Сокровища «Левиафана»: пираты или путешественники?

Пираты, корабль, сокровища и все это в Ладожском озере… Правда или вымысел? Не торопитесь с ответом.

В июне текущего года, на траверсе острова Коневец, команда центра научно исследовательского проекта 1XPEDITION, обнаружила затонувшее судно, в трюме которого, по предварительным данным, был найден речной жемчуг. Его на Ладоге, согласно истории,  добывали еще с 16 века.

Участники экспедиции “Наследие ладожских глубин” не первый год исследуют акваторию Ладожского озера: ищут затонувшие корабли, изучают их в контексте мировой истории. Современные технологии и научный подход, позволяют им разгадывать самые сокровенные и, порой, неожиданные тайны.

Пираты, корабль, сокровища и все это в Ладожском озере… Правда или вымысел? Не торопитесь с ответом.

Визуальный осмотр судна выявил наличие на нем следов взрыва.

Андрей Петров, дайвер центра научных исследований 1XPEDITION:

«Судно обнаружили на глубине тридцати трех метров. Его длина около двадцати четырех метров. Внешне напоминает яхту. Судя по всему, там был паровой двигатель, работал он на дровах. Это подтверждается наличием дровяного склада в носовой части парохода.

Наиболее сильные повреждения фиксируем по правому борту в середине судна. Предполагаем, что мог взорваться паровой котел. Рулевая рубка, каюты разрушенные при взрыве лежат сейчас на палубе. Металлические борта судна сильно пострадали от ржавчины. В них зияют дыры. Нам удалось попасть в два трюма, дровяной склад и кормовую каюту».

Интересную находку сделали дайверы, обследуя судно по внешнему периметру. С двух сторон у носа корабля они обнаружили изображение мифического монстра Левиафана с короной и ракушкой.

Изображение на носу судна
Изображение на носу судна

Сергей Куликов, координатор научно исследовательского проекта 1XPEDITION:

«Это навело нас на мысль, что, возможно, это пиратский корабль. Зачем же пассажирским или торговым судам иметь на своих бортах изображение монстра, несущего ужас и смерть?  Считалось, что с этим существом не может справиться ни одно оружие, а изловить или покорить Левиафана и вовсе невозможно».

Пираты? На Ладоге? История пиратства говорит нам о том, что это древнейшее ремесло. Пираты были всегда с тех пор как человек освоил водную стихию. Разбойники и воры, они приносили немалый урон торговым, а иногда и пассажирским судам. В начале XX века петербургскому губернатору докладывали о деятельности пиратов и просили принять решительные меры.

«Деятельность речных пиратов далеко перешла за пределы терпимого.  Пираты в настоящее время не довольствуются уже кражами снастей, цепей, якорей, дров и леса с судов во время их буксировки или стоянки, но даже переходят к вооруженному грабежу, который в последнее время завершился гибелью рабочего, убитого пиратами за ослушание. Принимая во внимание, что пираты не только наносят самые большие убытки промышленности, но даже посягают на жизнь рабочих и служащих, Биржевой комитет просит принять решительные меры для искоренения этого зла».

Версия стройная, но справедливости ради, стоит отметить, что мнения относительно того что же изображено на бортах судна разделились. Оппоненты пиратской версии увидели в изображении дельфина - символ скорости и безопасности, олицетворение морской власти.

Как бы ни было, подсказки, по мнению команды 1EXPEDITION, стоит искать внутри корабля.

Обследуя палубу, дайверы сделали важную находку. Рында - небольшой судовой колокол, сердце корабля.

Рында найденная на затонувшем судне
Рында найденная на затонувшем судне

С его помощью на флоте подавали предупредительные сигналы: о появлении врага, подъеме якоря, начале пожара. Звон рынды помогал понимать текущее время, оповещал о начале работы или наступлении обеденного перерыва.

Двигаясь вдоль правого борта дайверы обнаружили штурвал, вероятно, отброшенный сюда взрывом. На носу судна их ожидал сюрприз - адмиралтейский якорь опутанный сетью.

