Старец Паисий Святогорец о том, стоит ли работать в церковные праздники

Современный человек все больше погрязает в суете и обилии дел, которыми часто нагружает себя сам. И в отчаянных попытках все успеть мы уже не так глубоко проживаем церковные праздники.

Современный человек все больше погрязает в суете и обилии дел, которыми часто нагружает себя сам. И в отчаянных попытках все успеть мы уже не так глубоко проживаем церковные праздники. Порой даже кажется, что одна из важнейших заповедей, данных Богом через Моисея, уходит в забытье: «Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а седьмой день посвяти Богу». Есть и другая крайность — когда, понимая, что в воскресный день нужно отдыхать от работы, мы проводим его в чрезмерной праздности или даже услаждении греховными страстями…

В замечательном собрании «Слов» преподобного Паисия Святогорца можно найти ценное мнение старца, сказанное, несомненно, в Духе и по личному опыту. На ярких примерах подвижник объясняет, как следует проводить воскресные дни и церковные праздники, чтобы угодить Богу. На основании слов старца мы составили небольшое  руководство. Быть может, многое отец Паисий адресовал монашествующим, но и мирянам стоит стремиться к этому как к идеалу жизни со Христом.

Как прожить церковный праздник духовно?

1. Постараться в большие праздники посетить праздничное Всенощное бдение и Божественную Литургию, причаститься Святых Христовых Таин.

Прп. Паисий говорит, что в праздники Господь щедро наполняет христиан любовью и радостью, возводит нас на духовную высоту, воскрешает к истинной жизни, если мы участвуем в празднике вместе с Церковью. «Тогда мы духовно пируем и духовно пьянеем от принесенного Святыми райского вина, которого они дают нам испить».

С сожалением преподобный Святогорец отмечает, что многие люди не видят в этом духовного смысла и не ходят по воскресеньям и праздникам даже на Божественную Литургию. «Божественная Литургия освящает человека. Если христианин не идет в воскресенье в церковь, то как он освятится?»

Современный человек все больше погрязает в суете и обилии дел, которыми часто нагружает себя сам. И в отчаянных попытках все успеть мы уже не так глубоко проживаем церковные праздники.-2

2. Больше размышлять о празднуемых важных событиях, чем о приготовлении к ним и внимательно слушать стихиры и тропари на богослужении.

Старец советует не погрязать умом в земных заботах, например, о приготовлении трапезы или иных  предпраздничных хлопотах взамен духовной пище. Отец Паисий говорит: «Нужно размышлять о событиях каждого из святых дней, будь то Рождество Христово, Богоявление, Пасха или любой другой праздник, и произносить Иисусову молитву, славословя Бога. Так мы будем праздновать каждый праздник со многим благоговением».

Находясь в храме за богослужением, нужно внимательно слушать праздничные стихиры и тропари, потому что в них глубже раскрывается суть торжества или подвиг вспоминаемого святого. «Когда ум человека пребывает в божественных смыслах, человек переживает священные события и таким образом изменяется», — объясняет старец Паисий.

Икона Воскресения Христова с циклом Страстей и годовой Минеей
Икона Воскресения Христова с циклом Страстей и годовой Минеей

3. Стараться заводить духовную дружбу со святыми.

Старец говорит: «Если мы размышляем о Святых, память которых совершаем, то и Святые тоже думают о нас и нам помогают. Так человек заводит дружбу со Святыми, а такая дружба — надежнее любой другой».

Современный человек все больше погрязает в суете и обилии дел, которыми часто нагружает себя сам. И в отчаянных попытках все успеть мы уже не так глубоко проживаем церковные праздники.-4

«Чтобы получать помощь, мы всегда должны с благоговением праздновать память Святых, проливших ради Христовой любви кровь или пот и слезы», — учит старец Паисий и утверждает, что даже слушать в храме чтение жития вспоминаемого святого (в современной практике РПЦ оно происходит чаще по запричастном стихе перед выносом Чаши) следует по стойке «смирно», как солдаты, которым зачитывают имена их геройски погибших однополчан. Ведь все мы христиане — воины Христовы. Каждый день ведем незримую духовную войну и не знаем, к какому подвигу нас может призвать Господь в будущем.

Современный человек все больше погрязает в суете и обилии дел, которыми часто нагружает себя сам. И в отчаянных попытках все успеть мы уже не так глубоко проживаем церковные праздники.-5

4. В праздник пребывать в немногословии.

