«Волшебник, настоящая звезда». Недооценённый герой рока Тодд Рандгрен

179 прочитали

Среди героев 1970-х имя Тодда Рандгрена упоминается редко, особенно в нашей стране. Его наследие слишком пестро и причудливо, чтобы собирать стадионы. И всё-таки Тодд по праву считается хитмейкером-мелодистом, чьи песни станут открытием для ценителей авторского рока и изобретательной поп-музыки.

Среди героев 1970-х имя Тодда Рандгрена упоминается редко, особенно в нашей стране. Его наследие слишком пестро и причудливо, чтобы собирать стадионы.
  • На канале доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей можно поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

Гаражный рокер, автор фортепианных баллад, создатель классических рок-хитов, маэстро прога, продюсер-волшебник... Тодд Рандгрен успел прожить множество жизней. Он родился 22 июня 1948 года в Филадельфии и уже в детстве начал самостоятельно осваивать гитару. А потом ему поддались и другие инструменты...

В качестве востребованного и заточенного на успех продюсера Тодд Рандгрен работал с Grand Funk Railroad, Hall & Oates, Badfinger, Патти Смит, Митом Лоуфом и многими другими.

При этом Тодд Рандгрен занимает заслуженное почётное место среди представителей авангарда, экспериментаторов и чудаков. Его никогда не удовлетворял статус обычного певца/автора песен. Он всю жизнь корпел в студии над собственными альбомами.

Рандгрен — студийный волшебник, который поставил перед собой задачу сделать каверы песен The Beatles как можно точнее. Он записал целый альбом, используя собственный голос в качестве единственного инструмента. Для Мита Лоуфа он создал убедительные звуки мотоцикла, используя только свою гитару. И был пионером в области музыкального программного обеспечения.

В шутливой биографии Тодд Рандгрен писал: «Мои амбиции хоть и не конкретны, но довольно сложны. Вероятно, они покажутся большинству людей чем-то из в области фантастики. Думаю, я просто подожду и посмотрю, что получится». Он занялся сольной карьерой, начал работать продюсером, построил студию и сформировал крутую дискографию с внезапными поворотами, тщательно продуманными студийными экспериментами и технологическими инновациями. Надеюсь, вам понравится!

Nazz «Open My Eyes» (1968)

В конце 1960-х Тодд Рандгрен играл в группе Woody's Truck Stop, которая в распалась, когда её участники плотно влились в кислотное движение в Калифорнии. В ответ он собрал группу музыкантов из Филадельфии, которые вдохновлялись британскими командами The Who, The Beatles и The Yardbirds. Хотя Nazz никогда не пользовались особой популярностью, «Open My Eyes» — одна из жемчужин своего весёлого времени. Песня по праву вошла в легендарный сборник «Nuggets».

Halfnelson «Roger» (1971)

Когда Тодд Рандгрен услышал первые демо братьев Маэл, он сразу понял, что хочет продюсировать их первый альбом. Тогда они называли себя Halfnelson, ныне же известны как Sparks. Одним из лучших треков можно признать слегка маниакальную песню «Roger», центральным элементом которой является серия арпеджио. Баланс постоянно перемещается от левого динамика к правому — трудно понять, на чем именно сфокусироваться.

Todd Rundgren «Hello It's Me» (1972)

Двойной альбом «Something/Anything?» ознаменовал отход Тодда от формата фортепианных баллад в сторону более комплексного звучания. Теперь он начал самостоятельно записывать партии каждого инструмента. Наибольшую известность получила песня «Hello It's Me», переработанная и дополненная версия старого номера Nazz. Тодд Рандгрен написал немало запоминающихся поп-мелодий, но эта, несомненно, стала знаковой.

Todd Rundgren «I Saw the Light» (1972)

Доведя свою способность ваять потенциальные хиты в битловском стиле буквально на заказ, Тодд Рандгрен написал «Я видел свет» от начала до конца за 15 минут. Такая простота заставила его изменить стиль письма в сторону большей изощрённости и сложности: «Для меня величайшим разочарованием в мире является невозможность слушать собственную музыку и получать от неё удовольствие».

Todd Rundgren «International Feel» (1973)

Деньги, полученные от продаж «Hello It’s Me», Тодд потратил на собственную студию. А ещё на психоделики. В результате этих трансформаций появился культовый альбом «A Wizard, A True Star» — триповый, постоянно движущийся, психоделически детализированный, намеренно жутковатый. Достаточно странный, чтобы заслужить восхищение от нового поколения расширителей сознания в лице Tame Impala, но в то же время не чуждый поп-мелодичности.