Адмиралтейский якорь окутанный сетью
Адмиралтейский якорь окутанный сетью

По словам команды экспедиции, порванные сети встречаются в разных частях корабля, это результат рыболовного промысла других судов.

Среди завалов на палубе удалось найти нактоус - ящик, где ранее находился судовой компас, часть машинного телеграфа, огнеупорный силикатный кирпич, производства Швеции.

Огнеупорный кирпич с затонувшего корабля
Огнеупорный кирпич с затонувшего корабля

Интересно, что этот кирпич активно покупали финны, пользуясь отсутствием таможенной границы между двумя странами. Это косвенно указывает на возможную национальную принадлежность парохода.

Спустившись с палубы, исследователи отметили красивые резные лестницы ведущие в каюты, частичные разрушения: обломки мебели, дверей. Внимание дайверов привлекли квадратные деревянные рамы.

Резные элементы отделки судна
Резные элементы отделки судна

Предположили, что, возможно, это были картины. Здесь же удалось обнаружить умывальник с клеймом финского завода, розовую керосиновую лампу, балясину - фигурный столбик, который ранее был частью резной лестницы, а также несколько керамических чаш.

Умывальник с клеймом Финляндии
Умывальник с клеймом Финляндии

Олег Шабуня, участник научно исследовательского проекта 1XPEDITION:

«Проник в каюту. Обломки стола, ножки стула, сразу не понять где что. Мой взгляд упал на остатки столешницы. Из под нее торчал какой-то предмет. Подплыл, увидел керамическую чашу, приподнял столешницу, там еще несколько. Взял в руки одну из чаш чтобы рассмотреть. Обычная керамическая чаша, вероятно выполненная на гончарном круге, на дне чаши слой ила. Я попытался промыть ее, качнул и увидел на дне.. камешки… не камешки, нежно белого цвета с перламутровым блеском, размером с горох, только не круглые, а продолговатые, овальные даже.  Наверное это жемчужины, точно скажут уже специалисты».

Сегодня сложно представить, что еще в начале прошлого века Карелия являлась жемчужной житницей России. Жемчуга добывали столько, что даже на экспорт хватало. В 1912 году за границу его было продано на 300 тыс. рублей золотом. Из жемчуга делали серьги, колье, браслеты, украшали одежду, головные уборы, оклады икон, применяли в шитье. Из перламутра раковины моллюска изготавливали пуговицы, а из целой раковины умельцы могли изготовить шкатулку. Стоит ли говорить, что такая любовь человека к украшениям дорого обошлась речной жемчужнице. Ее популяция была практически уничтожена.

Станислав Трофимов,  участник  научно-исследовательского проекта 1XPEDITION:

«Сделанные находки позволяют предположить, что найденное судно «Левиафан», как мы его назвали среди коллег, конца 19 - начала 20 века принадлежало флоту Великого княжества Финляндского. Вероятнее всего, на судне произошел взрыв парового котла, в результате чего судно и оказалось на дне озера. Собранный фото-видео материал, а также артефакты, найденные нами в  ходе экспедиции, мы передали в Центр подводного наследия института археологии РАН для дальнейшего изучения».

Загадкой на сегодняшний день остается богатое убранство парохода, позволяющее предположить, что это пассажирское судно. В пользу этой версии говорит изображение дельфина. Изображение Левиафана, ассоциируется с пиратами. Могло ли так случиться, что пассажирским судном завладели пираты и нанесли зловещие метки на его борта?

Возможно судно перевозило, найденный огнеупорный кирпич? Но для чего такая роскошь в интерьере? Размышляя над загадкой «Левиафана», участники экспедиции предположили, что, возможно, судно использовалось для морских прогулок обеспеченных людей. Огнеупорный кирпич, найденный на нем, вполне возможно, часть камина, украшавшего интерьер прогулочной яхты.

А что думаете Вы? Давайте разгадаем эту загадку вместе!