«Великую пользу приносит безмолвие в праздники», — дает совет преподобный, напоминая, что праздничные и Воскресные дни нам даются для того, чтобы спокойно отдохнуть, почитать что-то духовное, помолиться. В таком мирном состоянии души мы можем углубиться в себя, уделить больше времени молитве. И таким образом  лучше прочувствовать празднуемое событие.

Конечно, во многие церковные праздники миряне часто вынуждены работать, в лучшем случае посетив утром Божественную Литургию. Но постараться пребывать в душевном мире и немногословии чуть больше обычного в праздничный день — возможно для каждого. Подобную рекомендацию мы читаем и во многих православных молитвословах после Благодарственных молитв по Причащении: «После причащения да пребывает каждый в чистоте, воздержании и немногословии, чтобы достойно сохранить в себе принятого Христа».

Современный человек все больше погрязает в суете и обилии дел, которыми часто нагружает себя сам. И в отчаянных попытках все успеть мы уже не так глубоко проживаем церковные праздники.-6

5. Иметь крепкую веру в помощь Божию и не уходить с Божественной Литургии без крайней необходимости.

Старец Паисий призывает нас не цепляться за второстепенное и откладывать ради праздника несрочные дела на другой день. Тогда мы получим большую пользу для души и лучше прославим Бога и  святых. Нужно всегда внимательно рассуждать, чтобы наши дела в праздник были не в ущерб духовному. «Чтобы освящались все наши труды, чтобы мы имели благословение Божие — духовное должно совершаться в первую очередь».

Для примера старец вспоминает историю из своей жизни в общежительном монастыре в начале монашеского пути. Там у игумена был келейник, который всегда готовил зал для собраний братии после богослужений. Когда этот келейник болел или был занят другим важным делом, это послушание поручали отцу Паисию. Келейник был человеком неторопливым и на Божественной Литургии всегда оставался до самого конца. Но это не мешало ему всегда вовремя справляться со своей работой. Отец Паисий же был куда расторопнее и даже уходил раньше с Литургии, чтобы успеть как следует подготовить зал до прихода братии. Но у него всякий раз что-то шло не так: то кофейник опрокинется, то стакан с водой выпадет из рук. Молодой отец Паисий не мог понять, почему так получается. А дело было в том, что келейник игумена, отстояв в храме до окончания богослужения, осенял себя крестным знамением и верил, что Бог ему поможет. Даже если его ругали за то, что он не уходил на послушание заранее, принимал это спокойно и со смирением. Поэтому польза, которую он получал, была двойной.

Прп. Паисий в молодости
Прп. Паисий в молодости

6. Если возможно — не работать в праздник.

По словам старца Паисия, «для того, чтобы ощутимо пережить праздничное событие, в праздник нельзя работать… Работая в дни, когда по церковному уставу работать не полагается, мы даем диаволу права над собой и он вмешивается в то, что мы делаем, с самого начала. "Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа" (Пс. 36:16). Надо иметь веру, любочестие и благоговение, надо с доверием возлагать все на Бога. А иначе и в праздники ты будешь работать кое-как, и в другие дни станешь терять время попусту».

Святогорец вспоминал, какой дух прежде он видел в монастырях. Если в большой праздник люди подвозили к Святой Горе виноград, масло или лес, монахи никогда не шли разгружать баркасы. Хотя монастыри были и бедными, но монахи рассуждали, что лучше неразгруженные баркасы разобьет за ночь штормом и все пропадет, чем они будут разгружать их в праздник. Ведь так они и себя лишали бы торжества, и соблазняли души мирских людей тем, что не чтят праздничный день и работают.

В последние же времена своей жизни старец Паисий с сожалением отмечал, что видел, как накануне великого праздника монахи разгружали виноград, а потом всей братией его топтали. Всенощное бдение, которое следовало служить вечером, они перенесли на другой день, рассуждая: «Ради нужды даже закон может потесниться...» Времена меняются, но к лучшему ли?

Современный человек все больше погрязает в суете и обилии дел, которыми часто нагружает себя сам. И в отчаянных попытках все успеть мы уже не так глубоко проживаем церковные праздники.-8

«По правилам, перед вечерней накануне праздника или воскресного дня всякая работа прекращается. Лучше, если это возможно, поработать подольше в предыдущий день, чтобы во время и после праздничной вечерни не работать. Если кто-то по большой необходимости сделает какую-нибудь несложную работу поближе к вечеру в самый воскресный и праздничный день, то это дело другое. Но и такая легкая работа должна совершаться с рассуждением», — наставляет отец Паисий.

Как провести Воскресный день богоугодно?

