5,4K подписчиков

Учить нельзя не пускать. Что делать с детьми мигрантов, не знающими русский язык

139 прочитали

Фото с просторов Интернета
Фото с просторов Интернета

Почти всё хорошее в этой жизни стоит денег. Хорошие законы - тоже. Конечно, если мы хотим, чтобы законы работали, а не просто были. Уверена, именно по этой причине проблема мигрантов в России не решается - нет денег. А почему их нет, куда они уходят, думаю, все мы понимаем.

Плюс, уверенность чиновников высшего уровня, что ситуация вполне терпимая, что проблемы особой нет, рассосётся как-нибудь само. Но само становится только хуже и опаснее. Продолжая проводить такую миграционную политику, государство доводит собственные институты до предела. И, кажется, наверху это начали понимать.

Главный шаг в решении любой проблемы - признать, что она есть. У нас долгое время делали вид, что системной проблемы нет. Якобы есть отдельные вопиющие случаи, с которыми, конечно же, надо разбираться (если они попали в СМИ, а если не попали, то можно ничего не делать). Но глобально у нас всё хорошо - дружба народов и толерантность.

И только совсем недавно представители власти начали открыто говорить, что в школы приходят дети, не знающие русский язык. Эти дети не хотят учиться, не хотят интегрироваться и становиться частью российского общества. И родители их в этом лишь поддерживают. А школы не справляются.

В этой статье предлагаю поговорить о том, что делать в сложившейся ситуации.

Утопические идеи, что вот сейчас всех мигрантов каааак возьмут и каааак депортируют, предлагаю сразу не обсуждать. Этого не будет. Так же как чиновники и крупный бизнес, сидящие на денежных потоках миграции, не схватятся за голову, не услышат народный стон и не перестанут завозить всё новых и новых Мухамедов и Алыгбеков. Не перестанут до тех пор, пока имеют с этого деньги.

Работать надо с тем, что есть. А есть примерно следующая картина. Живёт где-то у себя на родине Отабек. У него есть жена и дети. А работы, на которую семью можно прокормить, нет. Что ему делать? Ехать в Россию. Кем-то да устроится. Диаспора поможет.

Отабек немного знает русский, пару слов связать может. Жена и дети - нет. Ну, не беда. По приезде в Россию Отабек договаривается и покупает себе и своей женщине сертификаты о знании русского языка. Оформляет остальные документы - можно работать.

(Это пример того, о чём я писала в начале статьи: наличие хорошего закона само по себе ещё ничего не гарантирует. Надо, чтобы он работал. Для этого нужны деньги. По закону, чтобы получить такой сертификат, приезжий должен сдать экзамен на знание русского языка, истории и законодательства РФ! А не просто отвалить денег)

Отабек устраивается курьером/таксистом/рабочим/кем-то ещё. Жена сидит дома с детьми. Их человек 5. Двое старших уже должны учиться в школе. Русский они не знают. Увы, это проблема не Отабека и не его жены, и не его детей, и не тех, кто продал поддельные сертификаты. Это проблема школы и её учеников, проще говоря - наша с вами. Потому что им и так нормально. Ненормально нам.

Что с этим делать, как решать?

Меня поражает, что некоторые люди, отвечая на этот вопрос, всерьёз говорят: "Не пускать их в школу! Нечего к нашим детям лезть! Школы не для этих строили!"

Ну, классная идея, что сказать (нет). Конечно, давайте не пустим их в школу. А через месяц не сможем выйти на улицу без охраны. Потому что эти дети мигом сколотятся в уличные банды. Чем отбиваться от них будем? Топор с собой таскать или дедово охотничьё ружьё? Так-то вас же ещё и виноватым сделают в случае чего.

Или кто-то правда думает, что если не пустить этих детей в школу, то родители срочно наймут им репетиторов по русскому языку, и будут целыми днями сидеть и учить наш великий и могучий, а параллельно с этим, наверное, ещё самообразованием заниматься по остальным предметам, чтоб от ровесников не отставать, когда русский будет изучен на должном уровне? Или вместо государственной пойдут в частную школу, где индивидуальный подход и отдельная образовательная траектория для каждого ученика? Ну как раз по стоимости выйдет как вся Отабекова зарплата.

В общем удивительно мне, когда такое предлагают.

А что реально?

