1,8K подписчиков

История Византии. Узурпаторы и еретики: от Юстина II до Константина Копронима

2,8K прочитали

Это третья часть цикла статей про историю Византии от Зинона до Никифора Фоки, если вы попали сюда случайно, то вам лучше сначала прочитать первую и вторую части.

Юстиниан II (изображение из открытых источников)
Юстиниан II (изображение из открытых источников)

Юстин II (565 – 578), Тиберий II (578 – 582), Маврикий (582 – 602)

Солид Юстина II (изображение из открытых источников)
Солид Юстина II (изображение из открытых источников)

Уже при преемнике Юстиниана, его племяннике Юстине II, дела пошли наперекосяк. В 569 году в Италию нагрянули лангобарды, а дать им отпор было решительно нечем – почти одновременно с этим опять началась война с аварами, персами, на африканские провинции напали мавры, на испанские владения – вестготы. К 573 году под властью ромеев на Апеннинах остались Романия, Рим, и нижняя часть полуострова. Поток неудач надломил Юстина, он серьёзно заболел, и ещё при жизни передал фактическое управление комиту экскувитов (начальнику охраны) Тиберию. Правление Тиберия запомнилось его неумеренной щедростью, граничившей с транжирством: за один только первый год своего правления он раздал в виде подарков 7200 фунтов золота. К счастью, править ему пришлось недолго – в 582 году он умер, по слухам, отравленный своими же приближёнными. Но и этого хватило. Империя стремительно погружалась в кризис, войны с аварами и персами шли с переменным успехом (но чаще не везло именно византийцам), а про Италию уже и думать забыли. Следующий император Маврикий в 599 году совершил невиданное – отказался выкупать из аварского плена 12 тысяч пленных солдат, ссылаясь на отсутствие денег в казне. Это и привело к очередному перевороту и его свержению.

Фока I (602 – 610)

Фока I (изображение из открытых источников)
Фока I (изображение из открытых источников)

Узурпировавший престол Фока (602 – 610) был человеком отвратительным во всех отношениях и продолжал активно сливать Византию – результаты его недолгого правления оцениваются как современниками, так и историками как катастрофические. В своём прошлом он был центурионом византийской армии (то есть унтер-офицером), со всеми вытекающими:

«Коренастый, небольшого роста, с широкой грудью и безобразным лицом, на котором виднелся шрам от старой раны, черневший, когда он раздражался, рыжеволосый, свирепый по характеру, грубый и резкий в обращении, лишенный всякого образования и совершенно неподготовленный своим прошлым к высокому положению...»
Свержение Фоки Ираклием (изображение из открытых источников)
Свержение Фоки Ираклием (изображение из открытых источников)

Мало того, что империя терпела поражение за поражением, приходилось увеличивать дань аварам, орды славян разгуливали по Балканам уже как у себя дома (в принципе, отныне это и будет их дом), так Фока ещё и считал самым лучшим средством борьбы с недовольными жестокие пытки и внесудебные расправы. В рейтинге худших византийских императоров Фока уверенно входит в топовую тройку, зачастую ему присуждается первое место. Стараниями этого замечательного и особо одарённого человека Византия зашла в такой кризис, что по сути встал вопрос о дальнейшем существовании государства в принципе. Но тут судьба снова послала империи выдающегося полководца, каппадокийского армянина Ираклия, который стал одним из предводителей восстания против кровавого тирана, казнил его, и сам взошёл на престол.

Ираклий I (610 – 641)

Солид Ираклия I (изображение из открытых источников)
Солид Ираклия I (изображение из открытых источников)
«Ираклий, вступив на престол, нашел совершенный упадок в ромейском государстве. Европу опустошали варвары, Азию всю заняли персы, города пленили и ромейское войско истребили в сражениях. Смотря на это, он был в недоумении, что ему делать»

Ситуация была настолько плачевной, что пришлось переплавлять церковную утварь из Софийского собора и чеканить монеты из этого золота и серебра. В 626 году огромная орда аварской конницы и славян снова подошла к стенам Константинополя, а с азиатского берега Босфора им на помощь спешили персы. Только высота и мощь крепостных стен, которые выдержали обстрел из осадных машин, да наличие флота, который не позволил соединить аварские и персидские силы, спасли столицу. Поразительно, но буквально на следующий год Ираклий перешёл в контрнаступление, сам вторгся в персидские владения, и в решающей битве при Ниневии наголову разгромил персов. Причём по сообщениям источников в разгар сражения вражеский полководец вызвал императора на поединок, Ираклий не струсил, выскочил раз на раз, и обезглавил своего противника, после чего продолжил сражаться вместе со своими воинами, получив множество ударов и ран, но оставаясь в строю. Мужик был на редкость сильный и храбрый.

Долгий период ирано-византийских войн завершился, Византия получила огромную контрибуцию и ценнейшую реликвию – Честной Крест Господень, который был триумфально помещён в Софийском соборе под ликование всех жителей империи. Казалось, что теперь все беды позади, опаснейший враг разгромлен, и наступает эпоха процветания. Самое обидное в том, что всё сложилось совершенно не так, потому что как раз в это время на Востоке уже зарождалась новая религия – ислам. Наступала эпоха Арабского Халифата. В 633 году мусульмане выступили в свой первый поход за пределы Аравии, а уже в 636 году наголову разгромили византийскую армию в битве при Ярмуке, в скором времени обеспечив себе господство в Сирии и Палестине.

С этого момента именно арабская угроза будет для Византии главной – кое-что про это мы уже рассказывали в выпусках про Хазарский каганат.

К 680 году Византия потеряла не только большую часть заморских владений, но и часть территорий на Дунае – туда прибыли булгары с ханом Аспарухом и основали Болгарское царство. Император Константин IV, который попытался вытеснить их оттуда, посреди военной кампании заявил, что он заболел подагрой, и вообще он устал и уходит, и бросил армию накануне решающей битвы при Онгале – итог был немного предсказуемый, войска решили, что василевс сбежал, всё пропало, и надо спасаться самим (более подробно про эту историю мы рассказывали в выпуске про западных и южных славян). С этого момента начинаются непростые болгаро-византийские отношения.

Битва при Онгале (худ. Васил Горанов) (изображение из открытых источников)
Битва при Онгале (худ. Васил Горанов) (изображение из открытых источников)

Юстиниан II (685 – 695, 705 – 711)

Солид Юстиниан II (изображение из открытых источников)
Солид Юстиниан II (изображение из открытых источников)

Следующий император Юстиниан II отказался платить болгарам дань и в 688 году нанёс им чувствительное поражение. В остальном, однако, он оказался совсем не похож на тёзку. Его правление было настолько провальным, что Юстиниан II по праву входит в топ наихудших правителей Византии. Он ввязался в очередную войну с арабами, которая закончилась поражением. Показателен следующий эпизод, который в полной мере иллюстрирует тяжёлый нрав нового императора: когда арабы нанесли византийскому войску поражение битве при Себастополисе в 692 году, это стало следствием прямой измены славянских союзников, значительная часть которых перешла на сторону противника. Тогда разгневанный Юстиниан II приказал предать казни всех оставшихся верных ему славян, а также жён и детей всех сбежавших предателей. Дружки у императора были под стать ему: сакелларий (сборщик податей с церквей) перс Стефан и логофет геникона (глава налогового ведомтсва) Феодот, бывший монах. Мало того, что они были тупыми, они ещё и были крайне жадными. Феодот мотивировал строителей на императорских стройках работать быстрее через побивания камнями, а Стефан однажды дошёл до того, что приказал выпороть мать императора за какую-то провинность. Каким был беспредел в отношении людей более простых нетрудно себе представить. Но Юстиниана это ничуть не заботило. Неудивительно, что непоследовательный, вспыльчивый и жестокий император со своим двором вскоре приобрёл весьма зловещую славу у подданных. Поползли слухи, что Юстиниан вконец обезумел и от него можно ожидать чего угодно. Поэтому когда для сооружения пары построек с разрешения императора была снесена церковь в Константинополе, кто-то искусно вбросил новость о том, что начинается резня всех жителей в городе. Разъярённая толпа выплеснулась на улицы, Юстиниан был схвачен и приведён к инициатору мятежа – честолюбивому полководцу Леонтию. Тот приказал отрезать ему нос (поэтому Юстиниан II имеет прозвище Ринотмет – Безносый) и сослал в Херсонес. Так в 695 году Юстиниан II первый раз лишился трона.