В общем-то все, что было сказано выше, относится и к Воскресным дням как праздникам Малой Пасхи. Но так как старец Паисий сугубо выделяет почитание этого дня как заповеди Божией, приведем несколько убедительных примеров и слов преподобного относительно того, почему важно чтить день Воскресный.

«В прежнее время вся неделя была рабочей, а воскресенье — выходным днем. Потом сделали выходным и субботу. Однако живут ли теперь люди более духовно, или же они больше грешат? К несчастью, сегодня мы используем свободу не для доброго, не для стяжания святости, а для мирской суеты. Если бы люди использовали свое время на духовные занятия, то все было бы по-другому — они были бы собранными. Но мы, окаянные люди, хотим украсть часть духовного, похитить часть Христову».

Говоря о том, что даже, казалось бы, доброе дело, совершаемое человеком вместо посещения Божественной Литургии в воскресенье, не угодно Богу, святой Паисий привел в пример случай с афонским старцем Миной из скита Святой Анны. Одним воскресным утром рыбак принес отцу Мине свежей рыбы для престольного праздника его каливы. Старец удивленно спросил у рыбака: «Когда же ты ее поймал, раз она свежая?» — «Сегодня утром», — ответил рыбак. — «Выбрось ее! Это отлученная рыба! Ее даже кот есть не станет», — посоветовал ему отец Мина. Тогда рыбак бросил сидевшему рядом коту одну рыбку, и тот действительно от нее недовольно отвернулся.

Современный человек все больше погрязает в суете и обилии дел, которыми часто нагружает себя сам. И в отчаянных попытках все успеть мы уже не так глубоко проживаем церковные праздники.-9

Прп. Паисий рассказывал, что сам он никогда в жизни не работал в воскресенье и праздники. И Господь благословлял его труды. Когда старец был еще молодым человеком Арсением и жил в миру с семьей, одним воскресным утром к ним в деревню приехали комбайны, чтобы жать пшеницу. Его отцу сказали, что комбайны начнут жать с их поля, а потом пойдут дальше. Арсений на это сказал: «Я в воскресенье работать не буду. Подождем до понедельника». Тогда отец возразил: «Но если мы упустим эту возможность, то потом замучаемся жать на лошадях». — «Ничего, буду жать хоть до Рождества Христова», — уверенно сказал будущий монах  и пошел в церковь. И только комбайны двинулись к жатве, как тут же в дороге сломались. Комбайнеры уехали ремонтировать машины в город и вернулись только на следующий день.

И много подобных случаев доводилось отцу Паисию видеть своими глазами. Например, старец вспоминал о пожаре, внезапно возникшем неподалеку от одной обители на праздник Успения Божией Матери после того, как в воскресный день там стали валить лес. При ясной погоде неожиданно началась гроза, совсем близко от монастыря ударили молнии и начался сильный пожар. Но люди не распознали в этом гнева Божия, и в следующее воскресенье снова приехали рубить лес.

По словам старца, в прежние времена работавшие в поле крестьяне, услышав колокольный звон к вечерне, с крестным знамением прекращали работу. Также поступали и женщины, которые занимались рукоделием у своих домов. И Бог всех их благословлял здоровьем и радостями жизни. А в наше время люди не чтят праздники, удалились от Бога и Церкви и в итоге все заработанные деньги тратят на лечение различных недугов.

Однажды в каливу к отцу Паисию пришел человек и сказал, что его ребенок сильно болеет, но врачи никак не могут понять причину. Старец посоветовал ему перестать работать по воскресеньям. И когда этот человек с верой стал исполнять наказ, его ребенок действительно перестал болеть.

Современный человек все больше погрязает в суете и обилии дел, которыми часто нагружает себя сам. И в отчаянных попытках все успеть мы уже не так глубоко проживаем церковные праздники.-10

«Я всегда даю мирянам совет прекратить работать по воскресеньям и праздникам, чтобы на них не сыпались беды. Упорядочить свою работу могут все… Если есть духовная чуткость, то в любой ситуации находится выход. И если этот выход повлечет за собой какой-то малый убыток, то благословение, которое в итоге получат эти люди, будет сугубым», — подытоживает преподобный.

На первый взгляд, простые истины. Но если мы сможем вписать их в свой уклад жизни и закрепить до самой кончины, научив этому и близких, то достигнем значительных духовных высот и угодим своей жизнью Господу.

Современный человек все больше погрязает в суете и обилии дел, которыми часто нагружает себя сам. И в отчаянных попытках все успеть мы уже не так глубоко проживаем церковные праздники.-11

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