66,8K подписчиков

Стивену Кингу снова удалось тронуть меня за живое — отзыв о сборнике «Будет кровь»

165 прочитали

У Стивена Кинга несколько сборников повестей: «Четыре сезона» (1982), «Четыре после полуночи» (1990), «Тьма, — и больше ничего» (2010) и «Будет кровь» (2020). «Сердца в Атлантиде» (1999) тоже иногда относят к сборникам (а иногда — к романам).

Наиболее известный из сборников — «Четыре сезона». Именно в него включена повесть «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка», более известная по названию экранизации — «Побег из Шоушенка». «Лангольерами» известен второй сборник — «Четыре после полуночи».

Но я расскажу вам о последнем на сегодняшний день сборнике Кинга — «Будет кровь».

Сразу предупрежу о двух моментах:

  1. мне нравится, как пишет Стивен Кинг, но кинговедом я не являюсь;
  2. сравнивать раннего и позднего Кинга я не намерена и потому, что не кинговед, и потому, что не люблю сравнивать.

Я просто расскажу о трёх повестях: о сюжетах, темах/смыслах и о своих впечатлениях. Повесть, давшая название сборнику, — «Будет кровь», является продолжением романа «Чужак». Этот роман я не читала, поэтому сразу решила, что и повесть пропущу. Это произведение нещадно спойлерит все другие книги, где появляется Холли Гибни.

«Телефон мистера Харригана»

10-летний парнишка Крейг подрабатывает у пожилого бизнесмена. Приходит после уроков, читает ему книги, поливает цветы. Джон Харриган одинок, стар, чудаковат и очень богат. На праздники он дарит своему юному помощнику по одному доллару и по лотерейному билету. Мелочь. Но мальчик ценит внимание от такого важного человека. Со временем он привязывается к старику. И когда однажды выигрывает в лотерею 3 000 долларов, то покупает ему в подарок современный телефон, айфон. Харриган сначала не хочет его брать, а потом просто «срастается» со своим новым гаджетом, оценив его возможности.

Когда старик умирает, потрясённый подросток втайне от всех кладёт телефон ему в гроб. Крейг грустит и скучает и, не в силах удержаться, звонит на телефон Харригана. Потом ещё раз. И ещё.

Я не буду спойлерить и рассказывать, что происходило, когда он звонил и почему вообще он звонил. В этом, собственно, вся суть повести.

«Телефон мистера Харригана» — реалистическое произведение с нотками мистики, трогательное и глубокое, рассчитанное на «подумать». Это история взросления мальчика, знакомство которого со взрослым человеком изменило его жизнь.

«Жизнь Чака»

Близится конец света. Одни катаклизмы следуют за другими... По пути с работы школьный учитель Марти Андерсон видит рекламный щит, на котором изображён самый обычный мужчина средних лет и две надписи: «Чарльз Кранц» и «39 прекрасных лет. Спасибо, Чак!». Информация об этом человеке передаётся везде, где только можно, — по телевизору, радио, выскакивает в заставке компьютеров... Никто не знает, что это за человек...

Структура повести идёт в обратном порядке: акт III (финал истории), акт II (то, что было за 9 месяцев до этого), акт I (начало). О жизни Чарльза Кранца читатель узнаёт всё в обратном порядке.

«Жизнь Чака» — пронзительнейшая повесть о ценности и важности каждой человеческой жизни.

«Когда человек умирает, рушится целый мир. Мир, который он знал и в который верил. Ты только представь: миллиарды людей на Земле, и каждый носит в себе целый мир. Миллиарды миров, созданных человеческим разумом».

Повести Кинга «Жизнь Чака» и «Телефон мистера Харригана» — это какое-то волшебство. Волшебство, которое завораживает. И так всё вроде бы просто, а оторваться невозможно. Гипноз.

Кто читал «Жизнь Чака», помните сцену танца Чака и Дженис? Читаешь и кажется, что видишь всё своими глазами и слышишь своими ушами. Как потрясающе Кинг передаёт вот это состояние «здесь и сейчас», порыв души, созвучие мгновению, которые, собственно, и называются жизнью.

«Крыса»

Дрю Ларсон — университетский преподаватель и не слишком успешный писатель, у которого хватило сил на полдюжины приличных рассказов, а вот роман никак не даётся. И вот однажды по пути в магазин на него буквально обрушивается идея романа. Он видит героев своего будущего вестерна, знает их имена, ярко представляет сюжет. Осталось только сесть и записать книгу, будто под диктовку. На пару недель Ларсон оправляется в отцовский летний домик в глуши, чтобы заняться книгой... Там простужается, заболевает... В общем, с ним много чего там случается.

Повесть «Крыса» — о муках творчества и готовности многим жертвовать ради него. Повесть симпатичная, но довольно простая, на мой взгляд. Хотя не без смысла, конечно. Описывая творческий процесс, Стивен Кинг знает, о чём говори. Одно только погружение автора в писательский процесс чего стоит. Оно мне напомнило погружение читателя в книгу. Это то же полное растворение в тексте, когда всё вокруг постепенно и полностью исчезает и остаётся только одно — сама книга.

Жанр «Крысы» принято определять как мистику. Что по мне, это абсолютно реалистическое произведение. Жизнь полна совпадений. Люди полны сомнений. Творческие люди — особенно тонкокожие. Они воспринимают всё острее и болезненнее. И тут, как говорится, чего только не привидится.

В заключение

Повести сборника «Будет кровь» мне понравились. «Телефон мистера Харригана» и «Жизнь Чака» — больше, «Крыса» — меньше. Все они реалистичны и чуточку приправлены... чем-то потусторонним. Мистикой я это не назову. Но что-то остренькое однозначно имеется.

Все эти повести о жизни и смерти. О красоте жизни и неизбежности смерти. О внутренней искре и таланте. О ценности каждого человека. О предопределенности.

Люблю Кинга за то, что ему удаётся тронуть меня за живое, заставить думать о чём-то высоком, получить удовольствие от лёгкости слога и отдохнуть.

Читали этот сборник?

Телеграм | Поддержать канал