New York Dolls «Frankenstein» (1973)

Держа руку на пульсе актуальных тенденций, Тодд Рандгрен слонялся по Нью-Йорку, слушая такие группы, как New York Dolls. Когда его наняли для продюсирования дебютного альбома этой команды, работа заключалась в том, чтобы зафиксировать на плёнке энергетику живого выступления хулиганствующей рок-банды и утвердить её репутацию в качестве мультяшной версии The Rolling Stones. Выведя громкость гитар на максимум, Тодд Рандгрен также добавил записи атмосферности. Например, при помощи своего синтезатора в «Франкенштейне».

Utopia «The Ikon» (1974)

Альбом «Волшебник, настоящая звезда» был странным, но Рандгрен пошёл ещё дальше с прог-рок-группой Utopia. На первом альбоме музыканты и вовсе ушли в астрал. Это была музыка явно не для людей, которые полюбили Тодда Рандгрена за трёхминутные хиты. Концертное исполнение «The Ikon» занимало больше часа. На альбоме композиция длится 30 минут: полная динамики и беспокойного пульса прог-одиссея.

Meat Loaf «Bat Out of Hell» (1977)

Пластинка «Летучая мышь из ада» — вот где пригодилась давняя любовь Тодда Рандгрена к оперетте XIX века. Композитор и автор текстов Джим Стейнман написал для Мита Лоуфа целую рок-оперу, а Рандгрен был привлечён, чтобы вдохнуть жизнь в музыкальную драму. Вступительная фортепианная партия первого трека напоминает рэгтайм на стероидах. Затем появляется Тодд Рандгрен с захватывающим гитарным соло и перепадами настроения: продюсер знает, когда нужно сохранить деликатность, а когда увеличить скорость и громкость.

Todd Rundgren «Can We Still Be Friends» (1978)

Даже странно, что такая вещь не стала хитом. Отличная баллада 1978 года посвящена теме разрыва отношений, пусть сам автор и не имел в виду кого-то конкретного: «Возможно, речь идёт о конкретной ситуации, но мне не обязательно что-то переживать, чтобы написать песню, которая, по мнению других людей, отражает их опыт».

Psychedelic Furs «Love My Way» (1982)

Арт-группа Psychedelic Furs привлекла Тодда Рандгрена к продюсированию альбома «Forever Now», разыскивая студийного кудесника, который работал с Патти Смит и New York Dolls. Центральную мелодию «Love My Way» Рандгрен любезно сыграл на маримбах. Фронтмен Ричард Батлер планировал применить фирменный саркастический тон, но продюсер посоветовал ему петь просто и открыто. В итоге песня принесла Psychedelic Furs популярность в Америке.

Todd Rundgren «Bang the Drum All Day» (1983)

Гиперактивный хит для вечеринок и саундтрек из рекламы круизов. Когда Тодда спросили, какая из песен сыграла в его карьере наибольшую роль, он объяснил: «По иронии судьбы наибольшее влияние, вероятно, оказала песня "Bang the Drum All Day", потому что я заработал на ней очень много денег».

Todd Rundgren «Blue Orpheus» (1985)

Многие ранние работы Тодда Рандгрена содержали многодорожечные вокальные наложения, но «A Cappella» довела этот процесс до крайнего воплощения. Музыкант использовал сэмплер, чтобы превратить свой голос в различные элементы аранжировки. И хотя на альбоме представлены и более простые песни, «Blue Orpheus» показывает, насколько плотной и сложной может быть пластинка, состоящая исключительно из вокала Тодда Рандгрена.

XTC «The Meeting Place» (1986)

Британская группа XTC стремилась контролировать свой творческий процесс. Но поскольку к 1986 году музыканты не добились успеха в США, лейбл вынудил их объединиться с американским хитмейкером. В предоставленных списках приемлемых продюсеров имя Тодда Рандгрена было единственным, кого XTC вообще рассматривали.

Несмотря на вынужденный характер сотрудничества, участникам записи удалось поладить и наполнить пластинку любопытными деталями. Рандгрен посоветовал группе придать каждой песне больше индивидуальности. Мерцающий припев «The Meeting Place» дополнен шумами, напоминающими звуки фабричных гудков и топот копыт.

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!