Знаки препинания, которые должен знать любой 5-7-классник, чтобы потом не знать проблем на ОГЭ и ЕГЭ

623 прочитали

Пунктуационные нарушения – лидер по ошибкам в тестовой части и в сочинении ЕГЭ (критерий К8).

Почему так происходит?

Как говорят психологи, причины проблем любого взрослого человека стоит искать в его детстве, то есть нужно вернуться к истокам и посмотреть, с чего же всё начиналось.

Как ни странно, но причины пунктуационной безграмотности современных выпускников также стоит поискать в младшей и средней школе, когда эту пресловутую пунктуацию начинают активно изучать.

ДРУЗЬЯ!

❤️ЗАПИСЬ НА 2024-2025 учебный год идёт полным ходом! Напишите мне в личные сообщения 👉@savcenko_russEGE и забронируйте место на следующий учебный год!

А также...

❤️Идёт ЗАПИСЬ НА ЛЕТНИЙ ИНТЕНСИВ для учащихся 4-11 классов.

Всю самую подробную и актуальную информацию читайте в моём Телеграм-канале в ЗАКРЕПЛЁННЫХ СООБЩЕНИЯХ. Чтобы забронировать место, пишите 👉@savcenko_russEGE. Прокачаем все самые трудные темы уходящего года и начнём следующий учебный год уже с ПЯТЁРОК!

Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👇https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto

Здесь много работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

Объём пунктуационных правил, безусловно, приличный. Но я долго преподаю, наблюдаю за учениками и 5-ых, и 9-ых, и 11-ых классов и поняла, что школьники боятся, как и любой взрослый человек, НЕИЗВЕСТНОГО.

Попадается 6-тикласснику текст, нужно расставить знаки препинания. Что с ним делать? За что хвататься? Какие правила применять? Вот и слышу от ребят: "Надо ставить запятую, потому что тут перечисляется". Это максимум, который выдают школьники.

Проблема школьной подачи материала – РАЗДРОБЛЕННОСТЬ. По чайной ложке, по крупицам изучают и орфографию, и пунктуацию на протяжении многих лет. И ребятам кажется, что правил много. От этого "знания" руки опустятся у любого ребёнка и пропадёт любое желание учиться.

Потому я со своим ребятами, даже маленькими (4, 5, 6 класс), стараюсь пунктуацию (и не только) изучать комплексно, модулями, блоками.

Что это значит?

Ребята сразу в начале учебного года получают распечатку со всеми правилами пунктуации, которые они должны знать к концу года. Хочу уточнить: не правила, которые нужно выучить за этот год, а именно все правила, которые нужно знать, например, 6-тикласснику, то есть учитывается и пунктуация предыдущих лет.

При таком подходе школьник точно знает, с какими темами он встретится в диктанте или ВПР, и ищет в предложении именно эти пунктограммы методом отсеивания лишнего.

Когда школьник знает, что он ищет конкретно, а не оценивает предложение с точки зрения "возможно, там есть какой-то знак, которого я не знаю, но он там, наверно, есть", тогда и результаты у ребят хорошие. ПРОСТО НАДО ЗНАТЬ, ЧТО ИСКАТЬ!

Пунктуационные нарушения – лидер по ошибкам в тестовой части и в сочинении ЕГЭ (критерий К8).  Почему так происходит?
Какой объём пунктуационных правил должен знать 5-6-тиклассник?
👉1. Знаки препинания при однородных членах предложения (ОЧП)
👉2. Знаки препинания при обобщающем слове (ОЧП)
👉3. Знаки препинания при обращении
👉4. Знаки препинания в сложном предложении
👉5. Тире между подлежащим и сказуемым
👉6. Знаки препинания при прямой речи

ВСЁ!