Впрочем, ссылка в Херсонес оказалась не столь уж тяжёлой, экс-император пользовался относительной свободой и продумывал планы своего возвращения. Тем временем Леонтия уже сверг другой узурпатор Тиверий III. Он вообще был всего лишь офицером среднего звена в одной из армий империи, и солдаты провозгласили его императором исключительно из страха наказания за проваленную миссию – Леонтий отправлял их отвоевать Карфаген у арабов, но войско было вышвырнуто аж на Сицилию, после чего вспыхнул мятеж, командующий был убит, а терять стало нечего. И совершенно внезапно этот план удался, причём Тиверий сделал с Леонтием ровно то же самое – приказал отрезать ему нос и заточил в монастырь. К этому моменту Юстиниан уже изрядно надоел и жителям Херсонеса, так что они стали просить его куда-нибудь убрать. Верно поняв, что "куда-нибудь" скорее всего окажется "на тот свет", в 698 году Юстиниан задал стрекача через границу прямиком в Хазарский каганат. Там он убедил хазарского кагана выдать за него свою сестру (которая, кстати, в крещении получила имя Феодора, не нарушать же традицию!), но вскоре кагану такой зятёк видимо тоже надоел, и он разрешил византийцам прислать убийц под видом послов. Феодора слила заговор мужу, так что тот был готов, когда за ним пришли, и сам убил убийц, после чего снова пустился в бега – на этот раз к болгарам. В этот раз он заручился поддержкой болгарского хана Тервела, и в 705 году с болгарским войском сумел захватить столицу и сесть обратно на престол.

Союз хана Тервела и Юстиниана II (худ. Васил Горанов)
Союз хана Тервела и Юстиниана II (худ. Васил Горанов)

Хана Тервела Юстиниан поначалу отблагодарил за помощь и даже даровал ему титул кесаря; впервые в византийской истории этот титул получил мало того что варвар, так ещё и язычник. Но потом через пару лет внезапно и вероломно опять напал на болгар, правда в этот раз неудачно – византийцы потерпели поражение. Война с арабами тоже не приносила удач: в 709 году они прошли Дарданеллы и разорили Фракию. И на фоне этого Юстиниан решил разобраться со всеми, кто по его мнению как-то насолил ему во время его десятилетней ссылки (а таковых было, как вы понимаете, весьма много). Попал под раздачу и Херсонес - памятуя о холодном приёме, Юстиниан II отправил туда войско с целью покарать город. На одном из кораблей плыл армянин по имени Вардан, придворный, попавший в немилость и отправленный в ссылку. Вардану удалось наладить контакт с жителями города и добиться их поддержки, так что в Херсонесе вспыхнуло очередное восстание против Юстиниана. Хазарский каган поддержал его в борьбе за власть и отправил свои войска на помощь мятежникам. Вардан занял Константинополь в 711 году, став императором Филиппиком-Варданом. Со смертью Юстиниана II прервалась и династия Ираклидов.

Сам Вардан, правда, долго не продержался – правителем он оказался совершенно никудышным, много пил, государственными делами не занимался. Очень скоро это всем надоело, так что после одной из попоек оруженосец Вардана просто выволок пьяного в ананас императора из дворца и выколол ему глаза.

Лев III Исавр (717 – 741)

Лев III Исавр (изображение из открытых источников)
Лев III Исавр (изображение из открытых источников)

После этого, как и положено в таких случаях, период дворцовых переворотов продолжился, на престоле сменилось ещё несколько авантюристов, но ни одному не удалось задержаться надолго. Удача улыбнулась только одному из бывших придворных Юстиниана II – Льву Исавру (вообще-то он был греком, так что почему к нему прилипло такое прозвище остаётся загадкой). Ещё при Юстиниане II он проявил себя как человек хитрый и отважный, выполняя сложные и опасные поручения, а в 716 году он провозгласил себя императором Львом III. И сразу же ему пришлось отражать масштабное наступление арабов на Константинополь: в Мраморное море вошла огромная армада кораблей, несущая не менее впечатляющее войско. Но у византийцев в колоде по-прежнему были их козыри – сильный флот с греческим огнём и неприступные Феодосиевы стены.

