«Достучаться до небес» – продукт немецкого кинематографа, появившийся в широком прокате в 1997 году. Изначально фильм Томаса Яна показывали только в Германии, но постепенно он начал завоёвывать и международную арену. Картина быстро превратилась в культовую, а для самих немцев она стала как «Кавказская пленница» для советских зрителей, которую быстро разобрали на цитаты.
В своё время лента завоевала всего четыре награды, в числе которых был и приз Московского кинофестиваля 1997 года. На родине «Достучаться до небес» в том же 1997 году получил высшую немецкую награду Deutscher Filmpreis. В конце тысячелетия популярность картины в Германии можно было сопоставить с популярностью рождественской комедии «Один дома» в США или «Иронией Судьбы» в СНГ.
Актёры и их герои
Мартина Бреста сыграл немецкий актёр Тиль Швайгер. Мартина можно охарактеризовать как самоуверенного, немного нагловатого и очень обаятельного молодого человека. Смертельный диагноз, поставленный врачами он принял не как приговор, а как очередной вызов. Вопреки всем негативным чертам его характера, в нём просматривается доброта и конечно же любовь к матери. Шикарное исполнение роли сделало Тиля Швайгера очень популярным, особенно среди представительниц прекрасного пола.
Закомплексованный неудачник Руди Вурлицер, которого сыграл Ян Йозеф Лиферс – полная противоположность Мартина Бреста. Руди свою неуверенность в жизненных ситуациях компенсирует другими чертами: искренностью, трогательностью и добротой. Обычно таких «недотёп» играют по шаблону и с «переигрыванием», но Ян Лиферс избежал и того и другого. В настоящее время актёр пишет сценарии, занимается режиссурой и даже политикой.
Абдула – незадачливый бандит, его сыграл Мориц Блайбтрой. Актёрскую карьеру он начал ещё в 1994 году и сразу добился успеха, а картина «Достучаться до небес» этот успех лишь приумножила. Образ прямолинейного гангстера, который любую проблему решает при помощи оружия, мог надолго закрепиться за Блайбтрой. Но в других фильмах он доказал свою универсальность и перед зрителем предстал уже прекрасный драматический актёр.
В поисках жанра
«Достучаться до небес» одновременно грустный, сентиментальный и безумно смешной, что не позволяет его отнести к какому-то конкретному жанру. Боевиком и триллером фильм не может называться из-за излишней доброты, а для полноценной комедии он чересчур печальный. Да и сами бандиты в этой картине какие-то слишком комичные. Википедия говорит, что лента относится к трём жанрам: криминал, драма и комедия.
В мировом кино достаточно много фильмов, рассказывающих историю о неизлечимо больных людях и их приспособлению к здоровому миру. «Спеши любить», «Не сдавайся», «Пока не сыграл в ящик», «Умереть молодым» – список можно продолжать до утра. Но именно картина Томаса Яна смогла добраться до самой души зрителя. Она лёгкая и развлекательная, в ней нет цинизма относительно вопроса жизни и смерти.
Немецкая лента очень отличается от того, что предлагает зрителю Голливуд. Американские фильмы буквально утопают в однотипности, с каждым годом им всё сложнее вызвать у зрителя положительные эмоции, которые тот хочет ощутить в зале кинотеатра. Конечно, не все голливудские картины можно отнести к таковым, но в целом тенденция именно такая.
Их величество киноляпы
Редко какую картину обходят киноляпы, имеются они и в фильме Томаса Яна, что придаёт ей нотки дилетантства. Трудно понять, как при монтаже режиссёр со своей командой не усмотрел откровенный ляп в сцене, где Руди отдыхает с двумя «ветреными» девушками. Когда оператор крутит камеру, в кадр попадают руки и ноги членов съёмочной группы.
Конечно же, такие моменты не могут испортить общее впечатление о фильме. Но всё же когда речь идет о профессиональном кино, хочется видеть на экране идеальную картинку. Так уж устроена наша потребительская сущность. Однако не стоит забывать и об элементарном человеческом факторе, да и ошибки делают даже самые великие режиссёры.
Немного философии
Можно ли «Достучаться до небес» отнести к культовым фильмам, и что такое «культовое кино» простыми словами? Если заглянуть в википедию, то можно понять, что культовым принято считать фильм, который смог стать объектом почитания у сплочённой группы поклонников. Почитания проявляются регулярными просмотрами и традициями, которые сопровождают эти совместные просмотры. Иными словами такое кино хочется смотреть снова и снова.
Культовость картины определяет и её аудитория. Так что, является ли «Достучаться до небес» культовым фильмом – каждый должен решать для себя сам. Некоторые зрители вообще считают, что в картине пропагандируют алкоголизм, насилие и всё самое низменное. Таким людям вообще лучше не смотреть триллеры и боевики.
→ ПРОДОЛЖЕНИЕ
Рекомендуем также:
От автора:
Будем признательны, если вы подпишетесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще