2,1K подписчиков

Почему расплавилась катушка зажигания ВАЗ-11183

600 прочитали
Внешний вид автомобиля ВАЗ-11183. Фото из интернета.
Внешний вид автомобиля ВАЗ-11183. Фото из интернета.

Мой товарищ Алексей Базин (канал "Базисный вектор") ездит на ВАЗ-11183. На мой взгляд - машина маленькая (или я толстый, тоже вариант). Вот как-то зимой, в -20 градусов, вечером в субботу Алексей мне звонит и говорит, что машина вдруг на ходу начала плохо ехать, загорелась ошибка системы управления двигателем. До дома он добрался, открыл капот и увидел, что катушка зажигания третьего цилиндра расплавилась. Алексей сел на автобус, приехал в город в магазин, купил новую катушку, вернулся к себе в деревню и установил новую катушку на двигатель. Двигатель запустился, но работал так же плохо, как и до замены катушки. Алексей решил позвонить мне, поскольку я иногда ремонтирую инжекторные двигатели, и у меня есть простейшие приборы для их диагностики.

Я приехал к нему в деревню (15 километров от Твери), подключил свой диагностический прибор к разъёму OBDII. Прибор ожидаемо выдал код ошибки искрообразования в третьем цилиндре. Я отключил провода от всех катушек и стал прозванивать провода мультиметром в режиме прозвонки диодов относительно кузова автомобиля при отключенной аккумуляторной батарее, конечно. И в разъёме катушки третьего цилиндра один из проводов прозванивался на корпус как 1 Ом (с учётом погрешности прибора в 0,6 Ом), а в разъёмах подключения остальных катушек такого не было. Два варианта: или замкнут на кузов провод, или пробит транзистор, коммутирующий первичную обмотку катушки зажигания.

Надо сказать, что я легковые автомобили ремонтирую очень редко, и специальными знаниями по ним не обладаю. Так что пришлось зайти в интернет и выяснить, где установлен контроллер управления двигателем в этой машине. Как вы думаете, куда догадались установить его конструкторы? Знающие люди уже улыбаются, а для меня это было настоящее открытие:

под отопитель салона на тоннель пола

Нетрудно догадаться, насколько увлекательно отсоединять разъём от блока управления на морозе, стоя в коленопреклонённой позе. Отсоединил гнездовую часть разъёма, вновь прозвонил провод - короткое на кузов исчезло. Значит, беда в контроллере. Опять кланяюсь конструктору машины, снимаю блок управления двигателем и скорее в дом, отогревать замёрзший мозг (контроллер, в смысле).

Контроллер до меня не вскрывали, валик герметика по разъёму крышки отрывается с трудом. Снимаю крышку и вижу внутри окислы, какие-то липкие потеки и чёрное пятнышко на плате. Промываю плату изопропиловым спиртом. вижу, что рядом с транзистором, коммутирующим первичную обмотку катушки зажигания третьего цилиндра, стеклотекстолит платы прогорел до угля - вот и причина короткого замыкания. Оказывается, из радиатора отопителя понемногу подтекал антифриз, капал под действием закона всемирного тяготения на контроллер и проникал под крышку. Вот по антифризу и пробило, ибо амплитуда импульсов на первичных обмотках катушек зажигания - несколько сотен вольт (порядка 400 вольт). Плата начала гореть, когда прогорела до короткого замыкания - катушка третьего цилиндра перестала работать. А пока Алексей на трёх цилиндрах добирался до дома - катушка расплавилась. Я полагаю, что не у него одного такие казусы бывали. Если кто-то столкнулся с такой бякой - пишите в комментариях!

Плату я вычистил от угля, покрыл дефектный участок акриловым лаком. Транзистор оказался живым, что меня очень порадовало, ибо запасного транзистора у меня с собой не было. Собрал контроллер, установил на машину. Старт - есть старт! Двигатель работает ровно. Для исключения попадания антифриза блок управления я поместил в пакет из толстого полиэтилена (Developer Disposal Bag).

Выводы будем делать? Будем. В первую очередь - низкий поклон эффективным конструкторам! Молодцы! Следующим этапом ждём открытых ступичных подшипников, которые можно заменить только вместе со ступицей. И стоить эта ступица будет немало, конечно. А то вся экономика страны рухнет без нашей с вами денежной помощи.