Потерпев поражение на море, сарацины приступили к осаде с суши, но и тут не преуспели, а наступившая зима и господство ромеев на море лишили их снабжения. Арабская армия начала страдать от ужасного голода:

«Они пожирали всякую падаль, и лошадей, и ослов, и верблюдов. Говорят даже, что они ели трупы людей и свой собственный помет в горшках, мешая его с закваской»

Подкрепления, посланные халифом Омаром II, не сумели пробиться, так что арабам пришлось снимать осаду и спешно отступать, причём византийцы не упустили возможности атаковать их и разгромить, превратив отступление в паническое бегство. Это поражение надолго отбило у арабов охоту лезть на рожон.

Во внутренних делах Лев III также пытался всё улучшить, произвёл новую кодификацию законодательства, реорганизовал административно-территориальное деление империи. Но помимо прочего император неосторожно полез в религиозную политику, и своими руками породил весьма серьёзный кризис в истории Византии – движение иконоборчества. Поклонение иконам, фрескам, мозаикам, и.т.п. к тому моменту действительно принимало уже несколько странные формы, и начинало напоминать религиозный фетишизм и языческое поклонение идолам и статуям богов, что естественно противоречило христианскому вероучению («Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…»). Под этим предлогом Лев Исавр сначала приказал просто убирать иконы с видных мест в церквях, затем их начали замазывать краской, а в 730 году поклонение иконам и вовсе было объявлено преступлением.

Иконоборцы замазывают краской икону. Миниатюра из Хлудовской псалтири (изображение из открытых источников)
Иконоборцы замазывают краской икону. Миниатюра из Хлудовской псалтири (изображение из открытых источников)

Само собой, подобные действия вызвали крайне негативную реакцию со стороны общества. Христиане раскололись на две части – иконопочитателей (иконодулов) и иконоборцев (иконокластов).

Константин V Копроним (741 – 775)

Константин V на солиде (изображение из открытых источников)
Константин V на солиде (изображение из открытых источников)

Сын Льва III, император Константин V, оказался ещё более яростным иконоборцем, чем его отец. При нём начинаются уже самые настоящие масштабные гонения на иконодулов, а созванный по его инициативе в 754 году церковный собор (так и оставшийся в истории под названием Иконоборческого) и вовсе постановил считать всех почитателей икон еретиками. Значительная часть духовенства отказывалась мириться с таким положением дел, справедливо указывая на то, что светские власти лезут не в своё дело. Ответом на это были разорения церквей и монастырей, конфискация имущества, пытки и казни несогласных.

(изображение из открытых источников)
(изображение из открытых источников)

Летом 765 года Константин натурально дошёл до ручки, устроив на ипподроме шествие монахов и монахинь, отказавшихся признавать новые правила, а плебсу при этом разрешалось в них плевать и всячески оскорблять. За такие перфомансы Константин V удостоился от византийских хронистов крайне нелестного прозвища Копроним (Дерьмоимённый) – якобы ещё младенцем он испражнился в купель во время крещения, что сразу показало его сущность. Несмотря на своё доходящее до маразма иконоборчество, императором Константин был не самым плохим. В 754 году он опять отказался выплачивать дань болгарам и до конца жизни вёл войны против них: всего он совершил девять военных походов на Болгарское царство. При этом болгары хоть и сумели один раз подойти к самому Константинополю, но большую часть сражений продули вчистую, и в итоге были вынуждены униженно просить мира. Во время очередной военной кампании Константин тяжело заболел и умер в сентябре 775 года.

Пережив идиотов на троне, калейдоскоп узурпаторов-однодневок, смену правящей династии, значительные территориальные потери, серьёзные внутренние кризисы и конфликты, Византия продолжала своё путешествие сквозь столетия. В дальнейшем её ждёт новый период процветания при Македонской династии – жаль, что он окажется последним.