87,6K подписчиков

Почему в Белоруссии изменили правила уплаты утилизационного сбора? Удар по авто-схемам?

1,3K прочитали
Евразийский экономический союз предоставляет государствам значительные преимущества и развивают торговлю внутри этого самого союза.

Евразийский экономический союз предоставляет государствам значительные преимущества и развивают торговлю внутри этого самого союза. Но помимо положительных аспектов сотрудничества, существуют и пагубные явления, наносящие экономический вред странам.

Сегодня мы в очередной раз затронем автомобильную тему. Как известно, таможенным законодательством предусмотрены очень высокие пошлины на импортные автомобили. Этим протекционизмом защищается внутренний автопром от конкуренции зарубежной продукции.

Очень сложно пересадить наших людей на отечественные автомобили. Они заметно уступают по качеству или плохо совместимы по совокупному параметру "качество/цена". Поэтому граждане будут стараться покупать зарубежные машины.

Но тут мы сталкиваемся с другой проблемой. Не смотря на очевидный рост качества жизни, далеко не все могут себе позволить хороший автомобиль в силу ограниченных доходов. А иметь машину хочется. Тут ещё и культ потребления подпирает, заставляющий быть не хуже других и "ездить как люди".

Евразийский экономический союз предоставляет государствам значительные преимущества и развивают торговлю внутри этого самого союза.-2

А что делать, если машину хочется, а достойного заработка, позволяющего её приобрести, нет? Тогда идут в ход всякие чёрные, серые и коричневые схемы. В конечном счёте, люди остаются без авто, попутно ловя штрафы и платежи. Но, откровенно говоря, добираются далеко не до всех. Хотя большинство просто не просчитывают риски и после случившегося посыпают голову пеплом.

Одной из ходовых схем долгое время являлась тема, связанная с таможенным оформлением в авто странах ЕАЭС. Преимущественно, здесь мы имели дело с Арменией и Киргизией. Армянская история - это отдельная эпопея, на которой мы останавливались неоднократно. Но она закончилась...

А вот Киргизская схема была очень сильна до недавнего времени. В чём же соль? В Киргизию привозили автомобиль и оформляли по единому таможенному тарифу. Казалось бы, всё замечательно, да? Только не совсем. В Киргизии очень лояльно относятся к такому понятию как "таможенная стоимость".

Грубо говоря, какие документы подали, подтверждающие стоимость, такую и принимали. Экономия доходила до ощутимых денег. Налог на добавленную стоимость ниже, чем в нашей стране. Ещё и акциза нет. В совокупности выходит гораздо дешевле, чем оформлять у нас. Чем не повод, оформиться в Киргизии?

Мечта остаётся мечтою?
Мечта остаётся мечтою?

Что граждане делали дальше? Специально заготовленный "киргиз" продавал машину нашему соотечественнику, который платил смешной утилизационный сбор в 3-5 тысяч и становился счастливым обладателем машины. Но эту тему быстро прохавали и лавочку прикрыли.

Какое-то время таким дельцам решили просто бахнуть "коммерческий утиль", мотивируя это тем, что оформленные машины по декларациям на товары не могут быть товарами для личного пользования, а, стало быть, нужно платить по полной программе. Сумма такого коммерческого утиля обычно превышает миллион рублей, что очень накладно по деньгам.

Потом наше правительство решило слегка ослабить правила, предусмотрев интересную формулу, по которой размер утилизационного сбора зависит от сумм уплаченных платежей в странах ЕАЭС. Формула включает в себя стандартный утилизационный сбор и разницу между тем, как должно было быть заплачено в нашей стране и тем, что заплатили в соседней стране. А это пошлина, акциз и НДС.

Минпромторг на своём сайте вывесил список с ценовой информацией по автомобилям, на который нужно ориентироваться при расчёте эталонных платежей и вычете разницы. Стоимость авто в этих ценниках заложена, как говорится, от души.

Не играйте с государством в азартные игры...
Не играйте с государством в азартные игры...

Всё это сделано было для того, чтобы выгоднее было оформляться в родном государстве. Кривые стоимостные схемы стало использовать нерентабельно, а во многих случаях выходит даже дороже. Киргизы, наверное, недовольны, так как теперь лишены дополнительного дохода, но какое нам дело до киргизов, если мы должны заботиться в первую очередь о своих интересах?

Что интересно, в братской Белоруссии ситуация складывалась таким же образом. С проверкой таможенной стоимости там относительно всё в порядке, размер НДС такой же. Очевидно, что белорусы завозили для себя авто по таким же киргизским схемам, чем доставляли неудобство государственной казне.

Беларусь решила взять за основу наши ужесточения, но для своих граждан они сделали их более лояльными. Теперь для авто, ввезённых из стран ЕАЭС ранее 1 года с даты их оформления, размер утилизационного сбора определяется через заключение о независимой оценке стоимости.

Как будет проводится эта оценка, пока что непонятно. Но, скорее всего, за основу будут взяты общие положения об определении таможенной стоимости. Это более адекватная система, поскольку наш список Минпромторга очень суров и не всегда объективен.

Штош. Хорошо, что постепенно прикрывают эти серые схемы. Но есть и обратная сторона медали. Прикрывая серые схемы, актуальность чёрных будет только возрастать. А их сейчас очень много. Это тоже проблема, с которой нужно будет бороться. Впрочем, это совсем другая история...

© Злой таможенник