История кино. Зарубежные детективные сериалы и «метод семейного подряда».

690 прочитали
Герои сериала "Морская полиция: спецотдел"
Герои сериала "Морская полиция: спецотдел"

Телевизионный детективный сериал – один из самых коммерчески успешных жанров на ТВ, который меняется достаточно медленно.

Телевизионщики могут десятилетиями распахивать детективную ниву, используя одни и те же приемы, пока кто-то не придумает новый метод "вспашки", который тут же начинают эксплуатировать в хвост и гриву все остальные.

Основа телевизионного детектива – литературная классика. До сих пор на телевидении регулярно появляются проекты, которые переносят на маленький экран произведения Артура Конан Дойля, Агаты Кристи, Жоржа Сименона...

Телевизионный детективный сериал – один из самых коммерчески успешных жанров на ТВ, который меняется достаточно медленно.-2

В 2016 году, в который уже раз, на ТВ объявился новый комиссар Мегрэ. Пожалуй, эта экранизация произведений Сименона познакомила зрителей с самым необычным комиссаром из всех возможных – в роли Мегрэ снялся "мистер Бин"! Вероятно, французы были просто шокированы новым обликом одного из главных литературных героев Франции.

В классическом детективе сыщик ведет следствие в одиночку: он может быть профессиональным полицейским (Мегрэ), детективом-любителем (Пуаро, Марпл) или адвокатом (Перри Мейсон).

У главного героя иногда имеются помощники, но их роль в расследовании второстепенная и они постоянно остаются в тени. У комиссара Мегрэ было несколько инспекторов-бегунков, но они оказывали ему лишь техническую помощь (следили за подозреваемыми, опрашивали соседей и т.п.). Даже в самой известной детективной паре всех времен и народов – Шерлок Холмс и доктор Ватсон – расследование вел Шерлок, а Ватсон выполнял функции наблюдателя (он альтер-эго читателя).

Классический сыщик подмечал то, на что обычные люди не обращали внимания, и был большим знатоком человеческих душ. Но каким бы умным он не был, ему приходилось пошевелить мозгами – до тех пор, пока разрозненные фрагменты мозаики не сложатся в одну картину.

кадр из фильма "Грязный Гарри"
кадр из фильма "Грязный Гарри"

Начиная с 60-х годов 20 века, кино-детективам размышлять стало некогда: новое поколение сыщиков в борьбе с преступным элементом стало делать упор на физическую подготовку и огневую мощь. Под влиянием Джеймса Бонда "Шерлок Холмс" сел в быстрый автомобиль, вооружился самым мощным револьвером в мире "Магнум-44" и превратился в "Грязного Гарри". В результате из жанра детективного кино отпочковался так называемый "полицейский фильм".

Превращение классического сыщика в брутального полицейского целиком и полностью заслуга большого кино, а телевидение лишь позаимствовало новый стандарт работы детективов ("Улицы Сан-Франциско", "Старски и Хатч", "Полиция Майами" и многие другие детективно-полицейские сериалы). Сейчас этот поджанр полицейского детектива самый популярный на телевидении во всем мире, хотя небольшой загон для детективов, которые работают по лекалам классических сыщиков, всегда остается (Коломбо расследовал дела "по старинке" в 70-е, Монк в 21 веке).

Бондиана заложила не только основы полицейского фильма – она всегда была на передовой киноопытов по скрещиванию различных жанров. Первые фильмы серии с Шоном Коннери – это результат гибридизации детектива со шпионским и приключенческим кино.

Бригадный подряд

герои сериала "Закон и порядок: Специальный корпус"
герои сериала "Закон и порядок: Специальный корпус"

Телевидение долгое время лишь пользовалось поношенной одеждой старшего кино-брата, не предлагая почти ничего нового. Но в конце 20 века пришла очередь и телеиндустрии внести свежую струю в детективный жанр. В 90-е годы для поимки преступников создатели сериалов стали активно использовать бригадный подряд.

Один-два главных героя трансформировались в целый коллектив – чаще всего, это был коллектив полицейских, к которым иногда присоединялись прокуроры и эксперты-криминалисты. Эта методика расследования теле-преступлений понравилась зрителям и несколько американских сериалов, которые сделали ставку на "коллективного детектива", стали мегауспешными проектами.

Телевизионный детективный сериал – один из самых коммерчески успешных жанров на ТВ, который меняется достаточно медленно.-5

Разумеется, и раньше на ТВ встречались многосерийные кинофильмы, где были не один и не два сыщика. Еще в конце 60-х в США стал выходить сериал "Гавайи.5.0", где расследованием преступлений занимался целый полицейский отдел на Гавайях. Но полноценного бригадного подряда там все-таки не было – глава отдела был главным действующим лицом в расследованиях. Как Мегрэ у Сименона.

