"Вот такой хоккей им и нужен". Культовый голливудский фильм о хоккее

593 прочитали

В 1977 году на экраны США и всего мира вышел очередной фильм выдающегося американского кинорежиссера Джорджа-Рой Хилла Slap Shot, у нас его переводят по разному - Удар по воротам, Щелчок, Пощечина. Джодрдж-Рой Хил, наверное, самый успешный американский режиссер конца 60-х -середины 70-х годов. Снятые перед Ударом по воротам вестерн "Буч Кэссиди и Сандес Кид" и ироничный детектив "Афера", родившие великий дуэт Пола Ньюмена и Роберта Редфорда, получили в общей сложности 11 "Оскаров" и массу других призов, а также огромную кассув 200 млн. долларов. И вполне обоснованно стали культовой классикой мирового кинематографа.

Хилл потом еще по разу, уже по отдельности, снял в своих фильмах этих самых обаятельных красавчиков американского кино тех лет - Ньюмена и Редфорда. Ньюмена он и снял в фильме Удар по воротам, о котором и пойдет сегодня речь.

Со временем Удар по воротам стал по признанию американской критики таким же культовым, как Афера или Буч Кэссиди. А кроме того, его признают лучшим в мире фильмом о спорте.

Фильм о хоккее. Спорте номер один в Канаде и одним из самых популярных в США. Как ни странно, фильмов о хоккее у нас и в США снято в ХХ век не так и много. У нас снято три фильма. И почти столько же в США.

О лучшем советском фильме "Хоккеисты" мы уже писали

Это был первый в советском кино художественный фильм об этом виде спорта. И он стал эталоном в сюжетном плане для двух других - Жребий и Эта жесткая игра хоккей. Фильмы сняты как под копирку. Жесткий тренер-диктатор, под образом которого очень легко угадывается в качестве прототипа Анатолий Владимирович Тарасов, конфликтует с опытными игроками команды.

Игроки хотят играть в радость, чтобы в команде царили мир и дружба во всем мире. Чтобы им читали Толстого, уважали их человеческое достоинство и не выгоняли из команды заслуженных ветеранов. То есть все в соответствие с Моральным кодексом строителя коммунизма.

А для тренера игроки "винтики" машины для зарабатывания очков и призовых мест. Главное результат. И как совместить Моральный кодекс с результатом в виде очков и мест, во всех фильмах ответа не дается. Но на всякий случай тренер-диктатор подвергается осуждению. То есть советские фильмы занимаются решением морально-этических проблем, как бы сделать так, чтобы и тренер был для игроков друг, товарищ и брат, и игроки получали бы удовольствие от общения с тренером.

Но как всего этого добиться в советских фильмах не рассказывают. Потому как в советской реальности еще такого не случалось, а если и случалось, то кончалось плачевно.

И вот американский фильм о хоккее. В СССР этот замечательный фильм не прокатывался. И это понятно почему. Если бы он был в прокате, то затмил бы незабвенную "Есению" по количеству зрителей многократно. Это во-первых. А во-вторых, рухнула бы вся советская учебно-тренировочная система хоккея высших достижений, с ее тренировочными сборами игроков по 10-11 месяцев на тренировочных базах.

Когда двадцать молодых, здоровых бугаев, как в монастыре, проживали лучшие годы жизни. Ни выпить, ни покурить, ни погулять с девчонками. Игорь Ларионов в своем "революционном" открытом письме Виктору Тихонову так и писал - непонятно как наши жены рожают детей, так как мы заперты круглый год на сборах.

И ведь как только наши хоккеисты посмотрели бы этот Удар по воротам, то сразу бы у них возник вопрос - а что, разве так можно? Почему этим самым заокеанским хваленным профессионалам можно пить, курить, гулять, играть в карты на деньги, пьяными выходить на игру и никаких монастырских сборов? И при этом завоевывать первые места.

Или у нас гранаты другой системы?

