179,8K подписчиков

Гениальность композиторов, опасные трюки и камеры IMAX – закулисье «Тёмного рыцаря»

«Тёмный рыцарь» – культовая картина и кинематографический шедевр, который по-другому заставил смотреть зрителя на экранизацию комиксов. Продолжение истории о Бэтмене снова доверили снять талантливому режиссёру Кристоферу Нолану. Ленту оценили не только её верные фанаты, но и зрители, которым раньше супергеройские фильмы не особо то и нравились.

Гениальность композиторов, опасные трюки и камеры IMAX – закулисье «Тёмного рыцаря»
Гениальность композиторов, опасные трюки и камеры IMAX – закулисье «Тёмного рыцаря»

В «Тёмном рыцаре» зритель видит что-то новое в истории данного сюжета. Главным антагонистом Брюса Уэйна, скрывающегося под костюмом Бэтмена, во втором фильме становится Джокер. Безумного и неуловимого преступника великолепно сыграл Хит Леджер, который заставил зрителя временами проявлять симпатию к своему персонажу, несмотря на все его злодеяния.

Бюджет и сборы

Конечно же, для создания такой истории потребовались солидные финансовые вложения. На съёмки «Тёмного рыцаря» потратили порядка 185 миллионов долларов, которые после проката быстро вернулись в шестикратном размере. Режиссёр грамотно распорядился впечатляющим бюджетом, создавая потрясающие спецэффекты и качественную постановку.

«Тёмный рыцарь», афиша
«Тёмный рыцарь», афиша

«Тёмный рыцарь» со сборами чуть более миллиарда долларов смог ворваться в число самых прибыльных картин в истории кино. Большую часть этой суммы удалось собрать на мировом рынке. Он также побил рекорд по кассовым сборам в странах Северной Америки, став первой картиной, заработавшей более 500 миллионов долларов на континенте.

Невероятная популярность у зрителей – одна из причин такого коммерческого успеха картины Кристофера Нолана. Фильм получил высокие оценки и от кинокритиков, что также повлияло на его восприятие обществом. Великолепная игра актёров и захватывающий сюжет наряду с техническим совершенством смогли привлечь огромную армию зрителей, которые не могли проигнорировать этот шедевр.

Особенности предпроизводства

Для создания вымышленного города «Готэм-сити» использовались улицы Лондона, Ливерпуля и шотландского Глазго. Из американских городов Нолан отдал предпочтение Чикаго из-за его интересных архитектурных особенностей, которые не так узнаваемы по сравнению с тем же Нью-Йорком или Лос-Анджелесом. По словам художника-постановщика Натана Краули, чистота и аккуратность архитектурных элементов Чикаго создавали необычный драматический эффект.

Большинство сцен снимали при помощи камер Panavision, но Кристофер заявил руководству кинокомпании, что было бы неплохо задействовать камеры IMAX. Босы Worner Bros. были не в восторге от идеи Нолана из-за громоздкости камер и дороговизны обработки 70-мм плёнки. В итоге в готовом варианте картины доля сцен, снятых камерами IMAX, составила 20% или 28 минут. «Тёмный рыцарь» стал первым крупным фильмом, где применяли оборудование IMAX, которое раньше использовалось исключительно для съёмок документального кино.

Гениальный дуэт композиторов

Создавать музыку для «Тёмного рыцаря» Кристофер Нолан пригласил дуэт-композиторов из первого фильма о Бэтмене – Ханса Циммера и Джеймса Ньютона Ховарда. Интересно, что для написания партитуры Циммер и Ховард даже не смотрели фильм. Это была не их прихоть, а просьба режиссёра, который хотел, чтобы музыка рождалась благодаря сюжету и персонажам, а не конкретным действиям в кадре.

Ханс Циммер и Джеймс Ньютон Ховард
Ханс Циммер и Джеймс Ньютон Ховард

Композиторы решили разделить процесс написания музыкального сопровождения: Циммер писал композиции для сцен с участием Джокера и Бэтмена, а Ховард взялся за создание музыки к эпизодам с Харви Дентом. Для Циммера личность Бэтмена не была сугубо благородной, поэтому тему для этого персонажа он сделал не «героической».

Кадр из фильма «Тёмный рыцарь»
Кадр из фильма «Тёмный рыцарь»

Ховард создавал композиции для Харви Дента при помощи духовых инструментов и искажения звучания по мере того как разлагалась личность героя. После кончины Хита Леджера Циммер хотел заменить оригинальный материал новой темой. В итоге он решил оставить всё как есть, а Ховард и другие члены съёмочной группы поддержали это непростое, но правильное решение.

Таинственное исчезновение карандаша

Кадр из фильма «Тёмный рыцарь»
Кадр из фильма «Тёмный рыцарь»

Один из самых запоминающихся эпизодов ленты – «фокус с карандашом». Во время встречи с бандитами, собравшимися обсудить объединение для противостояния Бэтмену, Джокер решил присутствующим показать фокус. Он закрепил карандаш на столе и сказал, что заставит его исчезнуть. Один из преступников попытался схватить «фокусника», но тот ударил его головой об стол, и карандаш «испарился» – пронзил мозг гангстера через глаз.

«Эту сцену мы снимали без компьютерной графики, потому что использовалась камера IMAX. Мы могли бы создать виртуальный карандаш, закинуть его в кадр и в нужный момент заставить исчезнуть, если бы снимали на обычную камеру. В случае с оборудованием IMAX лучше избегать визуальных эффектов, ведь в цифровом варианте не реально добиться правдоподобной картинки», – делится историей о сцене с карандашом Кристофер Нолан.

На съёмки сцены с исчезновением канцелярской принадлежности ушло 2 дня. На столе был закреплён настоящий карандаш, который каскадёр Чарльз Джерман быстро сбивал рукой до того как его стукнут головой об стол. В пробных дублях актёры делали все движения более медленно, чтобы убедиться, что каскадёр успевает сбить карандаш.

«Конечно же, страх в этот момент присутствовал. Если бы я не смог сбить вовремя карандаш, он бы действительно исчез в моей голове, как показано в фильме. Слава Богу, реакция меня не подвела, и я остался целым и невредимым, если не учитывать три нокаута от удара об стол», – вспоминает экстремальные съёмки актёр и каскадёр Чарльз Джерман.

→ ПРОДОЛЖЕНИЕ

Рекомендуем также:

От автора:
Будем признательны, если вы подпишетесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще