Найти тему
Сергей Вечеров

Жизнь продолжается

Оглавление

Из детского дома в семью и... обратно?

Это единственная моя детская фотография. Это единственная память о том, каким я был в четыре года. Так сложилась судьба, что память записала много событий раннего детства, но никто не запомнил, каким я был тогда. Этот книга - попытка оставить хоть какую-то память о моих ранних годах. Примите всё написанное здесь как.частичку моей души. Сергей Вечеров
Это единственная моя детская фотография. Это единственная память о том, каким я был в четыре года. Так сложилась судьба, что память записала много событий раннего детства, но никто не запомнил, каким я был тогда. Этот книга - попытка оставить хоть какую-то память о моих ранних годах. Примите всё написанное здесь как.частичку моей души. Сергей Вечеров

- Не подходи, убью, - кричал Саша, держа в руках доску, которую готовили для новой полки. Крупные слезы текли по его щекам, дрожь ярости была видна во всем теле. Глаза были наполнены ненавистью и ужасом.

- Не подходи!

Мать стояла напротив, в нескольких шагах, и не могла понять, что вдруг произошло. Как так, что Саша смог поднять на нее руку? За четыре года он стал марионеткой в ее руках. И тут…

Добрый отзывчивый мальчик, четырнадцати лет, который тянулся ко всем, словно ласковый котенок, превратился в подростка, который стоит напротив матери и в любой момент может сделать то, что от него никто не ожидал.

- Положи доску! Кому сказала?! – крикнула мать, сделав шаг к мальчику.

- Не подходи! – Саша выставил доску вперед, защищаясь, словно щитом.

– Не подходи!

Он сделал несколько шагов назад, отходя к двери. Ему впервые в жизни не стало жалко мать. Он понял, что она перешла ту грань, грань детского уважения и сострадания, за счет которой она управляла Сашей.

- Я ненавижу тебя! – крикнул Сашка и рванул к двери. Мать кинулась за ним, но уперлась в доску, которая повисла в дверном проеме.

- Я больше не вернусь, никогда не вернусь! –крикнул мальчик и исчез в темноте двора.

Вслед доносились какие-то слова матери, но Саша их не слышал, а точнее – не хотел слышать. Морозный мартовский ветер врывался в его короткое пальто, из которого он вырос, но нового ему не полагалось. Поеживаясь от колючего снега, сыплющего словно мука через сито, он побрел вдоль дороги.

«Куда идти? Что делать? Как дальше?» - мысли сумбурно проносились в голове, перегоняя друг друга. «Почему мне так не везет? За что мне это наказание? - жаловался сам себе Санька. –Почему я такой несчастный?»

Фурманов, 1984

- Санька! Санька, да просыпайся! – кричал Димка, тормоша друга. Саша приоткрыл глаза и удивленно посмотрел на Димку Киселева, своего закадычного товарища.

- Там, это… сестра твоя! – выпалил Дима, задыхаясь от восторга, что эту новость он первым рассказал.

- Какая сестра?

- Что значит какая!? Твоя! Родная!

Сашка сел на кровати, не понимая: это еще продолжается сон или явь. Сестра? У него нет сестры. Откуда она могла появиться?

Тут в спальню стали вваливаться и другие ребята, даже из младших групп. Они окружили Сашку и весело, задорно глядели на него. На их лицах было столько счастья, словно происходящее событие касалось их самих в первую очередь. А как иначе? Даже небольшое, но хорошее событие, которое затрагивало кого-нибудь из воспитанников дошкольного детского дома, принималось всеми детьми за личное счастье.

А тут такое! У Сашки Костикова есть сестра! Родная!

В спальню вошла Анна Владимировна, воспитатель старшей группы шестилеток, в которой находился Сашка. Она вела за руку девочку. Девочке было около 4 лет, темные волосы, чуть сплюснутый нос, на котором восседали очки. Девочка периодически хлюпала носом и порывалась вытереть его рукавом клетчатого платья.

- Саша, - сказала Анна Владимировна, - это твоя сестра – Наташа. Теперь она будет жить в нашем детском доме.

Девочка шагнула вперед и вытащила руку из-за спины. В маленькой ладошке она еле сдерживала большой апельсин.

- Это тебе, - в знак родства она протянула фрукт Саше.

Саша стоял не шелохнувшись. У него в голове никак не укладывалось слово «сестра». Что он теперь должен делать? Воспитатель подняла Сашкину руку и положила на апельсин:

- Вы же родные, вы теперь должны быть вместе.

Саша взял апельсин, а Анна Владимировна с девочкой вышли из палаты со словами: «Пойдем, я покажу тебе группу».

Иваново, 1994

- Санька! Санька! – крик заставил подростка оглянуться. Он и сам не заметил, как прошел целый район, и, пересекая железнодорожный переезд, его заметила стрелочница.

- Что?

- Санька, ты что ли? Почему без шапки?

Мальчик почувствовал надежду, кто-то узнал его и, возможно, пригласит к себе, а то впереди ночь.

- Я… это … - начал Санька, направляясь к железнодорожной сторожке.

