Найти тему
ИстФак

История Византии. Становление империи: от Константина до Юстина

«Константинополь», худ. Васил Горанов (изображение из открытых источников)
«Константинополь», худ. Васил Горанов (изображение из открытых источников)

В таком уникальном месте, где через систему узких проливов соединяются два моря, не могло не возникнуть города. И он, конечно же, был основан – греки, в VII веке до н.э. активно осваивавшие Понт Эвксинский, как они называли Чёрное море, основали в месте соединения Мраморного моря, Босфора и Золотого Рога поселение, которое получило название Византий. Выгодное местоположение делало этот город желанным призом – его завоёвывали персы, затем греки отбили его обратно, потом греки и сами поссорились между собой, и во время Пелопонесской войны воевали за Византий, пока наконец в 74 году до н.э. он не оказывается под властью Рима. Так бы и быть ему одним из важных, но всё же провинциальных городов империи, но судьба распорядилась иначе. В IV веке император Константин Великий задумался о необходимости новой столицы для своего государства. В условиях набиравшего обороты Великого переселения народов и связанного с ним миграционного кризиса на границах империи почти постоянно полыхали войны, и императору было необходимо находиться как можно ближе к границе чтобы быстро реагировать на вторжения варваров.

Император Константин Великий (изображение из открытых источников)
Император Константин Великий (изображение из открытых источников)

Вечный город к тому моменту, по сути, уже фактически утратил статус императорской резиденции (сам Константин, к примеру, побывал там всего три раза в жизни). А вот Византий отлично подходил на роль нового центра – он не только занимал стратегически важное место, но и был гораздо ближе к восточным рубежам, где разворачивались основные боевые действия. Константин развернул здесь масштабное строительство и переименовал Византий в Константинополь – город имени себя самого, а в 330 году вообще официально объявил о переносе сюда столицы из Рима. К сожалению, вскоре Константин умер, а его наследники забыли про его проект. Спустя несколько десятилетий император Феодосий справедливо рассудил, что одному человеку не справиться с управлением огромной державой, да тем более всё равно велик риск, что после его смерти начнётся очередная кровавая гражданская война, как уже бывало не один раз – поэтому его сыновья Аркадий и Гонорий должны официально стать соправителями. Тем более, что такая система уже использовалась в прошлом – император Диоклетиан ещё в III веке ввёл систему, которая называлась тетрархия: империей должны были управлять сразу аж четыре императора: два старших и два младших (правда, ничего хорошего из этого не вышло). В 395 году Феодосий юридически закрепил раздел: Гонорий был провозглашён императором западной части со столицей в Риме, а Аркадий получил восточную часть, столицей которой стал уже готовый для этой роли Константинополь.

Стоит отметить очень важный момент: этот акт не означал распада на независимые государства – Аркадий и Гонорий становились именно соправителями, а Римская империя сохранялась как государство под их совместным управлением. Именно так эта ситуация воспринималась и самими жителями Западной и Восточной империй, которые никогда не считали, что они живут в разных странах. Поэтому когда в 476 году был низложен последний правитель Западной Римской империи Ромул Августул, свергший его германский вождь Одоакр послал императорские регалии в Константинополь со словами «Как Солнце одно на небе, так и на Земле должен быть один император». Так что в последующие века византийцы продолжали считать свою державу самой настоящей Римской империей, себя именовали римлянами (на греческий манер – ромеями), а свою столицу – Новым Римом. А название Византия является условным, его ввели в оборот историки уже гораздо позднее. В принципе, такие ситуации, когда устоявшееся в истории название не совпадает с бытовавшим в реальности – не редкость, взять хотя бы термин Киевская Русь, который возник в XIX веке, и про который мы даже сделали отдельный выпуск.

