Найти в Дзене
Драга.Лайф

“Нет патронов и возможности отбиться” Как срывает крышу ПТСР после СВО

Фото: Freepik.com
Фото: Freepik.com

Посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) страдают большинство участников СВО. Военнослужащие, психика которых столкнулась с боевыми последствиями, как правило не могут доказать своё состояние и соответственно, не получают необходимой помощи. Журналистами портала «Осторожно, медиа» в интервью с бойцами СВО выяснили, как изменилась их жизнь и как они справляются с возникшими в связи с ПТСР, проблемами.

Участнику СВО снятся «трупы без голов и прилёты в мирных»

Мобилизованный Николай (имя изменено) с февраля 2024 года находится дома, поскольку ожидает изменение категории годности по решению военно-врачебной комиссии в связи с тяжелыми психологическими последствиями.

— Пока при любых хлопках и резких звуках, похожих на прилёт, я пригибаюсь, дёргаюсь в сторону. Мне снятся кошмары: что-то среднее между войной и обычной жизнью. То трупы без голов бегают по городу, то бомбардировки уничтожают мирные районы. Обычно, когда поток эмоций, крика и ужаса проходит через меня, я просыпаюсь в приступе панического страха, - рассказывает военнослужащий о своём состоянии.

Прибыв из зоны боевых действий в госпиталь, Николай думал, что его направят к психологу, однако оказалось, что по инструкции, если находясь более 3-х дней в госпитале военнослужащий обходится без этого специалиста, значит его не предоставляют. Присвоив ему категорию здоровья «Б» - годен с ограничениями, его должны были отправить в зону СВО. Однако сейчас он формально находится в отпуске и ожидает подтверждения изменения категории на «Д», что предполагает полное списание с военной службы.

По словам военнослужащего, уже сейчас ему психолог не нужен, поскольку он сам научился справляться со своими кошмарами и тиками. Помогает ему в этом успокаивающая музыка, которую он включает на минимальной громкости ежедневно перед сном.

- Иногда это работает, но пока кошмары продолжаются. Надеюсь, со временем всё пройдёт, - выразил надежду, военнослужащий.

Последствия пребывания в зоне боевых действий и приход к Богу

28-летний Иван (имя изменено) впервые прибыл в ДНР 20-летним добровольцем в 2016 году. Затем в 2022 году отправился на СВО, к Купянску (Харьковская область). А в 2023 году его «списали по психушке» после того, как он хотел убить командира, отправившего его с сослуживцами на штурм, а сам «ушёл назад» в тыл. По заключению военно-врачебной комиссии, Ивану диагностировано диссоциальное расстройство личности и он признан негодным к службе.

По словам участника СВО, на гражданке он не может найти себе применение и задумывается о возвращении в зону СВО, также он открыл для себя православную веру и намерен побыть в мужском монастыре.

Молодой мужчина признается, что не может выйти из состояния, когда должен быть всегда в напряжении, потому что вокруг – опасность. Он всегда носит с собой аптечку, на газоне высматривает мины, избегает толпы и не бывает в центре улицы, поскольку там «можно стать хорошей мишенью».

- Это рефлексы. Есть три реакции на угрозу: “Бей, беги, замри”, - уточняет Иван, указывая, что уже устал постоянно ожидать смерти.

По его словам, он неоднократно обращался в фонд «Защитники Отечества» за получением психологической помощи, однако врачи говорили, что у него достаточно крепкая психика в связи с тем, что он пережил и потому, он больше видит в этом необходимости. При этом сам мужчина отмечает, что стал агрессивнее, не справляется со своими эмоциями и срывается на окружающих.

Он также отмечает, что именно сложность в восстановлении психики после боевых действий и приводит к тому, что многие участники боевых действий, спиваются. Сам Иван сообщил, что тоже употребляет спиртное и безучастно относится ко многим событиям в жизни.