герои сериала "Закон и порядок"
герои сериала "Закон и порядок"

Первопроходцем в применении метода бригадного подряда на американском ТВ стало детище Дика Вульфа "Закон и порядок". Это сериал появился в эфире в 1990-м году и продержался более 20 сезонов (с перерывом)! В дом к телезрителю ввалилась целая толпа полицейских и прокуроров, которые очищали улицы Нью-Йорка от всякой нечисти.

Телезрителям так полюбились эти гости, что сериал не просто поставил рекорд для детективных проектов по продолжительности присутствия на ТВ-экранах, но и породил множество сериалов-ответвлений ("Закон и порядок: Специальный корпус", "Закон и порядок: Преступное намерение" и другие), был продан в несколько стран, где на его основе стали снимать свои "Законы и порядки".

"Закон и порядок"
"Закон и порядок"

Такой успех у меня вызывает удивление. На мой вкус этот сериал слишком старорежимный. Хотя он стал выходить в 90-е и рассказывал о работе современных слуг закона, но при его просмотре возникает ощущение, что на дворе далекие 70-е (даже в десятом сезоне в этом плане ничего не изменилось). Героев окружают персональные компьютеры и другие приметы 90-х, но не чувствуется, что это конец 20 века.

Вероятно, что такая атмосфера в сериале возникла не случайно, а определялась той аудиторией, для которой предназначался данный проект. Есть у меня такое подозрение, что он был рассчитан исключительно на ровесников Дика Вульфа - тех немолодых людей, которые не только не имели понятия, что такое рэп, но даже не захватили эпоху диско.

Телевизионный детективный сериал – один из самых коммерчески успешных жанров на ТВ, который меняется достаточно медленно.-8

Наверное, по этой причине и с героями в "Законе и порядке" были большие проблемы – мне показалось, что они похожи на определенные шаблоны, а не на живых людей. Вероятно, американским пенсионерам именно такие герои и были необходимы, поскольку сложные образы среди аудитории домов престарелых просто бы не прижились.

Когда фанаты "Закона и порядка", пристрастившиеся к нему в 90-е, окончательно вымерли, то сериал прикрыли (возродили его только через 11 лет).

герои сериала "Диагноз: убийство"
герои сериала "Диагноз: убийство"

В 1993 году на экранах США появился комедийно-детективный сериал "Диагноз: убийство". В нем сыщику-любителю – доктору Слоану (своеобразной мужской разновидности миссис Марпл) помогали расследовать преступления пара коллег-врачей и сын-полицейский. Было снято 8 сезонов этого не очень увлекательного зрелища. На мой вкус, разумеется.

Телевизионный детективный сериал – один из самых коммерчески успешных жанров на ТВ, который меняется достаточно медленно.-10

В том же году вышел в эфир "Убойный отдел" (Homicide: Life on the Street), который на протяжении 7 сезонов знакомил телезрителей с работой детективов отдела расследования убийств Балтимора.

В отличие от "Закона и порядка" здесь главные герои были похожи на реальных людей. Плохо то, что в "Убойном отделе" было слишком мало детективных расследований и слишком много производственных и личных проблем у главных героев (по крайней мере, в первом сезоне).

В целом я бы охарактеризовал жанр сериала как драматическую детективно-производственную мыльную оперу. Что интересно, один из персонажей "Убойного отдела" после закрытия сериала "переехал" в Нью-Йорк и оказался в "Законе и порядке" – среди тамошних манекенов.

Телевизионный детективный сериал – один из самых коммерчески успешных жанров на ТВ, который меняется достаточно медленно.-11

В 1995 году зрители познакомились с сериалом Дональда Беллисарио "Военно-юридическая служба" (J.A.G.), который рассказывал про работу военных следователей. В нем было четыре постоянных участника, но солировали все-таки двое – Он и Она. Да и по сюжету сериал не назовешь стопроцентно детективным – мне показалось, что от него сильно попахивало судебной драмой, изрядно сдобренной мелодрамой.

Можно было бы и не упоминать про "Военно-юридическую службу" применительно к "бригадному подряду", но для истории этот сериал ценен тем, что в 2003 году из него выкуклился лучший детективный телепроект всех времен и народов - "Морская полиция: спецотдел" (N.C.I.S.), ряд основных героев которого появились в 7-м сезоне J.A.G. (в 20 и 21 сериях).

Семейный подряд

герои сериала "Место преступления: Лас-Вегас"
герои сериала "Место преступления: Лас-Вегас"

Но прежде чем перейти к рассказу о "Морской полиции" – этой Джомолунгме детективных сериалов, необходимо упомянуть про сериальный Килиманджаро - "Место преступления: Лас-Вегас" (C.S.I.).

