328,1K подписчиков

«Мне есть что вспомнить, есть чем гордиться»

818 прочитали
В 1958 году молодой азербайджанский композитор Ариф Меликов приступил к работе над балетом «Легенда о любви» , которая продолжалась два года.

В 1958 году молодой азербайджанский композитор Ариф Меликов приступил к работе над балетом «Легенда о любви» , которая продолжалась два года. Либретто балета «Легенда о любви» турецкий поэт и драматург Назым Хикмет создал на основе своей драмы «Ферхад и Ширин», которая, в свою очередь базировалась на старинной персидской легенде Низами Гянджеви «Хосров и Ширин».

Родился будущий композитор в Баку 13 сентября 1933 года. С детства увлекался музыкой. Окончил Бакинское музыкальное училище имени А. Зейналлы по классу тары.

«…Я начинал свою профессиональную карьеру как исполнитель на традиционном азербайджанском струнном инструменте таре, затем увлекся классической музыкой, написал несколько романсов, какие-то пьесы – и постепенно оказался, как говорят, в "симфонической зоне". Из сферы народной музыки я постепенно перешел на сцену Большого театра, а это не так просто. И ведь признали! Приняли!»

с 1955 по 1958 год — в Азербайджанской государственной консерватории в классе композиции Кара Караева.

«…Горжусь тем, что я ученик выдающегося азербайджанского композитора Кара Караева. Он был строгим педагогом и одновременно гуманным человеком. Строгость его была направлена только на воспитание достойных композиторов. Никого зря не обижал, а если сам обижался, то лишь на недостаточную готовность к уроку. Досталось как-то раз и мне. Дело в том, что в молодости я профессионально занимался плаванием. И покуда все ограничивалось бакинскими тренировками и первенствами, мне это увлечение с рук сходило, но как только дошло до многодневных соревнований в других городах, возникли проблемы. Караев мне сказал: "Ариф, нельзя одновременно плавать и там, и тут. Ты уж определись!". И я бросил плавание.
Он мне очень доверял. Например, мог сказать: "Пойдешь сейчас домой и, не раздеваясь, сядешь за работу – необходимо написать партитуру к завтрашнему концерту. Понимаю, что времени почти нет. Но необходимо успеть!". Приходилось успевать, я не мог обмануть ожидания учителя. И как же приятно было, когда со сцены он произносил имена своих учеников! Кара Караев был действительно прекрасным педагогом, он учил по-настоящему любить музыку»

Консерваторский период молодого композитора достойно завершила Первая симфония. И хоть это зрелое произведение создавалось под влиянием симфонизма Дмитрия Шостаковича, в нем, тем не менее, полностью проявились самобытность композиторского мышления Меликова.

Арифу Меликову посчастливилось родиться в годы наибольшего расцвета музыкальной культуры, когда создавались все условия для учебы и активного развития самой талантливой плеяды молодых выпускников Азербайджанской государственной консерватории, как-то очень быстро согревших творческую ауру, повысив интеллектуальный уровень общественной жизни.

Рано заявивший о себе как яркий самобытный художник молодой музыкант вошел в музыкальное искусство на этой волне. В те годы особый расцвет переживало в Азербайджане балетное искусство. Молодому композитору выпала поистине счастливая судьба: ему еще не исполнилось двадцать семь лет, когда его имя приобрело широкую известность в связи с постановкой всемирно известным балетмейстером-постановщиком Юрием Григоровичем балета «Легенда о любви» на его музыку на сцене Ленинградского академического театра оперы и балета, которую в 1961 году сам Юрий Николаевич Григорович и перенес на бакинскую сцену.

В 1958 году молодой азербайджанский композитор Ариф Меликов приступил к работе над балетом «Легенда о любви» , которая продолжалась два года.-2

«Легенду о любви» ставили в Баку и Москве, Киеве, Новосибирске, Алма-аты, Ташкенте, Кишиневе, Фрунзе, Харькове, Донецке, Львове, Днепропетровске, Тарту, Екатеринбурге, Саратове, Уфе, Перми, Челябинске, Улан-уде, Казани, а также в Чехословакии, Болгарии, Румынии, Польше, Германии, Венгрии, США, Финляндии, Югославии, Японии, Англии, Австрии, Франции, Египте и Турции – подобного триумфа не знал ни один из современных балетов.

«…Я прожил большую замечательную жизнь. Мне есть что вспомнить, есть чем гордиться. Нет в Европе города, где не шла бы на сцене моя "Легенда о любви"»

А мне очень повезло, я был удостоен чести танцевать все основные версии этого спектакля: и Ленинградскую 61-го, и вводился в версию 65-го года, и был первым исполнителем при восстановлении этого спектакля в 2002 году. Потому для меня этот спектакль очень родной и действительно является одним из моих самых-самых любимых спектаклей как зрителя.

Николай Цискаридзе