- Ой, перепутала, похож…- сказала стрелочница и скрылась за дверью. Саша побрел дальше. Может пойти к Аньке? Или к Ольге? Оля жила в пятиэтажке и Санька направился к ней. Поднявшись на третий этаж нажал на кнопку звонка. Дверь распахнулась, на пороге вырос отец одноклассницы – дядя Миша.

- Привет, Сашка. Сейчас позову Олю. Проходи.

- Нет, я здесь подожду.

Через несколько секунд вышла Ольга. С пятого класса Санька был тайно в нее влюблен. Она была красивая, высокая, добрая. Хорошо училась, как и Сашка. В их девятом классе они и еще Аня были лидерами по учебе, и это их объединяло.

- Привет.

- Привет, Оль. У меня к тебе просьба. Я с мамкой поругался, ушел из дома. Можно я у тебя сегодня останусь?

- У нас родственники приехали, места нет. Извини, но не могу.

- Да, ничего, ладно. Пойду я.

Дверь квартиры захлопнулась.

Ольга с Анной были единственными из класса, кто жил в квартирах. Остальные одноклассники проживали в частном секторе, где и находилась школа. Санька всегда мечтал жить в квартире. Но это только мечта. И если сбудется, то не скоро, тем более в такой ситуации, когда и угла нет.

Фурманов, 1984

- Санька, ты чего? – Димка дернул друга за рукав. – Что с тобой?

- Знаешь, она не похожа на меня. Ведь так?

- Не очень.

- Может и не моя сестра? Перепутали.

- Может быть и перепутали, - согласился друг.

- Ладно, пойдем на полдник, а потом я тебе кое-что покажу.

И два шестилетних мальчика выбежали в коридор.

С Димкой Саша подружился с первого пребывания в детском доме. Он хорошо помнил тот момент, когда два года назад, пересекая зимний Фурманов, машина примчала его к двухэтажному зданию детского дома. Войдя в помещение, к Сашке подбежал рыжий мальчишка с растрепанными волосами и сказал:

- Привет. Я – Дима. А ты кто?

- Саша,- только и ответил мальчик.

Ему было очень одиноко в этом новом доме.

Димка сразу же погрузил нового друга в здешнюю жизнь. Он рассказывал обо всем и всех, не умолкая. За первый день пребывания в детском доме Саша узнал столько информации, будто бы он здесь провел много времени.

Иваново, 1994

«А может до Юльки дойти? - родилась мысль в голове. - Бабушка и дедушка у нее добрые. Я был у них несколько раз.»

Юля жила на соседней улице в красивом кирпичном доме. В доме было четыре комнаты. И самое главное, - туалет был теплым! под одной крышей с домом. Однажды Санька жил у нее, год назад, когда поругался с мамкой и Юлькина семья его ненадолго приютила. Родители Юли были геологами, постоянно пропадали где-то на севере. Поэтому девочка жила с бабушкой и дедушкой, а на каникулы уезжала к ним.

На улице становилось холоднее. Снег под ногами скрипел, как будто подвывая печальному состоянию Саньки. Он брел по заснеженной тропе к дому Юльки.

У него не на секунду не возникло мысли вернуться в семью. Он знал и был уверен, что домой он не придет.

***

С малых лет он мечтал о маме, тянулся к любой женщине, в надежде услышать слово «сынок». Вы видели глаза брошенных детей? Это не глаза – это омуты, полные слез отчаяния и одиночества. Окружающие, узнав, что дети детдомовские, смотрят на них, как на прокаженных. А они дети, простые дети. Они так же, как и все дети, умеют любить, но только в сотни раз сильнее. Слово «мама» для них святое. Ни один ребенок, живущий в семье, не ценит это слово так, как детдомовский. Для них оно как икона. И самое ценное, самое дорогое, дороже всего на свете для этих детей услышать «Я твоя мама». Только этих трех слов хватит, что бы ребенок полюбил и принял тебя. Сердце детдомовца словно масло, чуть согреешь ласковым словом, коснёшься теплой рукой, и оно тает, обволакивая тебя всей той детской влюбленностью и доверчивостью, которая ему доступна.

***

Юля дверь открыла не сразу.

- Санька?

- Привет. Можно к тебе?

- Проходи. Что-то случилось?

- Я ушел из дома.

- Как? Совсем?

- Да! Я больше не вернусь.

Юля одна из немногих знала, что Санька был приемным сыном Наталья Юрьевны. В школе одноклассники не догадывались об этом. Для всех Саша пришел в пятом классе из другой школы. Вот и всё. Больше никакой информации для других. Сестра Наташа училась двумя классами младше. Юля узнала, что Сашка детдомовский только в этом, девятом, классе, когда в очередной раз, получив взбучку от матери, был приютен семьей Юлии и где он все рассказал о себе. Ему всегда хотелось видеть сострадание к себе, но ни от кого его не получал, так ка ничего никому не говорил.

- Проходи, - сказала Юля.

Саша скромно вошел в прихожую, в которой тут же появилась бабушка.