Рассмотрим эту нехитрую пунктуацию. Уважаемые родители, проверьте, знает ли ваш школьник эти правила.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ОЧП)

✔️О, О, О
Я люблю яблоки, арбузы, виноград.
✔️О, но О (союзы А, НО, ЗАТО, ОДНАКО)
Я люблю яблоки, но съем апельсин.
✔️О и О (один союз И, ИЛИ, ЛИБО)
Я люблю яблоки и виноград.
✔️и О, и О, и О (несколько союзов И, ИЛИ, ЛИБО)
Я люблю и яблоки, и арбузы, и виноград.
✔️О и О, О и О (ОЧП связаны парами)
Я люблю яблоки и арбузы, груши и виноград.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБОБЩАЮЩЕМ СЛОВЕ (ОЧП)

✔️⊙ : О, О, О
Всё залито солнцем: лес, поле, луг.
✔️О, О, О – ⊙
Лес, поле, луг – всё залито солнцем.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ

✔️Всегда с двух сторон выделяется запятыми.
Саша, нарисуй мне море.
Нарисуй, Саша, мне море.
Нарисуй мне море, Саша.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

✔️Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая.
Откуда ни возьмись набежали тучки, и из них закапал неспешный дождь.

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

✔️Если подлежащее и сказуемое выражены существительными, между ними ставится тире.
Плутон – самая большая планета.
✔️Обязательно ставится тире при наличии слов ЭТО, ВОТ.
Игуана – это крупная ящерица.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ

Слова автора перед прямой речью:

✔️А: "П". Учитель сказал: "Вспомните правило".
✔️А: "П!" Учитель призвал: "Вспомните правило!"
✔️А: "П?" Учитель спросил: "Помните правило?"

Слова автора после прямой речи:

✔️"П", – а. "Вспомним правило", — сказал учитель.
✔️"П!" – а. "Выучили правило!"— обрадовался учитель.
✔️"П?" – а. "Вспомнили правило?" — спросил учитель.

Такая теория занимает одну страницу печатного текста, но 5,6-тиклассника уже не пугает объём, и он понимает, что в любом предложении он будет проверять именно эти позиции и никакие другие.

Этими же правилами будет пользоваться и 7-миклассник, только к этому объёму мы добавим

👉1. Знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах
👉2. Дополнительное условие на тире между подлежащим и сказуемым

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРИЧАСТНЫХ И ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТАХ

✔️мест.,| ПО |, … ( ПО после местоимения)
Я, окружённый сверкающим миром, сижу на берегу реки.
✔️…,| ПО |, мест. (ПО перед местоимением)
Окружённый сверкающим миром, я сижу на берегу реки.
✔️сущ., | ПО |, … (ПО после существительного)
Сад, поросший зелёным камышом, спускался к реке.
✔️… | ПО | сущ. (ПО перед существительным)
Поросший зелёным камышом сад спускался к реке.
✔️…,| ДО |, … (ДО не фразеологизм, выделяем всегда)
Чайки бродят по отмели, раскрыв клювы, и громко кричат.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ НА ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

✔️Если подлежащее и сказуемое выражены числительными или инфинитивами, между ними ставится тире.
Пятью пять – двадцать пять.
Жить – Родине служить.

ВСЁ!

Ваш 5, 6, 7-классник сможет справиться с любым предложением, потому что до середины 8 класса, когда начинают прорабатывать детально знаки препинания, иные правила ему не понадобятся, а эти можно уместить на одной печатной странице. Эти правила база для изучения более сложных случаев и база для ОГЭ и ЕГЭ.

Распечатайте себе эту теорию и положите в тетрадку своему школьнику. Точно скажет вам спасибо!

И ещё. Не все эти правила попадаются в каждом втором предложении. В 90% случаев школьник воспользуется знаками препинания при ОЧП, при причастных и деепричастных оборотах и в сложном предложении. Остальные позиции в письменных работах встречаются гораздо реже. Вот теперь всё!

ДРУЗЬЯ!

❤️ЗАПИСЬ НА 2024-2025 учебный год идёт полным ходом! Напишите мне в личные сообщения 👉@savcenko_russEGE и забронируйте место на следующий учебный год!

Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👇https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto

Здесь много работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

Подписывайтесь на канал, чтобы узнать как можно больше реально работающих приёмов для сдачи любой экзаменационной работы на отлично! Спасибо за лайки!