  1. Тестировать перед поступлением в школу всех лиц без гражданства и с недавно приобретённым гражданством на предмет общего уровня знаний и особенно - русского языка.
  2. Если владение русским языком оказывается на недостаточном для обучения уровне, отправлять на курсы русского языка, организованные здесь же, в школе. Курсы должны быть небесплатными, но по очень низкой цене. Без их успешного окончания в школу не брать. Т.е ходить на курсы ребёнок должен до победного - пока не добьётся установленного законом языкового минимума.
  3. Для этого нужно много учителей рки (русский как иностранный). Мы пришли к тому пункту, который делает всю эту программу нереалистичной, ведь тратить деньги государство не хочет 🤷‍♀️.
  • Государство должно буквально начать охоту на специалистов рки. Создать им в школе царские условия: высокая зарплата удобный график, минимум бумажек, подчёркнуто уважительное отношение со стороны руководства - в общем всё то, чего так хотят, но не получают обычные учителя. Цель - сделать школу привлекательной для преподавателей рки. Более привлекательной, чем другие рабочие места.
  • Отправлять учителей русского и учителей начальной школы на бесплатные курсы по преподаванию рки. В случае успешного прохождения повышать зарплату.
  • Студентов рки массово отправлять на практику в школы - вести языковые курсы для детей мигрантов.
  • Увеличивать количество бюджетных мест на факультетах, где готовят преподавателей рки, налаживать связи вузов и школ, отслеживать успешных студентов, предлагать им работу сразу по окончании вуза.

4. Создать общую базу данных всех классов всех школ каждого населённого пункта, доступ к которой будет у чиновников соответствующего профиля и директоров школ населённого пункта. При приёме заявлений и распределении учеников по классам, формировать классы так, чтобы мигрантов оказывалось не более 20% от общего количества человек в классе. Чем меньше - тем лучше. При заполнении мест в классах приоритет отдавать местным жителям. Если в школе, в которую подали документы мигранты, не хватает мест, чтобы сформировать классы с учётом правила 20% - отправлять их в другие, более дальние школы.

5. Негласное правило - стараться не набирать мигрантов одной национальности в один класс. Азербайджанец, армянин, узбек, киргиз - нормально. Четверо киргизов - нет. Это будет препятствовать их объединению и неинтеграции в коллектив. Также отсутствие общего языка будет заставлять общаться на русском между собой.

5. Негласное правило номер 2 - стараться не брать в один класс братьев и сестёр. Логика та же - дети не должны объединяться по национальному (а тут ещё и родственному) признаку.

6. Всем школам сверху спустить распоряжение внести в устав запрет на головные уборы и предметы, закрывающие лицо, для учеников. Родителям при оформлении документов давать ознакомиться с уставом под подпись. В договоре школы с родителями прописывать обязанность учеников соблюдать устав и указанную там форму одежды. На словах объяснять родителям-мигрантам, что в хиджабе и пр. в школу приходить нельзя - их дочерей не пустят на занятия. И жёстко за этим следить. Всех девочек, пришедших в платках, разворачивать и отправлять либо переодеваться, либо домой.

7. Не привязывать финансирование школ к рейтингу, чтобы директора не вынуждали учителей рисовать Алыгбекам хорошие оценки, когда те ничего не знают.

8. После зачисления детей мигрантов в школу стимулировать их продолжать посещать языковые курсы или заниматься самостоятельно, т.к учёба на неродном языке априори проходит сложнее. И выйти на общий уровень класса по остальным предметам им объективно труднее, чем носителям языка.

9. Проводить в школах различные мероприятия, посвящённые изучению русской культуры.

10. Учителям следить за отношениями детей в классе. Любые распри на национальной почве жёстко пресекать. Русским ученикам объяснять, что мигранты - такие же школьники, они так же учатся и вообще выполняют двойную работу, потому что учатся на сложном иностранном языке, а вы несчастный английский - и тот освоить не можете. Мигрантам напоминать, что они тут в гостях, а в чужом доме нужно вести себя прилично.

_________________________________________

Примерно так я вижу решение проблемы не русскоговорящих детей.

И, представляя комментарии, сразу отвечу на вопрос: а почему это курсы рки должны быть очень дешёвыми, почему это всё за наш счёт? Потому что это жизнь. За всё платит потребитель конечной услуги.

Потребители - это те, кто так или иначе пользуется услугами мигрантов. Хочется сесть в эконом-такси через 3 минуты? К вам едет Алихан. Алексей приедет в бизнесе через 30 минут. Будете ждать и платить в 2 раза больше? То-то и оно.

Захотелось вкусный круассан, и масло закончилось - Абдулла уже несётся на велике с рюкзаком за спиной. Через 20 минут круассан будет у вас на столе.

Заказали новый чехол на телефон с Вайлдберриз? Юсуф уже ищет его на складе, сейчас упакует и отправит в доставку.

Ну и т.д и т.п. Принцип понятен.

Нет сейчас такой сферы, где вообще не используется труд мигрантов. Но даже если вы каким-то образом выстроили свою жизнь так, что действительно с ними не пересекаетесь (допустим, живёте в деревне исключительно своим хозяйством), то варианта не участвовать в судьбе детей нашего Отабека у вас всё равно нет. Ваши налоги пойдут туда, куда государство посчитает нужным.