- А, Сашенька, проходи. У нас как раз ужин.

Юля схватила бабушку за руку и увлекла за собой на кухню. Пока они о чем-то шептались, мальчик снял с себя пальто и ботинки, оставшись в школьной форме.

- Саша, проходи сюда.

По знакомому коридору он прошел на кухню. За столом, устланным яркой скатертью, сидел дедушка - Иван Николаевич. Юлька с бабушкой хлопотали вокруг стола.

- Садись, в ногах правды нет, - дедушка был высокого роста, плечист, носил усы и бородку. Чем-то он напоминал Буденного и старика Хоттабыча в одном лице.

- Здравствуйте, - сказал Саша, присаживаясь за стол.

Как же уютно и тепло было в доме Басовых. Добрая, доверчивая обстановка, которой никогда не хватало Сашке.

Все сели за стол.

- Приступим, - сказал дед, и все принялись за ужин.

Фурманов, 1984

- Костиков, я в последний раз спрашиваю, где вы были, - воспитательница пристально смотрела на ребят. Саша стоял, ковыряя паркет носком сандалии.

- Оба наказаны! Марш в спальню и в кровать. Маша! – она обратилась к девочке, которая была постарше мальчиков, - проследи за ними.

Маша с готовностью согласилась выполнить поручение Анны Владимировны.

- Дождались, голубчики, - произнесла она тоном воспитателя, - Марш в спальню, раз наказаны.

За окном звенел май. Зеленая листва, просыпаясь от затянувшейся зимы, с нетерпеньем прорывала почки деревьев. Цветы мать-и-мачехи, словно капли солнца, были рассыпаны среди ярко-зеленой травы. Воробьи, ошалевшие от весеннего тепла, кувыркались в песке. Воздух был наполнен ароматами весны. В такую погоду гулять, да гулять. А они с Димкой должны сидеть в спальне. А ничего плохого не сделали.

Димка предложил Саньке сходить в школу, так как с сентября они станут первоклашками. Что бы знать, что такое школа и посмотреть на нее, друзья пересекли территорию детского дома и направились вдоль дороги к зданию школы. Трехэтажное строение выглядело громадиной на фоне детдома.

- Средняя школа номер два, - прочитал по слогам Димка, гордясь тем, что умеет читать в отличии от друга.

Дима потянул за большую дверную ручку, и дверь легко отворилась. Мальчики оказались в просторном холле. Сквозь большие окна солнце оставляло квадраты на полу. Массивная лестница уходила наверх, исчезая за стеной. По периметру холла стояли банкетки. В школе была тишина.

- Вот видишь, здесь никого нет, - раздался голос Димки.

- Они просто на уроках, - ответил Саня, видно продолжая разговор, начатый на улице. - Пошли наверх.

Друзья взялись за руки и неуверенно зашагали по ступенькам. Через минуту они стояли в школьном коридоре. Для ребят он показался бесконечным. С одной стороны шел ряд окон, освещающих стены и двери классов противоположной стороны. Малыши подошли к одной из дверей и открыли ее. За ней был класс. Но школьников в нем не было. Только какая-то женщина мыла пол.

- Что вы здесь делаете? Ну-ка марш отсюда! – крикнула она и грозно шлепнула мокрой тряпкой по паркету.

Ребята пулей спустились вниз и выбежали на улицу.

- А ты, Димка, говорил, что в школе хорошо. А тут вон – тряпкой получить можно.

- Анна Владимировна рассказывала, что учителя в школе добрые и помогают детям узнать все обо всем.

- Если в этой все такие злые, то не хочу в школу.

- Я тоже!

И ребята, довольные совпадением мыслей, пошли обратно в детский дом, где на территории их и поймала Анна Владимировна.

Теперь, лежа в кроватях, друзья делились своими планами на будущее. Как они всю жизнь будут вместе, а когда станут взрослыми, то полетят в космос.

- Саня, а давай дадим клятву, что будем дружить всю жизнь и всегда будем вместе, как братья.

- Клянусь!

- Я тоже клянусь!

Друзья обнялись и так заснули, прижавшись друг к другу. Каждому виделся сон добрый и счастливый, наполненный дружбой двух сорванцов, на знавших, что завтра придется расстаться.

Иваново, 1994

- Ну, и что ты планируешь, Александр? – спросил Иван Николаевич.

- Не знаю.

- Негоже так, Саша. Ведь ребенок должен жить в семье, какая бы она не была, - вмешалась бабушка.

- Я не ребенок, - огрызнулся мальчик.

- Ну, ладно, сегодня оставайся, а завтра собирайся домой, - подытожил дедушка.

Всю ночь Саша не спал. Ему не давала покоя мысль: что делать дальше? Домой? – никогда! А куда? В детский дом. Да, он вернется в детский дом, из которого четыре года назад его забрала Наталья Юрьевна. Там у него остались друзья.

На следующее утро Саша с уверенность на лучшее ехал в детдом.

Продолжение следует...

Если интересно, как дальше развивались события - подписывайтесь на канал и оставляйте комментарии.