Но переходим к этому замечательному фильму. В нем нет размышлений на морально-этическую тему о взаимоотношениях тренера и игроков. Но там есть ответ на вопрос - какой хоккей нужен болельщикам. И это не вопль Николая Николаевича Озерова:"Такой хоккей нам не нужен!" - во время второй части Суперсерии-72, когда заокеанских профи слегка стали цеплять наших, по их понятиям очень легко. Нет, наоборот. Драки на поле - это неотъемлемая часть матча. Чем кровавей, тем это больше нравится зрителю.

Да и сам первый красный маршал Климент Ефремович Ворошилов, который дал добро на внедрение канадского хоккея на русскую почву говорил об этом спорте

... он очень подходит к характеру русского человека: требует храбрости, мгновенной реакции, находчивости, большой выносливости. А если надо, можно и подраться. Все эти качества нужно воспитывать у советской молодежи.

А как сделать, чтобы тебя канадцы не били, об этом знал Анатолий Владимирович Тарасов. 13 января 1966 г. хоккейная команда ЦСКА проводила в г. Калинине матч с лучшей любительской канадской командой "Шебрук биверс" ( Бобры из Шебрука). Мачт проводили в Калинине, вдали от глаз начальства. Тарасов разрешил своим игрокам сыграть с канадцами в канадский хоккей. Это была наша месть за предыдущее турне ЦСКА по Канаде, где гости играли крайне грубо.

Чтобы заокеанские хоккеисты осознали, что и у русских игроков кулаки увесистые. За подготовку и осуществление акции «укрощения канадцев» отвечал я. Решить эту проблему оказалось далеко не просто. И так у тренера всегда цейтнот, не хватает времени на совершенствование мастерства хоккеистов, трудно выкроить минутку для дополнительных занятий. И все же мы включили в тренировки вольную борьбу, ускоренный курс бокса, изучали приемы самбо.
Особое внимание уделялось скрытности действий. Нам не надо было поражать удалью зрителя. Главное, чтобы отпор ощутил соперник. Впрочем, эту «выучку» проходили далеко не все хоккеисты, а лишь спортсмены-атлеты.
Спланировал провести матч таким образом: очень мощное, в галоп, начало, в первом периоде звенья добиваются результата. Далее продолжаем наращивать темп и в конце второго периода, когда соперники чуть подустанут, бросаем вызов канадцам. Решил самое надежное в этом смысле звено выставить против пятерки, где выступали самые крепкие канадские парни во главе с играющим тренером Райтом. Как говорится, рисковать так рисковать.
«Первое слово» поручили произнести форварду Евгению Мишакову. Его должны были решительно поддержать остальные игроки звена – Анатолий Ионов, Юрий Моисеев, защитники Игорь Ромишевский и Олег Зайцев, которому вменялось персонально действовать против Райта.
Все было сделано по сценарию. Завязалась драка, и тут же поодиночке начали выпрыгивать на лед другие канадские игроки. Мы, памятуя о неписаных правилах подобных сражений в Канаде, стали выпускать своих. И так получилось, что на льду оказалось одиннадцать обособленных пар. Безучастными оставались лишь вратари. Они, облокотившись о верхнюю штангу ворот, взирали на происходящее и, естественно, громко давали советы.
«Ледовое побоище» продолжалось недолго, минут пять. Игра проходила на открытой площадке, каток был залит на футбольном поле, и зрители на трибунах находились далековато ото льда. И когда возникла потасовка, зрители решили, что «наших бьют», прорвали заградительный кордон милиции и устремились на помощь.
Увидев бегущих зрителей, я попросил побыстрее увести команды в раздевалки. Нас, тренеров, тут же попросили в судейскую комнату. Там уже сидел на табуретке канадский коллега. Вид был у него, прямо скажем, плачевный. Свитер порвали, на лице синяки, кровоподтеки. Он повторял одно и то же: «Что, разве мы начали драку?» Я ответил, какая, мол, разница, кто начал. Главное, такой, на канадский манер, хоккей так понравился зрителям, что они решили поближе подбежать к коробке катка, чтобы ничего не пропустить. И, обратившись к судьям, я далее сказал: «Пошли доигрывать матч». И тогда Райт пальцами, словно клещами, вцепился в мою тужурку: «Анатолий, мы не хотим играть в такой хоккей, наших трех игроков, должно быть, отправили в госпиталь, я тоже не смогу выйти на поле. Давай помиримся, давай играть нормально!» – «Коллега, а ты честно расскажешь всем своим, на что способны русские, если их довести до ручки?» Он перекрестился и ответил: «Можешь мне, Анатолий, верить – я расскажу всю правду».

