3,5K подписчиков

Музейный блиц: как сохраняют народные промыслы?

© Предоставлено пресс-службой
© Предоставлено пресс-службой

Ко дню народных промыслов, который празднуется 23 июня, мы решили поговорить с командой Всероссийского музея декоративного искусства и узнать подробнее о выставочных проектах, сотрудничестве с современными художниками, конкурсе «Придумано и сделано в России», а также о тренде на развитие и популяризацию культурного кода регионов.

  • Что собой представляет музей? Как вы его можете описать для тех, кто ни разу у вас не был, — ради чего точно стоит прийти?

Елена Викторовна Титова (директор Всероссийского музея декоративного искусства): Всероссийский музей декоративного искусства — единственная институция в нашей стране, которая хранит, изучает и экспонирует шедевры национального декоративно-прикладного искусства и дизайна. В музее есть практически всё: редкие, удивительные по красоте предметы, созданные мастерами XVII–XIX веков; самый разнообразный выбор предметов традиционного народного искусства; шедевры «Русского стиля», выполненные известными мастерами и именитыми художниками в мастерских Абрамцева и Талашкина; и, конечно, выдающиеся коллекции декоративно-прикладного искусства советской эпохи. А также новые поступления: уникальные разработки промышленного дизайна советской эпохи и новейшего времени, студийные предметы последних лет. Мы на стороне вещей, а вещи — всегда свидетели эпохи.

  • В последние годы вы активно поддерживаете современное искусство, молодых художников, керамистов и проводите маркеты. Что вы можете рассказать об этом опыте? Не всегда музеи открыты к экспонированию новых для себя художников, как вы выстраиваете коммуникацию с новыми участниками?

Вера Юрьевна Савельева (советник по вопросам комплектования музейного фонда Всероссийского музея декоративного искусства): Всероссийский музей декоративного искусства активно вовлечён в современную культурную повестку. Поскольку основная задача музеев заключается не только в хранении и каталогизации музейных предметов, но и в выявлении современных объектов музейного значения. Это подразумевает активную организацию выставок и культурно-массовых мероприятий, которые отражают текущие тенденции в декоративном искусстве и дизайне. Приглашение молодых талантов и открытость к новаторским идеям помогают музею оставаться актуальным и интересным для широкой аудитории. Для эффективной коммуникации с новыми участниками мы используем прозрачные критерии отбора, активно взаимодействуем с художественными сообществами и образовательными учреждениями. Каждый проект рассматривается с точки зрения его вклада в развитие культурного ландшафта и потенциала привлечь внимание публики.

  • В своих выставках вы рассказываете о малоизвестных региональных художественных промыслах — как вы подходите к изучению материала перед подготовкой выставки? Привлекаете научных сотрудников, кураторов региональных институций?

Андрей Валерьевич Шаповалов (советник директора по науке Всероссийского музея декоративного искусства): В музее работают очень квалифицированные сотрудники, известные специалисты в своих областях знания, которые работают не только с музейными коллекциями, но и с современными художниками и мастерами. Кроме того, к работе над выставочными проектами мы привлекаем ведущих экспертов, приглашаем кураторов, работаем с партнёрами из регионов. В случае с Таймыром, например, нам очень помогали сотрудники Таймырского дома народного творчества, которые сами занимались отбором экспонатов и их научной обработкой. В выставке «40 картин и 4 промысла» нашим партнёром и экспертом выступила сама художница Эльза Давидовна Хохловкина, которая работала на Нижегородских художественных промыслах в 1970-х годах. Сейчас мы готовим выставку о гжельских керамических производствах, нашим партнёром будет Союз Гжельских мастеров.

  • Помимо московских проектов, ваши выставки открываются в других регионах, из последнего — «Мы приобретали не только знания...» Как вы выходите на региональные музеи, где ещё бы хотели показать свои коллекции или с кем бы ещё хотели посотрудничать?