- Какой человек останется нормальным после того, как лежит в яме, пытаясь прикрыться гнилым трупом, повалив его на себя, зная, что защититься не сможет. А сейчас либо с коптера скинут ВОГ или гранату, или просто будут стрелять по брустверу так, что головы не поднять. Даже нет патронов и возможности отбиться, - рассказал участник СВО о пережитых им событиях в зоне СВО, уточняя, что сейчас морально чувствует себя «в аду».

По словам мужчины, он планировал вернуться в зону СВО, однако передумал и отправился молиться в монастырь: «Война не помогала. Глядишь, вера и отшельничество поможет».

Что такое ПТСР и как государство помогает участникам СВО

Диагноз ПТСР — это ответ психики на стрессовые события угрожающего или катастрофического характера. Возникает вследствие получения травмы в связи с каким-то инцидентом: военные действия, сексуализированное насилие и так далее. Между тем возникновение стресса в результате травмирующего эпизода само по себе явление - нормальное. Однако если это продолжается достаточно долго и угрожает общему здоровью человека, применяется специальное лечение.

Термин ПТСР введён в США в 1980-е годы в связи с реабилитацией ветеранов вьетнамской войны. Позднее, этот диагноз стал применяться не только в отношении военнослужащих.

К утвержденному обществом психиатров и одобренному Минздравом РФ перечню симптомов ПТСР, относятся:

- повторяющиеся неприятные переживания травмирующего события (флешбэки, представленные в ярких навязчивых воспоминаниях или повторяющихся снах);

- стремление избежать действий и ситуаций, напоминающих о перенесенной травме, в том числе ощущение чувства «онемения» и эмоциональное притупление, отрешённость, невосприимчивость к окружающей действительности, эмоциональная отстранённость;

- признаки чрезмерного физиологического возбуждения, сопровождающиеся бессонницей, связанной с неприятными воспоминаниями о событии, насторожённость, повышенная степень реакции испуга, а также иные расстройства сна - сомнамбулизм, сноговорение, галлюцинации;

- повышенная тревожность, состояние постоянного напряжения, проявление вспышек гнева, страха, паника и агрессия, которые вызваны воспоминаниями о перенесенной травме.

Как следует из оценки Центра психиатрии и неврологии имени В. М. Бехтерева, с диагнозом ПТСР столкнулись 3-11% участников боевых действий. А развитие такого диагноза среди раненых достигает 30%. В прошлом году отмечалось в СМИ, что после начала СВО нагрузка на отделение психиатрии в системе здравоохранения увеличилось.

До 2023 года в РФ не было утвержденного протокола лечения расстройства ПТСР. При этом практиковалась методика лечения при помощи барокамеры, чтобы вызвать гипоксию у пациента. Но в больше степени специалисты опираются на применение клинических рекомендаций по тревожным и паническим расстройствам. Однако с 21 июня 2023 года Минздрав РФ принят стандарт медицинской помощи при посттравматическом стрессовом расстройстве. То есть теперь существует единая практика диагностики и лечения.

Теперь, участникам СВО с диагнозом ПТСР назначаются индивидуальные приемы у психотерапевта – минимум 15 сеансов с продолжительностью до 2 часов, каждый. Рекомендована дополнительная физическая активность и санаторно-курортное лечение. Кроме того установлен перечень лекарственных препаратов для лечения этого расстройства.

По словам заместителя министра обороны Анны Цивилевой, 20% вернувшихся с зоны спецоперации нуждаются в помощи медицинских психологов и психиатров, включая медикаментозное лечение. Остальные 80% получают поддержку от социальных психологов. Об этом она как глава фонда "Защитники Отечества" рассказывала "Ведомостям".

Согласно указу президента, подопечные фонда — это демобилизованные военнослужащие, вышедшие из-под ответственности Минобороны, и семьи погибших бойцов. За время работы фонда поступило более 1,1 млн запросов, большинство из которых от действующих военнослужащих, находящихся в зоне спецоперации или в отпуске, а также от их семей.