Данный проект не только выходил в эфир 15 сезонов (2000-2015 гг.), что само себе достойно уважения, и породил два сериала-клона: южный ("Место преступления: Майами") и северный ("Место преступления: Нью-Йорк") – он преобразовал идею бригадного подряда в расследовании преступлений в настоящий семейный подряд.

В C.S.I. зрители увидели не просто работающих в одной упряжке копов, прокуроров и прочих "силовиков", расследующих преступления, а слаженную группу детективов, которая очень сильно напоминала одну большую и дружную семью: в ней были папа и мама, сыновья, дочки, брат папы, и даже дядя…

Эта "семья" жила своей собственной жизнью, но жизненные перипетии героев никогда не заслоняли детективную основу сериала. Семейный подряд в этом телепроекте не уводил сюжет в мыльную оперу, а занимался расследованием преступлений.

"семья" криминалистов из Лас-Вегаса
"семья" криминалистов из Лас-Вегаса

И еще одно новшество появилось в этом сериале. В C.S.I. официальное следствие вели не полицейские, а криминалистическая лаборатория. В жизни так не бывает, но ведь это кино! В нем случается и не такое.

Главные герои определили и специфику расследования преступлений в этом сериале. Любые сложные случаи раскрывались по одной нехитрой схеме: криминалисты выезжают на место преступления, собирают улики, проводят исследования в своей лаборатории и разоблачают преступника! После этого полицейским детективам остается только арестовать негодяя.

В "Месте преступления" герои невидимого лабораторного фронта по борьбе с преступностью вышли из тени своих полицейских теле-коллег и целых 15 сезонов не хотели покидать главной сцены.

N.C.I.S.

Эта команда "работала" в "спецотделе" морской полиции в первых сезонах
Эта команда "работала" в "спецотделе" морской полиции в первых сезонах

А теперь о главном - об Эвересте среди детективных сериалов. В тот самый год, когда Роджер Федерер взял свой первый Уимблдон – телезрители во всем мире познакомились с героями сериала "Морская полиция: спецотдел" (оригинальное название - N.C.I.S., что является аббревиатурой Службы криминальных расследований ВМС США).

Сейчас, по прошествии многих лет именно выход в эфир N.C.I.S. следует назвать главным событием 2003 года.

Удачная идея "семейного подряда" из "Места преступления" была использована и для организации спецотдела морской полиции. "Спецотдел" – это отдельная следственная бригада Службы криминальных расследований, которая базируется в Вашингтоне. Герои сериала расследуют преступления, так или иначе связанные с американскими военными моряками (включая морскую пехоту), а также могут участвовать в расследовании разнообразных преступлений, посягающих на безопасность Соединенных Штатов.

Сериал "Морская полиция: спецотдел" – долгожитель, который надо было завершить после 11-12 сезона, но, к сожалению, это не было сделано (он выходит до сих пор, с другим составом участников). В итоге мы имеем под одним названием не один, а минимум 3 сериала с разными героями.

Я расскажу о первом сериале, о N.C.I.S. «золотого периода».

"папа" Гиббс - сидит справа, рядом с ним - две "дочки", один "сын" слева, второй - смотрит на "дочку" Эбби. "Дядюшка" и "мама" сидят на кровати.
"папа" Гиббс - сидит справа, рядом с ним - две "дочки", один "сын" слева, второй - смотрит на "дочку" Эбби. "Дядюшка" и "мама" сидят на кровати.

«Семейная иерархия» в сериале была выстроена следующим образом: возглавляет спецотдел строгий, но справедливый "папа" – спецагент Лерой Джетро Гиббс (или просто Джетро), под началом которого находятся два его "сына" – Тони Диноззо (амплуа: "весельчак") и Тим Макги ("ботаник"), две дочери (одна – спецагент, а вторая - эксперт Эбби), а также "дядюшка" – патологоанатом Даки. На пару сезонов в сериале засветилась и "мама" - директор службы Дженни (бывшая любовница Джетро).

Гиббс (Марк Хэрмон) – глава семьи патриархального типа. Его слово – закон, но поскольку Гиббс умный и справедливый, то он не выглядит отцом-тираном. Своих "детей" он по-настоящему любит, и в этом нет ничего удивительного, поскольку настоящей семьи у Джетро нет (родная дочь погибла еще ребенком).

Если "детишки" - оперативники чего-то не догоняют или слегка провинились, то он по-отечески бьет их по затылку. И никто из них не возражает! Ведь Гиббс для них Папа! А папин шлепок воспринимается совсем иначе, чем аналогичное рукоприкладство от начальника.

Телевизионный детективный сериал – один из самых коммерчески успешных жанров на ТВ, который меняется достаточно медленно.-16

"Дети" относятся к Джетро как к Отцу по двум простым причинам. Во-первых, разница в возрасте между ними способствует именно таким отношениям (для роли старшего брата Гиббс староват). Во-вторых, у всех "детей" существуют определенные проблемы с настоящими родителями (у эксперта Эбби приемные родители и вовсе погибли, а биологических она не знает), поэтому все они нуждаются в фигуре идеального отца-наставника. А Гиббс именно таков.

