Найти в Дзене
Силумин

Чего ты боишься?

«Страх – самое древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх – страх неведомого. Никакая рационализация, никакая реформа, никакой фрейдистский анализ не в состоянии полностью уничтожить трепет, возникающий во время бесед у камина или в лесной чаще…»
Говард Ф. Лавкрафт

Современное искусство, как вы знаете, может быть разным: это либо высказывание на актуальные темы, либо рефлексия и попытка автора разобраться в себе и своем отношении к окружающим. Сегодня я, в который раз, гуляю в пространстве ЦСИ «Винзовод», а если быть точнее - в цехе Белого и Красного.

Варвара Гранкова. Инсталляция «Железная дева», 2024 г. Фото автора.
Варвара Гранкова. Инсталляция «Железная дева», 2024 г. Фото автора.

Зачем мы здесь? Как всегда есть повод. Дело в том, что кураторская команда Винзавода запустила новое направление «Винзовод.Гравитация».

Софья Траценко — основатель ЦСИ «Винзовод» определяет новое направление так:
«Новое направление Винзавода объединяет наши действия последних лет в единую программу. Выставочная и издательская программы вместе представят актуальный срез искусства, помогут объединить, сохранить и расширить пространство художественного высказывания. Поэтому мы выбрали понятие гравитации как наиболее близкое нашему действию — объединение современного искусства и создание поля (места) для его притяжения.»
-2

Итак, новое выставочное направление открывает выставочный проект участников Открытых студий Винзавода «Чего ты боишься?». В названии зашита и попытка разобраться в себе, в своих страхах(вопрос), и призыв к действию(побуждение переступить через страхи).

Выставка интересная, здесь ты не пассивный наблюдатель, в залах работают Медиаторы — это молодые смотрители, которые помогают посетителям выставки в осмыслении работ художников. Подводя тебя к той или иной работе(картине или инсталляции) медиатор не просто рассказывает замысел, он предлагает задуматься, задаться вопросом, высказать твою интерпретацию (то какие ты смыслы вкладываешь в работу). Заглянуть в себя и озвучить какие чувства вызывает у тебя работа художника.

ЦСИ «Винзовод», выставка «Чего ты боишься?»
ЦСИ «Винзовод», выставка «Чего ты боишься?»

Участники выставки затрагивают во многих проектах тему тревоги как основы изменений и открытий, создаваемых человеком. Художники исследуют различные страхи, всплывающие из глубин подсознания, например: страх пустоты, страх сближения с людьми, страх перед непредсказуемым, страх неудачи, страх потери идентичности. Выставка «Чего ты боишься?» делится на две неравные части, первая является началом экспозиции и включает проекты художников, которые визуализируют свои персональные страхи, но только предъявляют их, без каких-либо попыток преодоления. Вторая включает проекты, в которых есть хотя бы потенциальная попытка этот свой страх преодолеть.

Мика Плутицкая, «Матери» (10 фотопортретов, цифровая пигментная печать на архивной хлопковой бумаге, 2022-2024 гг.). Фото автора.
Мика Плутицкая, «Матери» (10 фотопортретов, цифровая пигментная печать на архивной хлопковой бумаге, 2022-2024 гг.). Фото автора.

Фрейд исследовал субъективное ощущение жуткого, в немецком языке — unheimlich. Буквальное значение этого слова — переставшее быть родным, близким. Мика Плутицкая в работе «Матери» в качестве объекта исследования выбрала сувенирные копии монументальной скульптуры, размноженные мастерами Виноградского скульптурного завода.

Один из фотопортретов. Мика Плутицкая, «Матери» (цифровая пигментная печать на архивной хлопковой бумаге, 2022-2024 гг.). Фото автора.
Один из фотопортретов. Мика Плутицкая, «Матери» (цифровая пигментная печать на архивной хлопковой бумаге, 2022-2024 гг.). Фото автора.

Миша Гудвин, например, в серии графических работ цветными карандашами под общим названием «In the misty forest» передает фантастическую, сюрреалистическую реальность. Сюжет и персонажи напоминают различные криппи (контент из сети), например, аниматроники. Такие образы являются частыми элементами интернет-хоррора. Это попытка автора сбежать от реальности в мир сновидений.

Ещё одна инсталляция «Матрица», которая привлекла моё внимание, — рулоны крафта и картофелины. Это попытка осмысления одного из страхов зуммеров — быть обычным, таким как все. У этой работы очень сложное и длинное описание на этикетке. Которое я бы свел к короткому желанию — сохранению идентичности. Картошка — символ обычности. Хотя, если вдуматься, за всю свою жизнь я не видел ни одной одинаковой картофелины (они все уникальные). В общем, каждый интерпретирует увиденное по-своему.

Farangiz Ra, «Матрица» (инсталляция: бумага, картофель, 2024 г.). Фото автора.
Farangiz Ra, «Матрица» (инсталляция: бумага, картофель, 2024 г.). Фото автора.

Теперь, поднимаемся на второй этаж, там тоже очень интересные работы. Меня очень зацепили кусты, тропинка в зарослях. Причем эта тропинка в зарослях из веток осины укомплектована саундтреком зловещего потрескивания веток. В общем очень отзывается мне эта работа Анны Комаровой с простым названием «Прятки».

Анна Комарова, «Прятки»(инсталляция: осиновые ветки, керамические скульптуры, аудио, 2024 г.). Фото автора.
Анна Комарова, «Прятки»(инсталляция: осиновые ветки, керамические скульптуры, аудио, 2024 г.). Фото автора.

Состояние страха похоже на игру в прятки: словно спрятавшись от окружающего мира ты ждешь момента, когда тебя найдут, вокруг не видно ничего, а сознание сосредоточено лишь на источнике тревоги. Причины тревоги и страха схожи — они вызываются не реальной опасностью, но её предчувствием. Мозг пытается распознать источник страха и одновременно найти решение проблемы — мы можем принимать желаемое за действительное, а импульсивное решение считать идеальным.

-9

Все представленные проекты в двух залах в основном направлены на чувства, различные сорта и виды страхов. Работа, которая зацепила, с точки зрения воплощения, фактуры — это конечно же «Нейросвязи». Шикарная вязаная крючком картина, просто бомба. Сюжет простой — советская семья и инопланетянин (похожий на кукурузный початок). Про автора этого вязаного чуда художника Катику я уже слышал, её работы периодически попадались на различных выставках Винзавода. Катика — выпускница Уральской государственной архитектурно-художественной академии. В качестве основного материала использует окрашенную вручную пряжу, из которой вяжет свои арт-объекты вручную крючком.

Катика, «Нейросвязи» (вязание крючком, шерсть ручной покраски, пеноплекс, стразы, 2024 г.). Фото автора.
Катика, «Нейросвязи» (вязание крючком, шерсть ручной покраски, пеноплекс, стразы, 2024 г.). Фото автора.
Вязание — мой основной медиум. Я вяжу картины, людей, портреты, — говорит художница.

Проект «Нейросвязи» — это портрет советской семьи, в центре которого находится инопланетный родственник. Он открывает вопросы о взаимодействии с неизвестным и переосмыслении привычного. Эта работа Катики исследует границы искусства, ремесла и технологий. Эскиз создан нейросетью, что поднимает глобальный вопрос: кто сегодня художник — человек или нейросеть? Наступает ли новая эра искусства, где алгоритмы берут на себя роль творца, а человек становится лишь инструментом? Я бы ответил однозначно — нейронка никогда не заменит человека. Сам на работе использую нейросеть и понимаю, что это всего лишь инструмент... Человек первичен.

-12

Выставка «Чего ты боишься?» идёт до августа. Будете гулять по городу — зайдите, вам точно будет о чем подумать. Билеты приобретайте на сайте ЦСИ «Винзовод».