а воздушный.

Сделаем небольшое лирическое отступление по поводу японских парашютистов. Их снаряжение и подготовка являлись во многом заимствованием германского опыта. (и, даже униформа парашютистов Императорской армии Японии была схожа с униформой немецких парашютистов)  Выброска (как и у немцев) шла без тяжелого вооружения (с пистолетами и гранатами). Днем рождения японских воздушно-десантных сил следует назвать 22 апреля 1937 г., когда во время маневров были сброшены 88 парашютистов в полной выкладке. Положительный результат убедил японское командование практически использовать возможности парашютных соединений. Первый опыт высадки  трех диверсионных групп был во время войны Китае.  К началу Второй Мировой  войны была сформирована двухбатальонная "бригада".  Потом батальоны начали называть полками. На основе этого опыта командование японской армии в 1938 г. приказало сбросить десант численностью 120 человек в тыл китайских войск для проведения разведки. Эта операция показала большие возможности воздушного десанта при использовании фактора внезапности. Однако до начала 2-й мировой войны кроме небольших экспериментальных групп, Япония не имела воздушно-десантных войск в составе наземных и военно-морских сил. С мая до октября 1940 г. генерал Тамаюки Ямасита (будущий "тигр Малайи") находился в Германии и Италии, где изучал организацию воздушно-десантных войск. История японских парашютистов началась с лета 1940 г., когда в страну прибыли 100 немецких инструкторов. Они начали строить ядро будущих войск для нужд пехоты и флота. Подготовку проводили в парашютных школах и центрах. В качестве полигона для тренировки воздушно-морского десанта немцы выбрали китайский остров Хайнань. К декабрю 1941 г. все участники курсов были тщательно обучены. Одновременно создавались новые центры подготовки в Японии и на оккупированной части Китая.
Сделаем небольшое лирическое отступление по поводу японских парашютистов. Их снаряжение и подготовка являлись во многом заимствованием германского опыта. (и, даже униформа парашютистов Императорской армии Японии была схожа с униформой немецких парашютистов) Выброска (как и у немцев) шла без тяжелого вооружения (с пистолетами и гранатами). Днем рождения японских воздушно-десантных сил следует назвать 22 апреля 1937 г., когда во время маневров были сброшены 88 парашютистов в полной выкладке. Положительный результат убедил японское командование практически использовать возможности парашютных соединений. Первый опыт высадки трех диверсионных групп был во время войны Китае. К началу Второй Мировой войны была сформирована двухбатальонная "бригада". Потом батальоны начали называть полками. На основе этого опыта командование японской армии в 1938 г. приказало сбросить десант численностью 120 человек в тыл китайских войск для проведения разведки. Эта операция показала большие возможности воздушного десанта при использовании фактора внезапности. Однако до начала 2-й мировой войны кроме небольших экспериментальных групп, Япония не имела воздушно-десантных войск в составе наземных и военно-морских сил. С мая до октября 1940 г. генерал Тамаюки Ямасита (будущий "тигр Малайи") находился в Германии и Италии, где изучал организацию воздушно-десантных войск. История японских парашютистов началась с лета 1940 г., когда в страну прибыли 100 немецких инструкторов. Они начали строить ядро будущих войск для нужд пехоты и флота. Подготовку проводили в парашютных школах и центрах. В качестве полигона для тренировки воздушно-морского десанта немцы выбрали китайский остров Хайнань. К декабрю 1941 г. все участники курсов были тщательно обучены. Одновременно создавались новые центры подготовки в Японии и на оккупированной части Китая.
.
.

Высадка в районе Палембанг была не первой боевой операцией японских воздушно десантных войск.

11 января 1942 г. 30 самолетов сбросили 350 парашютистов 1-го батальона военно-морского флота на остров Целебес, в районе Манадо для захвата аэродрома Лангоан. В 9.52 острова достигли японские транспортные самолёты, которые начали высадку воздушного десанта на аэродром Лангоан, завершившуюся к 10.20. Голландские части в этом районе находились в полной боевой готовности, ни о какой внезапности речи уже не было. Поэтому японские парашютисты были обнаружены и обстреляны ещё в воздухе, понеся при этом чувствительные потери. Но после приземления десантники быстро собрались в боевые группы и легко реализовали заметное преимущество в численности, тем более что оборонявшиеся части не имели серьёзного преимущества перед ними в вооружении и к тому же быстро начали испытывать нехватку боеприпасов. К 11.25 аэродром был полностью занят японскими войсками. Намеченная голландцами контратака не состоялась, так как выделенная для неё рота ополчения не вышла на позицию, не выполнив приказ. Эта операция прошла почти успешно, если не считать одного момента.

Еще до начала операции, 3 января 1942 года, когда 1-й парашютно-десантный полк находился на борту транспортного корабля «Мэйко-Мару», следовавшего в составе конвоя, судно было потоплено авиацией. Личный состав полка был спасен сопровождающим крейсером "Касии", но все снаряжение ушло на дно.