"Дети"-агенты относятся друг к другу точно так же как братья и сестры в обычной семье. Они постоянно подшучивают друг над другом, обмениваются детскими угрозами, двое часто объединяются против третьего… Но все это безобидные игры. Когда кому-то из них угрожает опасность, то другие братья и сестры горы свернут, чтобы его спасти. В роли старшего брата по отношению к другим агентам выступает Диноззо, который ревниво относится к своему положению "заместителя папы".

В семье иногда происходят размолвки и случаются другие неприятности, которые разбрасывают ее членов по всему миру, но они всегда стремятся вернуться в семейное лоно – под крыло к своему "папе" Гиббсу. Даже в ущерб своей карьере.

"Папа" с "дочками"
"Папа" с "дочками"

По сериальному штату у Джетро 2 "дочери": одна - агент и бегает рядом с ним с пистолетом – эту он любит как сына (ждали парня, а родилась девчонка), а вторая – классическая любимая дочка (ее Гиббс регулярно целует в щечку), которой позволяется очень многое – в этом амплуа выступает экстравагантная Эбби.

"дочка" Зива
"дочка" Зива

Сначала любимой дочкой с пистолетом была Кейт (актриса Саша Александр), которую пришлось заменить в 3-м сезоне на новую "дочурку" – Зиву (Коте де Пабло).

Замена произошла по "техническим причинам": Саша решила не продлевать контракт на участие в сериале. Казалось бы, произвести адекватную замену красотке Кейт очень сложно, но создателям сериала удалось и вовсе невозможное: Зива заставляет зрителей забыть про свою предшественницу уже после нескольких серий! Для меня Зива – это женский аналог героя Лиама Нисона в "Заложнице". Этакий Терминатор в юбке. И очень красивый Терминатор!

Но не только на Зиве и Гиббсе держится сериал. Весь основной актерский состав проекта можно назвать идеальным! Сначала спецотдел состоял из пяти почти равноправных персонажей – затем к пятерке добавился Макги, и их стало шесть (четыре спецагента во главе с Гиббсом, эксперт и патологоанатом).

Эбби
Эбби

Все главные герои являются яркими индивидуальностями. Актеры действуют не просто в рамках определенного амплуа – у их персонажей есть ряд особенностей, которые и придают им индивидуальные черты. Особенно выигрышная роль досталась любимой "дочке" Гиббса криминалисту Эбби (а точнее, актрисе Поли Перетт).

Эта смешная и странная девица, обожающая готские прибамбасы, обнимашечки и энергетики, является главным поставщиком комического: "и я наконец-то досмотрела "Титаник"! Он затонул в конце – жуть!".

Дэвид Маккалум в роли Даки (актер умер в 2023 году в возрасте 90 лет!)
Дэвид Маккалум в роли Даки (актер умер в 2023 году в возрасте 90 лет!)

Патологоанатом Даки – пожилой эрудит, который много повидал, еще больше прочитал и всегда готов поделиться своими знаниями со всеми окружающими (включая трупы), которые, как назло, отнюдь не жаждут расширить свой кругозор.

Диноззо – киноман, который постоянно стремится блеснуть своими познаниями в кинематографе. Наиболее правильный и скучный персонаж в этой команде – Макги, но и такой герой нужен спецотделу – детективный сериал не потянул бы двух весельчаков вроде Тони.

Семейный характер следственной бригады бросается в глаза с первых сезонов. А тем, кто этого не понял, сценаристы сообщают о семейных отношениях в спецотделе уже открытым текстом. "Мы одна семья" – говорит Эбби в одной из серии 5-го сезона. Чуть позже один из рождественских праздников коллеги проводят прямо на работе в тесном семейно-производственном кругу – как и положено в нормальной американской семье. В 9-м сезоне уже Гиббс говорит загрустившей Эбби, что у нее есть семья, которая поможет ей справится с проблемами….

Телевизионный детективный сериал – один из самых коммерчески успешных жанров на ТВ, который меняется достаточно медленно.-21

Если ты подсаживаешься на какой-либо сериал, то его главные герои постепенно становятся виртуальными членами твоей собственной семьи.

"Морская полиция: спецотдел" позволяет телезрителю ощутить себя членом не маленькой ячейки общества, а большого и дружного семейного коллектива. И предоставляет замечательную возможность в приятной компании Гиббса, Зивы, Тони, Макги, Эбби и Даки день за днем отправляться на розыски очередного негодяя – сразу после того, как прозвучит знакомая мелодия, ставшая настоящей визитной карточкой "Спецотдела"

ДРУГИЕ МОИ СТАТЬИ О СЕРИАЛАХ: