13K подписчиков

Жених и невеста. Какие выводы их них сделал свт. Тихон Задонский? Причем здесь брак по расчету?

Жених и невеста
Жених и невеста

Святитель Тихон Задонский принадлежит к одним из самых поэтичных и художественно одаренных русских святителей.

Его поучения просто переполнены глубокими поэтическими метафорами и олицетворениями. Причем, настолько глубокими, что они, действительно, порой уходят на ту метафизическую глубину, где все явления мира по принципу метафорического подобосущия проявляют свое удивительное единство.

Давайте присмотримся к одному такому олицетворению.

Святитель Тихон рассматривает обычное явление – жениха и невестой и ставит их в параллель с Христом и человеческой душой.

Такой перенос содержится в Евангелии, но святитель, рассматривая это подобосущие, находит все новые и новые его грани. И видит при этом глубочайшие черты сходства.

«Что между собой жених и невеста, то и Христос и христианская душа. Невеста жениху обручается. Так и душа человеческая верою обручается Христу, Сыну Божию, и омывается банею Крещения».

При обручении дается обещание верности. Залогом этого становятся обручальные кольца.

Когда душа «обручается» со Христом, она тоже дает обещание вечной верности ему.

Естественно, что невеста хорошо омывается перед свадьбой, понимая, что ей предстоит теснейшая физическая близость.

Однако в христианстве эта аналогия еще более актуальна. Здесь аналогом омовения становится Крещение – уже не как омытия внешней физической нечистоты, а именно внутренней, душевной.

И это не просто отмытие – это именно «баня». В отличие от обычного омытия баня предусматривает высшую глубину физического очищения, когда грязь не просто смывается с кожи, а именно выпаривается, выскребывается, вычищается…

Именно так человеческая душа и должна себя приготовить для соединения с Христом.

Но идем дальше.

«Невеста оставляет дом и родителей и прилепляется к одному своему жениху. Так и христианская душа, обручившаяся с Христом, Сыном Божиим, должна оставить мир и мирские прихоти и прилепиться к одному своему Жениху Иисусу Христу; к чему Святой Дух через пророка увещевает ее: Слушай, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей (Пс. 44. 11-12)».

Фактически Иисус Христос, обручаясь с человеческой душой, возвращает Себе Свое.

Невеста оставляет родителей, а кого оставляет человеческая душа. Она рождается, как известно, от воды и Духа.

И Христос, после прохождения ею своего возрастного периода возмужания, просто забирает ее к Себе.

«Невеста одевается в платье цветное и украшается, чтобы понравиться жениху своему. Так и душа христианская должна одеваться в подобающее для нее одеяние и украшать себя внутри, чтобы понравиться своему Жениху, Иисусу Христу. Одеяние души указывает Святой Дух через апостола: Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол. 3.12)».

Трудно себе представить невесту без украшений и праздничного платья. Это выглядело бы просто оскорблением для жениха.

Но еще большим оскорблением это будет выглядеть для Христа, когда его «невеста», человеческая душа, придет к нему в своем обычном «грязном» платье, разящем потом из-под мышек или заляпанном нечистотами. Или в грязном кухонном фартуке, в котором недавно готовила себе обед…

Но теперь подходим к главному.

«Добрая невеста никого не любит так же или более, чем своего жениха. Так и душа христианская не должна любить никого равно, а тем более сильнее, чем Христа, Жениха своего.

Не нравится невеста жениху, когда равную с ним, а особенно когда большую любовь другому отдает. Так и душа христианская не угодна Христу, когда другое что равно Христу или, что хуже того, более Его любит. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоит Меня, - говорит Христос (Мф. 10.37)».

Вот он – главный критерий. Настоящая достойная невеста не может никого любить более, чем своего жениха. Иначе это брак не по любви, а по расчету.

Вот он – ужас современности! Вот она, причина отсутствия настоящих христиан!

Вы все заключили с Христом не брак, основанный на любви, а брак по расчету. Фактически тот оскорбительный брак, который и не является настоящим браком.

А причина одна – выходя «замуж» за Христа, мы не любили Его.

Точнее, мы не любили Его так, как Он требует – больше всего на свете.

Каждый из нас, если будет предельно честен с собой до конца, это признает. У каждого найдется кто-то или что-то, что он любит больше Христа.

У кого-то это будет муж или жена, у кого-то сын или дочь, у кого-то банальная любовница, у кого-то любимая работа или любимое хобби, та же самая дачка…

И это не говоря о любви к разного рода «страстям» - деньгам, блуду, славе, власти… И т.п.

Вот и получается, что мы – оскорбители «брака» с Иисусом Христом. Мы как те лицемерные жены или мужья, которые остаются в браке не потому, что любят супруга, а потому что это имеют те или иные выгоды…

Разве не будет Христос гнушаться нами после этого?