Но эта операция с самого начала пошла немного не по плану. По плану 425 человек из 1-го парашютно-десантного полка должны были захватить аэродром Палембанг, а бойцы 2-го парашютно-десантного полка занять город и взять под контроль нефтеперерабатывающий завод. Но...

После потопления «Мэйко-Мару» японские парашютисты стали испытывать нехватку снаряжения, и высадку осуществлял второй "полк", пополненный личным составом первого.

Высадка осуществлялась с транспортных самолетов Каwasaki Ki-56 (что и сыграло свою роль в развитии событий). Почему? Потому, что слизанный с "Локхида" японец по своему профилю был очень похож на австралийские "Хадсоны", и английская авиация пропустила транспортников.

В сентябре 1939 года с приобретением лицензии на производство двухмоторного транспортного самолета Локхида 14-WG3, Кавасаки получила от воздушного штаба армии заказ на разработку на его базе улучшенной версии, получившей обозначение Кi-56. Ki-56 Thalia. Производство самолета дополнительно было развернуто на фирме Кавасаки. Совершенствованием самолета на Кавасаки занялся Такео Дои. Была снижена масса конструкции крыла, переработаны закрылки Фаулера. Была увеличена длина фюзеляжа на 1,5 м с увеличением вместимости до 16 пассажиров или 14 солдат, или 10 парашютистов. По левому борту установили большой грузовой люк с дверью, в салоне разместили грузовую лебедку, самолет мог перевозить до 2400 кг груза. Силовая установка стала более мощной и состояла из двух двигателей Накадзима На-25 по 990 л.с. Два прототипа были готовы к осени 1940 года, самолет получил обозначение Ki-56. 
 Во время официальных испытаний в Тачикаве самолет показал улучшенные взлетно-посадочные характеристики и хорошую управляемость.  Кi-56 был запущен в серию под обозначением транспортный самолет армейский тип 1. Всего был произведен 121 самолет Ki-56, включая два прототипа.
В сентябре 1939 года с приобретением лицензии на производство двухмоторного транспортного самолета Локхида 14-WG3, Кавасаки получила от воздушного штаба армии заказ на разработку на его базе улучшенной версии, получившей обозначение Кi-56. Ki-56 Thalia. Производство самолета дополнительно было развернуто на фирме Кавасаки. Совершенствованием самолета на Кавасаки занялся Такео Дои. Была снижена масса конструкции крыла, переработаны закрылки Фаулера. Была увеличена длина фюзеляжа на 1,5 м с увеличением вместимости до 16 пассажиров или 14 солдат, или 10 парашютистов. По левому борту установили большой грузовой люк с дверью, в салоне разместили грузовую лебедку, самолет мог перевозить до 2400 кг груза. Силовая установка стала более мощной и состояла из двух двигателей Накадзима На-25 по 990 л.с. Два прототипа были готовы к осени 1940 года, самолет получил обозначение Ki-56. Во время официальных испытаний в Тачикаве самолет показал улучшенные взлетно-посадочные характеристики и хорошую управляемость. Кi-56 был запущен в серию под обозначением транспортный самолет армейский тип 1. Всего был произведен 121 самолет Ki-56, включая два прототипа.

Пишут о том, что "это был второй успех японских парашютистов". Ну, как сказать, успех... Смотрим...

В то время как самолеты союзников атаковали японские корабли 13 февраля (о чем мы уже писали), транспортные самолеты Kawasaki Ki-56 1-го, 2-го и 3-го Чутай, ВВС Японии высадили парашютистов над аэродромом Пангкалан-Бентенг. (Чутай -это примерно эскадрилья. Командир - капитан).

В то же время бомбардировщики Mitsubishi Ki-21 из 98-го Сентая (группы) сбросили припасы для десантников. Формирование сопровождали большие силы истребителей Накадзима Ки-43 из 59-го и 64-го Сентай.

Вторая группа 180 человек под командованием полковника Сейичи Кумэдолжна была высадиться в районе нефтеперерабатывающих заводов. 90 человек приземлились к западу от нефтеперерабатывающих заводов.

Японцы достают оружие из контейнера
Японцы достают оружие из контейнера

Дальше информация становится противоречивой.

Аэродром японцам захватить не удалось. Пока они бегали по полю искали вооружение, охрана успела отреагировать, и большая часть самолетов смогла взлететь. Через два часа после первого сброса еще 60 японских десантников были сброшены недалеко от аэродрома Пангкалан-Бентенг.

А, вот нефтеперерабатывающий завод японцам... тоже не удалось взять. Принято писать, что, мол японцы захватили завод... Ну, как сказать. Охрана завода загнала их в подвалы. Нефтяные танки были подожжены. Ряд авторов пишет: "зато парашютный десант вывел из строя оборудование". Ну, в общем-то, это и должны были сделать сами голландцы.

В конечном итоге японцы, потом, восстанавливали завод четыре месяца. В чем успех? Ну, наверное в пропаганде японских ВДВ. Ладно, вернемся к делам морским...