Пятидесятница. Иконография праздника

Праздник Пятидесятницы в своем историческом развитии имеет ветхозаветное происхождение. Ветхозаветная Пятидесятница была установлена в память о даровании израильскому народу десяти заповедей на горе Синай. Две тысячи лет назад, в один из таких праздников, в Сионской горнице в Иерусалиме совершилась другая Пятидесятница: на апостолов сошел Святой Дух, и с этого момента простые рыбаки становятся проповедниками Евангелия. Пятидесятница новозаветная тоже стала днем рождения Церкви Христовой.

Первоначально иконографический сюжет Пятидесятницы совмещался с изображением другого новозаветного события – Вознесения Господня.

  Праздник Пятидесятницы в своем историческом развитии имеет ветхозаветное происхождение.

Вознесение и Пятидесятница. Ампула из Монцы, VI-VII вв.

Это произошло потому, что до V века праздники Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялись и отмечались в один день. Именно сошествие Святого Духа на апостолов является исполнением того обетования, которое дал Спаситель ученикам перед Своим восхождением в небесную славу. И, показывая эти два события, художники изображали Богородицу.

  Праздник Пятидесятницы в своем историческом развитии имеет ветхозаветное происхождение.-2

Сошествие Святого Духа. Евангелие Рабулы, 586 г.

Позже, когда шло богословское осмысление, менялась и иконография. Сначала восточные мастера убрали из иконы праздника фигуру Богоматери, поскольку это противоречило самой идее Пятидесятницы – апостолы стали «епископами» тех народов, языками которых они стали говорить. Богородица же послужила делу спасения человечества тем, что телесно родила Второе Лицо Святой Троицы. После Вознесения богословский акцент в деле спасения человеческого рода перемещается на домостроительство Третьего Лица Троицы – Духа Святого. Поэтому уже в конце VI века изображение Богородицы уступает место сложной аллегорической композиции, которая получила название Этимасии – Престола Уготованного.

  Праздник Пятидесятницы в своем историческом развитии имеет ветхозаветное происхождение.-3

Этимасия – Престол Уготованный. Современная мозаика

На этом престоле (символ Отца) лежит Евангелие (символ Сына), а над ними парит Дух Святой в виде голубя. В целом это аллегория Святой Троицы, которая являет Себя во всей Своей полноте после Пятидесятницы.

  Праздник Пятидесятницы в своем историческом развитии имеет ветхозаветное происхождение.-4

Сошествие Святого Духа на апостолов, XI в. Резьба по слоновой кости

Примерно к началу XI века появляется еще один новый элемент. Он иллюстрирует те строки книги Деяний, которые рассказывают о народах, пришедших в Иерусалим в день сошествия Святого Духа. Всего Священное Писание говорит о шестнадцати национальностях. Представители этих этносов и стали изображаться на иконах праздника непосредственно под фигурами апостолов. Само действие праздника происходит в помещении в виде усеченного эллипса. По форме оно напоминает триклиний или алтарную апсиду с синтроном. На синтроне восседают двенадцать апостолов. Такая сюжетная линия могла сложиться под влиянием миниатюры Седьмого Вселенского Собора из Минология Василия Македонянина, где главные действующие лица восседают на синтроне, а внизу находится осужденный еретик.

  Праздник Пятидесятницы в своем историческом развитии имеет ветхозаветное происхождение.-5

Седьмой Вселенский Собор. Минологий Василия Македонянина, около 985 г.

К концу XIV века место «народов» на иконе занимает старец в короне со свитками на плате. Такая икона становится канонической для греческих и древнерусских иконописцев в XV-XVIII веках.

  Праздник Пятидесятницы в своем историческом развитии имеет ветхозаветное происхождение.-6

Сошествие Святого Духа на апостолов. Около 1497 г.

Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Правда, с XVIII века на православных иконах Пятидесятницы снова стала изображаться Богородица, но это уже результат западного влияния.

  Праздник Пятидесятницы в своем историческом развитии имеет ветхозаветное происхождение.-7

Сошествие Святого Духа на апостолов. Современная икона

Перед нами современная икона сошествия Святого Духа на апостолов. На ней в виде подковы изображена скамья (синтрон) с сидящими на нем апостолами. За ними находятся стилизованные колонны, портики, окна и прочие архитектурные элементы, указывающие на то, что действие происходит внутри помещения. Полукруглое помещение напоминает алтарь храма как указание на то, что праздник Пятидесятницы – день рождения Церкви. С неба на учеников спускаются лучи, которые оканчиваются красными язычками пламени. Всего этих язычков двенадцать – по числу апостолов. Горнее место оставалось на иконе свободным, так как это место Великого Первосвященника, Который «с нами до скончания века».

Среди особенностей образа надо отметить наличие в его композиции фигур апостолов Петра и Павла. Апостол Павел, согласно тексту Писания, в этот момент в Сионской горнице не присутствовал, но в силу своих заслуг стал изображаться вместе с остальными учениками Христа.

В заключение нужно упомянуть о фигуре старца в короне – он изображается в нижней, темной части иконы. На большинстве икон он подписан словом «Космос», т.е. мир. Он заменил собою те самые фигуры иноплеменников, которые размещались под ногами апостолов на более ранних изображениях. Старец изображен с полотнищем в руках, на котором находятся двенадцать свитков – это символ проповеди апостолов, что просветила мир, лежащий в греховной тьме.

Описанная здесь композиция иконы Пятидесятницы может считаться наиболее распространенной и каноничной, хотя и приходится видеть и иные ее варианты.

Протоиерей Александр ВЕЛИСЕЙЧИК,

доктор теологии

Публикация сайта Гродненской епархии