Трагедия в Яванском море или история нескольких кораблей, которые "не смогли" Часть 1 (13 февраля 1942 года)

750 прочитали

Мы немного продолжим нашу "корабельную" тему, связанную с Сингапуром, и расскажем несколько историй, связанных с погибшими кораблями, уходившими из Сингапура в феврале 1942 года.

Большинство из них погибло в проливе Банка (правильнее было бы писать Бангка) Это пролив , отделяющий остров Суматра от острова Бангка через этот пролив пролегал кратчайший путь эвакуации из Сингапура. К сожалению, этот же пролив стал путем движения японского десанта, высаживающего десант и авиации, десант сей прикрывающей.

Добавьте описание
Добавьте описание

Еще до того, как японцы успешно завоевали Малайский полуостров, союзники в декабре 1941 года начали перебрасывать личный состав на Зондские острова, в том числе и на Суматру.

Богатствами этого острова являлись (и являются) кофе, чай, каучук, пальмовое масло, природный газ, нефть, какао, бокситы, уголь и олово. Главный солазн для японцев составляла нефть. Для британцев тоже. Принадлежал остров Суматра Голландской Ост Индии. Голландская Ост-Индия как единое колониальное владение Нидерландов была образована в 1800 году по итогам национализации Голландской Ост-Индской компании. (И существовала она до той самой японской оккупации, которая закончилась в марте 1942 года).

На совместной конференции 16 декабря голландцы запросили помощи для укрепления обороны Суматры и Явы и зимой 1942 года конвой доставил на Суматру около 3400 австралийских солдат. 31 декабря была переброшена авиация союзников. Сюда же перелетели "сингапурские" самолеты. Но этого было мало.

Первый налет японской авиации произошел 6 февраля и поразил аэродром P1 в Палембанге. В результате налета союзники потеряли на земле два бомбардировщика "Бленхейм", два "Баффало", четыре "Харрикейна", но это отдельная тема.

Для операции "L" по захвату острова японская армия перебросила 229-й пехотный полк 38-й пехотной дивизии из Гонконга в залив Камрань (та самая военная база Камрань во Вьетнаме).

Из Камрани 9 февраля 1942 года вышли восемь транспортов с десантом под охраной крейсера, четырех эсминцев, пяти тральщиков и двух охотников за подводными лодками. Командовал соединением контр-адмирал Синтаро Хасимото. Задачей этого отряда был захват Палембанга.

10 февраля вышло соединение во главе с тяжелым крейсером "Чокай" (флаг контр-адмирал Джисабуро Одзава) в составе 5 крейсеров, трех эсминцев и авианесущей группы под командованием контр-адмирала Какадзи Какуты (авианосец "Рюдзе" эсминец).

«Рюдзё» (яп. 龍驤 рю:дзё:, Дракон, взмывающий в небеса) Артиллерия:12 × 127-мм орудий Зенитная артиллерия	18 × 25-мм автоматов, 24 × 13,2-мм зенитных пулеметов. Нес 48 самолетов.
«Рюдзё» (яп. 龍驤 рю:дзё:, Дракон, взмывающий в небеса) Артиллерия:12 × 127-мм орудий Зенитная артиллерия 18 × 25-мм автоматов, 24 × 13,2-мм зенитных пулеметов. Нес 48 самолетов.

Основная часть сил вторжения последовала 11 февраля на тринадцати транспортах, которые сопровождались тяжелым крейсером, фрегатом, четырьмя эсминцами и охотником за подводными лодками.

После этого началась "трагедия в Яванском море". Первым судном, встретившимся им на пути, стал голандский танкер с сопровождении двух британских кораблей.

13 февраля палубные бомбардировщики-торпедоносы Накадзима B5N с авианосца смогли потопить в 100 милях от Батавии (Джакарты) голландский танкер «Мерула» водоизмещением 8228 бр.т и два вспомогательных корабля британских ВМС па рульное судно «Сианг Во» и противолодочный корабль «Шу Кванг» (788 бр.т). Был тяжело поврежден корабль "Тьен Кванг", имевший на борту 400 эвакуируемых (тоже армейцев). Корабль затонул через сутки у острова Помпонг.

«Сианг Во» (2595 бр.т речник, переоборудованный в патрульное судно, имел на борту 273 эвакуируемых из Сингапура, из них 22 гражданских)
«Сианг Во» (2595 бр.т речник, переоборудованный в патрульное судно, имел на борту 273 эвакуируемых из Сингапура, из них 22 гражданских)

Далее были потоплены голландский транспорт «Манвантара» (8237 бр.т), а также британские транспорты «Хосэнг» (5698 бр.т) и «Субадар» (5424 бр.т). В устье реки Палембанг морские базовые бомбардировщики потопили поврежденный самолетами с авианосца «Рюдзе» рейдовый тральщик «Хуа Тонг» (280 бр.т).

