17,5K подписчиков

Рок-кладовая Александра Галина. Французское проговое изящество от CARPE DIEM

Carpe diem – это латинское словосочетание, которое в переводе означает «ловить момент». Это выражение призывает вас ценить время, наслаждаться сегодняшним днем, не зная, будет ли завтра. Выражение дало много поводов для разговора. Carpe diem стал стилем жизни и литературной темой. На протяжении веков многие писатели и ученые высказывали свое понимание этого выражения. Наиболее образное, на мой взгляд, принадлежит Омару Хайяму: «Не стесняйтесь наслаждаться вином и женщинами, потому что рано или поздно вам придется спать под землей и никому об этом не рассказывать. Иссохший мак не цветет снова». Созвучная музыкальная тема будет продолжением этого философского размышления, но уже в русле развития французского прогрессивного рока 1970-х годов.

Фото предоставлено Александром Галиным
Фото предоставлено Александром Галиным

Наши герои – это прогрессивная группа из Ниццы CARPE DIEM, записавшая два интереснейших альбома в середине 1970-х. Группа была образована еще в 1969 году и, как водится, прошла закономерный путь развития. Она первоначально называлась иначе, имела в своем составе иных музыкантов и исполняла музыку незатейливую, ориентированную на шлягеры англоязычного рока.

В 1969 году клавишник Кристиан Труччи (Christian Trucchi, род. 04.01.1954 г.) и Клод Мешар (ударные), которые учились в одной средней школе в Ницце, сформировали группу RAPACES (позднее переименованную в DEIS CORPUS), после чего молодые музыканты начали исполнять кавер-версии, в основном песен PROCOL HARUM и MOODY BLUES.

С приходом гитариста Гилберта Аббенанти (Gilbert Abbenanti) группа начала исполнять кавера вещей EAST OF EDEN, JETHRO TULL, а потом и KING CRIMSON, сделав упор на разучивание сложных по структуре произведений.

Музыканты интенсивно искали новые подходы к музыке, а после того, как к ним присоединился певец Жан-Клод Сантос (Jean-Claude Santos), группа решила сменить название на более философское – CARPE DIEM. Именно в этот период, в 1971 году, они начал пробовать свои силы в написании оригинальных композиций, испытывая явное влияние со стороны джаза, классики и прог-рока естественно.

Летом того же года CARPE DIEM выиграли конкурс любительских ансамблей и получили возможность выступить в Париже, что имело определенный успех у просвещенной молодежи. В 1972 году музыканты постоянно выступали в клубах и на площадках в Ницце. В 1973 году они отправили свое демо известному продюсеру и промоутеру Жан-Клоду Поньяну (Jean-Claude Pognant), работавшему в агентстве Rock Noon, чтобы получить контракт на запись, но Жан-Клод по неизвестной нам причине отказался с ними работать.

Группа, тем не менее, решила продолжать работу в выбранном ранее направлении, в результате чего их звучание стало более прогрессивным, а музыка всё более самостоятельной и усложненной. Летом 1974 года к группе присоединился басист Алан Берг (Alain Berge), бывший участник VISITORS, успевший записать с ними интересный экспериментальный одноименный альбом (Decca Records 278.049, 1974). Барабанщиком в то время был Клод Мециард (Claude Mechard), который вскоре ушел и в течение нескольких месяцев его заменял в CARPE DIEM Жан-Марк Мотейн (Jean-Marc Moutain), позже ставший участником группы ATLANTIDE, выпустившей знаковый одноименный прог-альбом (Crypto Records ZAL6423, 1976)

С приходом нового барабанщика Алана Фаро (Alain Faraut, ex-MOSAIQUE) и саксофониста-флейтиста Клода-Мариуса Дэвид (Claude-Marius David) CARPE DIEM окончательно сформировались в составе квинтета. Теперь музыканты были готовы к студийной работе, но контракта у них по-прежнему не было. Однако вода точит камень, а упорные всегда вознаграждаются. В 1975 году группа впервые появилась на французском центральном телевидении, которое начало транслировать выступления не только поп-исполнителей, но и молодых рокеров.

В марте музыканты получили возможность сняться в телепрограмме Дэниела Гилберта, представив там сокращенный вариант своей свежей инструментальной пьесы «Voyage Du Non-retour». Это выступление увидел упомянутый выше Жан-Клод Поньян и понял, что был неправ в отношении потенциала молодых рок-музыкантов. Он тут же приглашает CARPE DIEM поучаствовать в рок-фестивале в Доле, на котором те исполнили полуторачасовой сет, причем были представлены фактически все песни их будущего альбома. Благодаря этому концерту и рекомендации Валери Бтеш (Valerie Btesh), вокалистки TANGERINE, группа заключает сделку с Arcane Records. Без красавиц во Франции ни одно серьезное дело не решается.

Тут надо немного подробней остановиться на личности Поньяна. Он родился в 1943 году, а в 1964 году уже играл в Мемфисском клубе вместе со своей кантри-группой. Параллельно запустил журнал Musique Actualite, чей тираж потом вырос до приличного уровня. Что касается прогрессив-рока, то Жан-Клод выступал в качестве менеджера одной из самых известных в мире французских прог-групп – ANGE. Мало того, позже он стал шестым участником ANGE, а в начале 1970-х помогал опериться IRIS и INTROVERSION, про которых информацию найти ох как непросто.