В экономическом и социально-культурном плане разделение Западной и Восточной частей империи началось даже до Феодосия. Самое очевидное тут – это различия в религиозных догматах и организации церкви, которые были уже заметны. В конце IV века епископ Константинополя получил статус патриарха и стал вторым человеком после римского папы в христианской церкви. Между христианской церковью и византийскими императорами сложился союз: император обеспечивал защиту и материальное благосостояние церкви, а она, в свою очередь, освящала его власть и осуществляла идеологический контроль над подданными. Восточная Римская империя намного превосходила Западную по количеству городов, процветали ремёсла и торговля. В то время как земли Западной Римской империи делили между собой варвары, а её центры превращались в обезлюдевшие руины, Восточной Римской империи удалось справиться с внешними и внутренними врагами и устоять, сохранив не только значительную часть своих территорий, но и доставшуюся ей в наследие великую культуру. Развитая бюрократия требовала большого количества образованных людей: в Константинополе с 425 г. существовал университет. Архитектура и математика, естественные науки и философия – всё это сохранялось и преумножалось. На протяжении очень долгого времени Византия оставалась единственным светочем цивилизованности, по сравнению с которым остальные европейские страны прозябали в невежестве и мракобесии. Сами византийцы, разумеется, в полной мере осознавали такое положение вещей, так что им был присущ немалый снобизм и высокомерие по отношению к чужакам-варварам.

Современная реконструкция Константинополя (иллюстрация из открытых источников)
Современная реконструкция Константинополя (иллюстрация из открытых источников)

В дальнейшем территория империи была разделена на административные единицы – фемы, во главе каждой фемы стоял специальный чиновник стратиг, который осуществлял не только управление гражданскими делами, но и командовал войском. Войско комплектовалось из свободных крестьян-стратиотов, которые получали земельный надел и освобождались от налогов в обмен на обязанность нести военную службу в рядах ополчения своей фемы. Благодаря обширным плодородным угодьям сельское хозяйство в целом чувствовало себя куда лучше даже в период резкого похолодания климата на планете (которое являлось одной из причин Великого переселения). Вследствие этого в Византии был сравнительно многочисленный слой лично свободных людей – купцов, ремесленников и колонов, обладавших правами на землю, а в городах сохранялась система самоуправления. А это, в свою очередь, обусловило небывалую для той эпохи открытость общества. Происхождение традиционно играло меньшую роль, чем личные качества, и, хотя наличие знатных родичей было существенным плюсом, даже представитель не самых высоких слоёв общества мог запрыгнуть в социальный лифт и значительно повысить свой статус, а некоторых везунчиков он привозил прямиком в императорский дворец – история Византии знает немало таких примеров. Этому способствовало и то, что власть императора, по сути, не являлась наследственной, и её получение во многом зависело от мнения армии, аристократии, и даже простых жителей Константинополя. Лишь с VII-VIII века закрепляется передача права на престол по наследству, в связи с чем появляется такая особая характеристика, как багрянородность – то есть законнорожденность, появление в семье царствующего императора и его законной жены. Сам эпитет возник, скорее всего, из-за того, что августейшие женщины рожали в особом здании дворца, которое было отделано камнем порфиром, имеющим насыщенный багряный цвет.

Зинон (474 – 475, 476 – 491)

Монета с профилем Зинона (изображение из открытых источников)
Монета с профилем Зинона (изображение из открытых источников)

Но мы немного нарушим эту идиллическую картинку. Кризис второй половины 5 века всё же не обошёл Восточную Римскую империю стороной, и тряхнуло её на самом деле тоже очень неслабо. В то же самое время, когда в Риме вождь германских федератов Одоакр оплеухой скинул с престола Ромула Августула, владыкой Константинополя по странному совпадению тоже стал вождь союзного римлянам малоазиатского племени исавров Зинон – в 476 году он как раз только-только одолел своих конкурентов. Но на этом всё только начиналось: на следующий год страна пострадала от ужасного землетрясения, затем произошло ещё одно восстание, через пару лет другое; отчаявшийся Зинон, войска которого потерпели поражение, обратился за помощью к королю остготов Теодориху, которого он сделал сенатором. Тот помог разбить мятежников, однако затем обратил оружие против византийцев, принявшись неистово разорять окрестности Константинополя. Лишь с огромным трудом удалось убедить его увести своих остготов в Италию, чтобы отобрать власть у Одоакра (что и приведёт к появлению в Италии Остготского королевства). Вот такие непростые времена переживала Византия – и всё же сумела устоять.

Анастасий (491 – 518)

Монета с изображением Анастасия (изображение из открытых источников)
Монета с изображением Анастасия (изображение из открытых источников)

Следующий император – Анастасий – тоже получил престол не по праву наследования. Поскольку Зинон пережил своих детей, его наследником должен был стать его брат Лонгин, однако ни сенаторы, ни, самое главное, армия, не хотели видеть его на престоле. Тогда к ним обратилась вдова покойного, императрица Ариадна, которая предложила альтернативную кандидатуру – иллирийца Анастасия, который занимал дворцовую должность силенциария (чиновник, отвечающий за порядок и тишину), и, по всей видимости, был её любовником. Предложение было принято, армия поддержала Анастасия, и так он и стал императором, а через 40 дней женился на Ариадне. Лонгин, конечно, остался недоволен и пытался мутить воду, но был схвачен и пострижен в монахи. Правление Анастасия было не самым плохим, но и не блестящим. Он вёл не самую успешную войну с персами, а также был приверженцем монофизитства (это такая доктрина, которая отрицает богочеловеческую природу Христа), что сильно раздражало духовенство и спровоцировало бунт одного из имперских полководцев Виталиана, который объявил себя защитником истинной веры. Мятеж удалось кое-как подавить. С другой стороны, именно при Анастасии произошло восстановление экономики, а в казне были накоплены весьма значительные средства. Как раз в это время Теодорих добрался до Италии и вступил в войну с Одоакром. Закончилось дело тем, что в 493 году Теодорих пригласил Одоакра на примирительный пир, усадил на место почётного гостя, после чего разрубил одним ударом от ключицы до бедра, сопроводив это язвительным комментарием про то, что у бедолаги в теле не было костей.

Убийство Одоакра Теодорихом на пиру (изображение из открытых источников)
Убийство Одоакра Теодорихом на пиру (изображение из открытых источников)

Таким образом Теодорих одержал победу и захватил Рим. При этом хоть он и признал номинальное верховенство Константинополя, но, по сути, провозгласил себя правителем самолично, Анастасий признал его власть и прислал регалии только несколько лет спустя.

Юстин I (518 – 527)

Солид с портретом Юстина (изображение из открытых источников)
Солид с портретом Юстина (изображение из открытых источников)

Наконец, в 518 году император Анастасий мирно отдал богу душу во сне, дожив до весьма почтенного 87-летнего возраста – для той эпохи оба факта это какая-то прямо невероятная удача, как вы в принципе уже могли заметить. При жизни Анастасий не назначил никакого наследника, и поэтому при дворе снова началась грызня за власть. На этот раз победу одержал человек по имени Юстин – интереснейшая личность, как говорят американцы, self-made man. Помните, что мы говорили в начале про социальные лифты? Юстин, пожалуй, один из самых ярких примеров. Сын бедного иллирийского крестьянина, он пришёл в Константинополь буквально босым, а к моменту смерти Анастасия уже занимал должность начальника императорских телохранителей. Поговаривали, что он был абсолютно неграмотным, и подписывался водя пером через прорези на специальной дощечке, но ему даже это не помешало. Благодаря личным качествам он завоевал поддержку у многих знатных людей и популярность среди народа и армии, так что 10 июля 518 года Юстин I был коронован. И тут же весьма энергично взялся за дело. Для начала он казнил влиятельных придворных, которые поддерживали других претендентов, а также отправил в ссылку большую часть сподвижников Анастасия. Далее последовал религиозный разворот: Юстин объявил о прекращении всяких заигрываний с ересями, сместил всех епископов-монофиситов, а мятежника Виталиана наоборот вернул из ссылки и наградил как защитника правильного христианства. Кроме того, он приглашает в Константинополь римского папу, с которым прошлый император поссорился в пух и в прах, и восстанавливает с ним отношения. Также при Юстине должность консула получает один очень способный юноша по имени Юстиниан, который приходился императору племянником… вот так совпадение! А поскольку своих детей у Юстина не было, то Юстиниан являлся первым претендентом на престол. Постепенно он начал управлять многими делами вместо дяди, так что злой на язык Прокопий в «Тайной истории» пишет:

«Императору (Юстину) было очень мало дела до того, что происходит, так как он ничего не понимал, хотя постоянно был очевидцем того, что происходит на ипподромах. Он был исключительно глупый человек, совершенное подобие вьючного осла, способного только следовать за тем, кто тащит его за узду, да часто хлопать ушами»

В 527 году Юстин тяжело заболел и уже официально назначил Юстиниана своим соправителем, а вскоре умер. Впервые за долгое время престол Византии перешёл по наследству, а не был захвачен в результате переворота.

Правление Юстиниана Великого заслуживает особого рассмотрения, поэтому ему целиком будет посвящена следующая статья из цикла.