Попробуем чуть подробнее рассказать об этом событии, чуть подробнее остановившись на "биографиях" кораблей и судов. (Оно того стоит). По данным боевого дневника (журнала боевых действий) адмирала Лейтона (China Station - November 1941 to March 1942) ушли из Сингапура и не дошли до Явы:

Три речных канонерских лодки типа "Dragonfly" ("Стрекоза") . HMS Dragonfly (T 11) и HMS Grasshopper (T85). В документе не указана еще одна канонерская лодка, не участвовавшая в эвакуации, но погибшая в те же дни в районе пролива Банка. Речь идет о канонерской лодке HMS Scorpion (T67). Всего их (речных канонерок) было было запланировано к постройке шесть, построено пять, из пяти погибли четыре, из четырех три погибли в Яванском море, две вместе, одна отдельно (Все как в песенке про негритят).

Серия канонерок была разработана на смену "Насекомым" (канонеркам, о которых мы уже рассказывали). Они были относительно новыми:1937-39 года постройки.

"Скорпион" (командир лейтенант- командер George Christian Ashworth из военно-морских сил Поселений Проливов. Формально, не совсем британец, но мужик крепкий, и экипаж его очень "пестрый", там и китайцы и индусы и британцы, но...).

Корабль был построен на небольшой частной верфи J.S. White & Co. (Cowes, U.K., не путать с современной фирмой) для военной станции Янцзы. Корабли этой серии - "комбайн современности и архаизма". Котлы адмиралтейские, барабанные, но при этом, турбины Парсонса. Чудно-с. Скорость 17 узлов. Главный калибр: 2х4/45 дюйма Марк V (102-мм как на наших "Штормах", но ствол короче) По параметрам они похожи на наши СКР, но проект совсем иной. Они больше похожи на гражданские речные суда.

Канонерка вместе с "Кузнечиком" и "Стрекозой" канонерка вывозила индийцев в Сингапур (после их окружения при Муаре).

Мы немного продолжим нашу "корабельную" тему, связанную с Сингапуром, и расскажем несколько историй, связанных с погибшими кораблями, уходившими из Сингапура в феврале 1942 года.-4
Мы немного продолжим нашу "корабельную" тему, связанную с Сингапуром, и расскажем несколько историй, связанных с погибшими кораблями, уходившими из Сингапура в феврале 1942 года.-5

Ладно, не суть. Есть две версии гибели этого корабля (одна кажущаяся реальной, другая "героическая"). Финал и той и другой версий одинаков. Корабль в 18.45 (14 февраля) гибнет в 70 милях к югу от Сингапура. В "героической" версии корабль, (поврежденный, и имеющий ограничение хода) атакует японские транспорты, не замеченный кораблями конвоя, поджигая один транспорт. Его потопили артиллерийским огнем легкий крейсер "Юра" и два эсминца. Верить или нет? Не знаю. Есть много подвигов, оставшихся безвестными. Подвиг, он и за рубежом подвиг.

С "Кузнечиком" и "Стрекозой" все проще и сложнее. Они шли из Сингапура имея на борту "эвакуирующихся". Оба они потоплены японской авиацией, стоя на якоре.

HMS Dragonfly,  Командовал канонеркой британец Alfred William Sprott. но... (и ее экипаж был многонациональным). На борту 250 человек военных, эвакуируемых из Сингапура. Списки экипажа есть. Эвакуируемых нет. Известно, что почти все они были военными.
HMS Dragonfly, Командовал канонеркой британец Alfred William Sprott. но... (и ее экипаж был многонациональным). На борту 250 человек военных, эвакуируемых из Сингапура. Списки экипажа есть. Эвакуируемых нет. Известно, что почти все они были военными.
HMS Grasshopper (T85)
HMS Grasshopper (T85)
Позиция (3) это как раз точка гибели двух канонерок. Казалось бы спасение близко....
Позиция (3) это как раз точка гибели двух канонерок. Казалось бы спасение близко....

Недостроенные катера 1062, 1096 типа "FAIRMILE В" были потоплены вместе с канонерками. Катера "PANGLIMA" и "PAHLAWAN2 (тип "FAIRMILE В") дошли до Суматры, где и были затоплены.

В 9 утра 13 февраля 1942 года японской подводной лодкой I-55 был потоплен теплоход "Derrymore" с самолетами и личным составом ВВС, вывозимым из Сингапура. Экипаж и пассажиры, спасавшиеся на плотах, спасены сторожевиком.

Мы немного продолжим нашу "корабельную" тему, связанную с Сингапуром, и расскажем несколько историй, связанных с погибшими кораблями, уходившими из Сингапура в феврале 1942 года.-9
Спасенные с "Дерримора"
Спасенные с "Дерримора"

Продолжаем?