Матч закончился со счетом 15-4 в нашу пользу.

Но то, что в фильме сплошные драки на поле не значит, что авторы фильма поклонники грубой игры. В фильме явственно проскальзывают нотки грусти по "старому, доброму хоккею."

Главный герой фильма Реджи Данлоп. Все, конечно же, узнали этого обаятельнейшего мужчину. Пол Ньюмен. Он и сам играл в молодости в хоккей.

 В 1977 году на экраны США и всего мира вышел очередной фильм выдающегося американского кинорежиссера Джорджа-Рой Хилла Slap Shot, у нас его переводят по разному - Удар по воротам, Щелчок, Пощечина.

Он капитан и играющий тренер вымышленной команды "Чарльстаунские Вожди", играющей в вымышленной Федеральной американской лиге, одной из низших хоккейных лиг в США. Кстати через тридцать пять лет в США сформируют низшую хоккейную лигу именно с таким названием.

Немножко предыстории фильма. Сценарий написан Нэнси Дауд по реальным событиям. Ее брат Нэд играл в команде низшей NAHL (Североамериканская хоккейная лига) "Джонстаун Джетс" из Джонстауна, штат Пенсильвания. И хозяева команды решили ее распустить. Нэнси переехала в 1975 г. в Джонстаун и год писала сценарий фильма. В это же время команда стала чемпионом лиги. Но в 1977 г. NAHL была распущена. И команда прекратила существование.

Увидев своими глазами жизнь команды, послушав рассказы игроков, Нэнси и написала сценарий, который снял Хилл. Несколько игроков из "Джонстаун Джетс" участвовали в съемках фильма.

Команда "Вожди" в глубоком кризисе. Она играет в "старый, добрый хоккей", но успеха это не приносит. Постоянный проигрыши и закономерное негативное отношение болельщиков. Команду освистывают.

А тут еще закрывается градообразующее предприятие, металлургический завод. 10000 рабочих останутся на улице. И вполне возможно, что хозяева, которых никто их игроков, даже Данлоп, не знают, клуб просто распустят.

И тогда Реджи Данлоп решает переломить ситуацию. В клуб принимают трех новичков - братьев Хэнсонов. С виду инфантилы, но внутри жестокие и исполнительные "убийцы". Вот они. Такие ботаны в очечках, играющие между собой в детские машинки.

 В 1977 году на экраны США и всего мира вышел очередной фильм выдающегося американского кинорежиссера Джорджа-Рой Хилла Slap Shot, у нас его переводят по разному - Удар по воротам, Щелчок, Пощечина.-2

И Данлоп отдает им команду - играть предельно жестко. И понеслась. Милые и добрые "Убийцы братья Хэнсоны" в деле. Хэнсонов играют профессиональные хоккеисты из "Джетса" братья Карлсоны и Дейв Хэнсон. Играют практически свою историю.

 В 1977 году на экраны США и всего мира вышел очередной фильм выдающегося американского кинорежиссера Джорджа-Рой Хилла Slap Shot, у нас его переводят по разному - Удар по воротам, Щелчок, Пощечина.-3

И сразу пошел зритель, и появился результат. Братья стали любимчиками публики.

И команде, которая играла в "старый, добрый хоккей", понравился новый жесткий стиль игры, кровавые драки. И вот уже один из самых скромных игроков команды требует, чтобы его называли "Киллер", так он жесток и кровав в игре по отношению к соперникам.

Команда выигрывает матч за матчем. В других города Лиги болельщики уже боятся их приезда. У команды появились поклонницы из местного балета на льду, которые на своем автобусе следуют по городам за своими любимцами.

И никакой жесткой дисциплины. После матча игроки во главе с тренером сидят в баре, курят, употребляют алкоголь, имеют соответствующие контакты с поклонницами из ледового балета, прожигают жизнь одним словом. А на утро в очередном матче просто зверски рвут на куски очередного соперника.

И как должны были смотреть на всю эту "демократию" советские хоккеисты, почти пожизненно заточенные на тренировочной базе? Это хорошо , если тренером у них Аркадий Иванович Чернышев, который утром по дороге на базу подбирает на остановке в Химках Валеру Васильева, который удрал вчера вечером в "самоволку" к девушке и употребил некоторое количество шампанского. Чернышев и подвезет, и заботливо отправит в парилку выгонять продукты распада алкоголя. А вот Анатолий Владимирович Тарасов за одно то, что в гостиничном номере Константина Локтева другие игроки тайком курнули в туалете, снимет Локтева с капитанов и выведет из сборной команды страны.

Но не все в команде хотят играть в "новый" хоккей. Выпускник Принстона, выходец из богатой семьи Нэд Брейден, которого неизвестно каким ветром занесло в эту глушь, не принимает новую тактику. Даже, когда ему достается от соперников, он не отвечает ударом на удар.

Брейдена играет Майкл Онткин, звезда "ТвинПикса". Актер, будучи студентом, играл в хоккей за университет Нью-Гепшира.

 В 1977 году на экраны США и всего мира вышел очередной фильм выдающегося американского кинорежиссера Джорджа-Рой Хилла Slap Shot, у нас его переводят по разному - Удар по воротам, Щелчок, Пощечина.-4

А Данлоп замутил другую интригу, через знакомого репортера запустил слух, что команду покупает некий страховой фонд из Майами. Это еще больше подняло моральный дух игроков. Майами, там тепло, там яблоки. Там новая Лига.

Данлоп даже установил кто владелец клуба и пришел к ней с козырями. Команда на подъеме, приносит впервые прибыль, продайте нас кому-нибудь. Только не распускайте. Как Ньюмен вальяжен в модном кожаном костюме со стаканом виски в руке. И рубаха с огромным воротником - супермодная по тому времени.

 В 1977 году на экраны США и всего мира вышел очередной фильм выдающегося американского кинорежиссера Джорджа-Рой Хилла Slap Shot, у нас его переводят по разному - Удар по воротам, Щелчок, Пощечина.-5

Но хозяйка, неожиданно это оказалась миловидная женщина, поясняет, что команда по окончанию сезона будет распущена, так как это более выгодно, чем платить налоги от ее продажи.

 В 1977 году на экраны США и всего мира вышел очередной фильм выдающегося американского кинорежиссера Джорджа-Рой Хилла Slap Shot, у нас его переводят по разному - Удар по воротам, Щелчок, Пощечина.-6

И предстоит финальный матч за звание чемпиона Лиги. Соперники усилились самыми страшными хоккейными громилами и хулиганами. А Данлоп перед матчем говорит парням, что он их обманывал, что хозяйка распустит команду. И вся эта бойня была зря. И давайте, парни, сыграем свой последний матч в "старый, добрый хоккей". И все соглашаются. А "убийцам" братьям Хэнсонам, что в "грязный", что в "добрый" играть - все равно. "Как скажешь, тренер!"

Но соперники то приготовились "убивать" "Вождей"... Финал - конец простой — хоть не обычный, но не совсем досадный. Смешной, оптитмистический и грустный. В общем открытый. Захотите - увидите сами и заодно насладитесь этой замечательной комедией, полной серьезных мыслей какой хоккей нужен.

Через двадцать пять лет, в 202 году уже другой режиссер, с другими актерами снял продолжение - "Удар по воротам-2. Разрезая лед". Действие происходит через 25 лет после времени действия в первом фильме все в той же команде "Вожди". А еще через шесть лет, в 2008 г., был снят "Удар по воротам-3. Молодежная Лига". Но это совсем другие истории. Из старых героев там по-прежнему есть братья Хэнсоны.