268,5K подписчиков

Выстрел в темноте: кто виновен в крушении Боинга - 747 над Сахалином?

1,5K прочитали

В конце 1980-х годов когда советско-американская дружба достигла апогея и Горбачев с Бушем хлопали друг друга по плечам, министр обороны США/бывший замглавы ЦРУ Фрэнк Карлуччи встретился с министром обороны СССР Дмитрием Язовым. Оказавшись наедине с американцем, советский маршал спросил его:

"Скажите мне, зачем США использовали корейский "Боинг" качестве самолета-шпиона?" Карлуччи ответил: - "Мы не использовали лайнер в качестве разведчика. Если мы хотим разведать СССР, у нас есть шпионы и десятки спутников в небе. Нам не нужен самолет-разведчик" - Вот и я не понимаю, зачем вы использовали рейсовый самолет в качестве разведчика, - развел руками Язов.

Эта выдержка из книги подчеркивает упорное убеждение людей по обе стороны океана, что авиакатастрофа 1983 года не могла быть простым совпадением событий. Даже таких людей, которые знают всё. Потому что в условиях взаимной ненависти вера в то, что случайностей не бывает,что противник с рождения виновен, становится абсолютной.

Министры обороны СССР (Язов) и США (Карлуччи) на переговорах в 1988 году
Министры обороны СССР (Язов) и США (Карлуччи) на переговорах в 1988 году

Советский Союз посчитал, что неопознанную воздушную цель надо сбить, так как последствия того, если самолет уйдет после пролета над секретным районом, важней человеческих жизней. Потому что неопознанная цель виновна в том, что летела со стороны врага. США убедили Запад, что Советский Союз виновен, потому что он империя зла и совершает только преступления, не имея право на ошибку.

Вражда государств породила обвинения, вражда была побочным эффектом Холодной войны и причиной крушения корейского Боинга. Если бы между Западом и СССР существовало доверие, Андропов не принял бы драконовские законы с требованием сбивать самолеты, комдив 40-й не отдал бы приказ, а летчик не сбил самолет.

Спустя много лет после катастрофы журналист Бовин, бывший рупор Кремля, сказал: "В мирные времена русские могли позвонить в Токио по прямой линии и сказать: "Привет, вы что-нибудь знаете об этом самолете?", или японцы, наоборот. Но 1 сентября 1983 года никто даже не подумал об этом".

В конце 1980-х годов когда советско-американская дружба достигла апогея и Горбачев с Бушем хлопали друг друга по плечам, министр обороны США/бывший замглавы ЦРУ Фрэнк Карлуччи встретился с министром-2

Тот факт, что множество великих государств вокруг одинокого Боинга ничего не сделали, - результат невидимой стены недоверия и страха, расколовшей планету. Эта стена неестественная и бессмысленная, ничего не дала нам. Но она разделила мир, потому что этого требовала логика Холодной войны.

В истории с уничтожением СССР Боинга-747 над Сахалином все искали теории заговора и способы обвинить других. Но не искали признания, что катастрофа - серия случайностей и ошибок в результате вражды народов. Вместо того, чтобы найти причины крушения и сделать выводы, мы искали виноватых. И получили новые катастрофы и смерти.

В 1988 году крейсер USS Vincennes (США) сбил рейс 655 авиакомпании "Иран Эйр", на юге Ирана, погибло 290 человек. Командир решил, что самолет атакует его корабль, хотя признаков не было, и американец не использовал все возможности, чтобы не сбивать его. После этого США сделали как СССР, отрицали вину и скрывали улики.

Ракета вылетает из усковой установки крейсера США  Vincennes  чтобы сбить Боинг Ирана
Ракета вылетает из усковой установки крейсера США Vincennes чтобы сбить Боинг Ирана

В 2020 году Иран сбил украинский пассажирский самолет, взлетевший из Тегерана. Главной причиной была тоже вражда и политика. Иран ожидал ответа после нанесения удара по американским базам в Ираке, ПВО приняли авиалайнер за американскую крылатую ракету. Список сбитых гражданских самолетов можно продолжать.

В своей повести я хотел сказать вам, что трагедия над Сахалином не является какой-то тайной. У участников событий есть лица и имена, есть расследования, признания и документы. Намерения и поступки объяснимы и понятны. И все же большинство из нас вновь и вновь уходят на очередной круг фантастических версий и обвинений.

И мы снова говорим - "Это они сделали!" вместо - "Почему это произошло?". Наша жизнь не стала лучше, оттого что СССР скрыл халатность военных, что Запад обвинил русских в преднамеренной атаке. Никто не хотел облегчить чью-то боль, предотвратить гибель людей в будущем. Все хотели получить политические дивиденды любой ценой.

Обломок фюзеляжа рейса 752 Боинга 737 сбитого ПВО Ирана
Обломок фюзеляжа рейса 752 Боинга 737 сбитого ПВО Ирана

Вы спрашивали меня - "Зачем уделять маленькой истории столько внимания?" 1 сентября 1983 года при крушении Боинга - 747 Korean Air Lines погибло 269 человек. В Афганистане столько людей погибало каждый день, во Второй мировой 269 человек погибали каждые 14 минут. В войнах гибнут прямо сейчас тысячи людей, и крушение Боинга даже не капля в море.

Так зачем столько внимания к нему? И у меня нет ответа. Но новый пассажирский лайнер рухнет снова, когда военная ракета разорвет ему хвост. И будут новые слёзы и сюжеты, будут обвинения, возмущения, печаль и гнев. И мир примет это и снова забудет.

"Выстрел в темноте". Все части повести тут: 👇

Благодарен за подписку/лайк 👍