Наталия Юрьевна Кайкова (заместитель директора по развитию, региональным проектам и туризму Всероссийского музея декоративного искусства): Всероссийский музей декоративного искусства активно сотрудничает с региональными музеями. Мы уже успешно провели выставки в Новосибирске, Благовещенске, Хабаровске, Южно-Сахалинске, Ульяновске, Белгороде, Калуге. Сейчас у нас проходят выставки в Государственном музее истории космонавтики имени К. Э. Циолковского («Художественное дыхание космоса») и в Балашихинском историко-художественном музее («Произведения учеников ЗНУИ Белорусской ССР»). Также осенью откроется выставка «Декоративное искусство — жить красиво» в городе Каменске-Шахтинском Ростовской области. А летом музей примет участие в Международном фестивале «Российско-китайская ярмарка культуры и искусства» в Благовещенске с большим выставочным проектом «Эстетика БАМа», который приурочен к 50-летию Байкало-Амурской магистрали. Наш музей состоит в Секции арктических музеев Союза музеев России и постоянно участвует в разных конференциях и фестивалях. В мае этого года прошёл Международный фестиваль «Интермузей», в рамках  которого директор Всероссийского музея декоративного искусства Елена Титова представила многолетнюю программу «Наследие содружества. Традиции для будущего». Подобные программы и мероприятия позволяют нам укрепить партнёрские отношения, пообщаться с коллегами из других культурных институций, обменяться опытом, новаторскими идеями и организовывать новые совместные выставочные проекты не только на территории России, но и со странами СНГ.

  • Расскажите про конкурс «Придумано и сделано в России». Его Гран-при — закупка в коллекцию музея. Как давно вы проводите такой конкурс?

Анастасия Игоревна Крылова (руководитель Центра моды и дизайна Всероссийского музея декоративного искусства): Конкурс-биеннале «Придумано и сделано в России» — это флагманский проект Всероссийского музея декоративного искусства, который проводится с 2018 года. Проект знакомит широкую аудиторию с достижениями современных дизайнеров и брендов, которые работают в разных направлениях дизайна: промышленном, предметном и ювелирном, включая устойчивые решения. Гран-при конкурса — закупка в музейную коллекцию предметного дизайна XXI века.

  • Какой выставочный проект вашего музея вы можете назвать главным / самым масштабным в этом году?  Какие планы на 2024 год ставите перед собой?

Елена Викторовна Титова (директор Всероссийского музея декоративного искусства): В нашем музее идёт большой проект «Путешествие домой. Традиционное искусство России», под эгидой которого открываются выставки, посвящённые художественным народным промыслам России. Первой выставкой стала «Во имя Промысла». В экспозициях представлены не просто рядовые предметы — это лучшие образцы, отобранные экспертами и учёными с конца ХIХ века. Каждая вещь демонстрирует красоту в её народном понимании. Выверенные, простые и строгие формы, богатство цветовых решений, орнаментального декора, теплота природных материалов — всё это является отражением национального самосознания, точкой сборки «культурного кода» общества, выполняет роль транзита культурной памяти, связывает поколения и эпохи.

В этом году мы планируем запустить ещё несколько флагманских проектов — «Такая разная Гжель!», «Ковёр историй» и «Придумано и сделано в России», которые покажут художественное наследие прошлого и успехи креативных проектов сегодняшнего дня.

  • Раскройте тему культурного кода — как вы относитесь к тому, что за последние годы это превратилось в некий тренд, который каждый регион пытается по-своему раскрыть и донести до публики?

Елена Викторовна Титова (директор Всероссийского музея декоративного искусства): Поиски собственной историко-культурной идентичности особенно актуальны в последние годы. «Русский стиль» в современном декоративном искусстве связан с обращением к национальным корням, что проявляется в орнаментике, технологии изготовления и художественной образности. Тесная связь современного актуального искусства с традиционными русскими ремёслами и промыслами позволяет ещё глубже узнать свои корни и почувствовать связь с родной историей и культурой. Современные российские художники и дизайнеры стали чаще обращаться к вопросу поиска национальной идентичности в стремительно меняющемся мире.