В 1973 году турне ANGE было прервано из-за травмы, которую получил клавишник Кристиан Декампс (Christian Decamps), и Жан-Клод решил активизировать деятельность своего лейбла Arcane Records. Были подписаны контракты с такими молодыми прог-коллективами, как TANGERINE и MONA LISA, которые в следующем году выпустили по альбому. Далее можно перечислить такие знаковые команды, как PENTACLE (1975), WAPASSOU (1976), METABOLISME (1977) и OCEAN (1977), правда, последние три выходили уже не на Arcane. Из-за проблем с одноименным британским лейблом пришлось менять вывеску Crypto Records.

Но вернемся к нашим героям. CARPE DIEM, получив контракт с Arcane, настаивают на самостоятельном продюсировании, чтобы защитить право воплотить свои музыкальные идеи должным образом. Естественно, что в этом им было вежливо отказано. Но кандидатуру выбранного для работы с ними французского продюсера и звукоинженера Жан-Пьера Массьера (Jean-Pierre Massiera, 10.07.1941-28.12.2019) они просто не могли не одобрить. Еще бы. Мало того, что он был уроженец Ниццы, Жан-Пьер считался значительным музыкантом и звукоинженером.

Он музицировал еще в начале 1960-х, играя сёрф и бит в группах LES MILORDS и LES MONEGASQUES. А с конца 1960-х был вовлечен в работу над альбомами самых крутых психоделических и проговых команд того времени во Франции, включая MALEDICTUS SOUND (1968), L’EXPERIENCE 9 (1969), LES CHATS RENAISSANCE (1972), VISITORS (1974), HORRIFIC CHILD (1976), ATLANTIDE (1976), WAPASSOU (1977). Да, потом он увлекся музыкой диско и достиг там тоже неплохих высот (достаточно послушать одноименный альбом HUMAN EGG (1978), но это все его предыдущие заслуги ничуть не умаляет.

Как водится, из-за нехватки времени и денег, музыкантов пустили в студию только на 10 дней в августе 1975 года. Но они работали оперативно и записали на студии Массьеры Azurville под его руководством (вторым звукоинженером был Бернар Белан) свой первый альбом под названием En Regardant Passer Le Temps. Название альбома было предложено Кристианом, а фразу «Наблюдая за ходом времени» можно считать цитатой из эпикурейской философии.

Пластинка получилась на удивление великолепной. В целом, стиль здесь можно определить как симфо-рок, но внимательный слушатель услышит многочисленные отсылки и к другим стилям. Многие критики сразу же стали причислять CARPE DIEM в стан последователей таких грандов прог-рока, как GENESIS, CAMEL и даже SOFT MACHINE, хотя, конечно, это довольно условно.

CARPE DIEM, несомненно, имеет свое неповторимое лицо в музыке и очень органично вписалась в ряд достойных прог-коллективов Франции 1970-х годов (по подходу и направлению нашим героям были близки, а именно – SURYA (1977), TERPANDRE (1981)). Их музыка, конечно, достаточно талантлива и оригинальна. Альбом, в основном, инструментален, вокал же на французском лишь эпизодичен и придает ему дополнительный шарм. Итак: альбом первый – En Regardant Passer Le Tems («Наблюдая за ходом времени») 1976 года.

Теперь настало время дать слово самой музыке.

Gilbert Abbenanti – guitar; Christian Trucchi – Hammond organ, Farfisa piano, String-ensemble Synth, lead vocals; Claude-Marius David – flute, soprano saxophone, percussion; Alain Berge – bass; Alain Faraut – drums, percussion.

«Voyage Du Non-retour». Вступительная тема «Путешествия без обратного пути» коротка, бодра и импровизационна. Те, кто ее лишь послушав, этим и ограничатся, не только много потеряют, но и вряд ли поймут всю концепцию альбома. А она будет раскрываться далее постепенно.

«Reincarnation». «Перевоплощение» – очень точное название для этой вокальной фантазии. Мягкий тембр голоса Кристиана Труччи вступает в определенный контраст с настороженно-отрешенной музыкой, которая создает нереальный образ изменчивости окружающего мира. Вокальная тема здесь выступает как рефрен в рондо, а инструментальные части – как разнохарактерные эпизоды. Пожалуй, что это один из лучших номеров во всем наследии мирового прог-рока 1970-х, а их большое разнообразие ни в коем случае не умаляет художественных достоинств «Reincarnation».

«Jeux Du Siecle». «Игры века» – образное продолжение предыдущей фантазии. Арпеджированная гитара, орган и нежная флейта выводят неторопливое вступление в более напряженное интонационное тематическое развитие, основанное на первоначальной теме. Вообще для группы характерно вычленение мотивов и их дальнейшее развитие, которое плавно и органично трансформируется в последующие части, составляющие и эту инструментальную пьесу. Не могу здесь не отметить прекрасное взаимопонимание органа Кристиана Труччи и гитары Гилберта Аббенанти. Сопрано саксофон и флейта Клода-Мориса Дэвида не только добавляют красок в унисонном звучании, но и хороши в сольных партиях.

«Publiophobie». «Публиофобия», как аналог к библиофобии, можно воспринимать как боязнь и внутреннее отторжение публичности. Музыка тесно перекликается с начальной «Voyage Du Non-retour». Тема, заимствованная оттуда, трансформирована в более эклектичный образ. Вокальная же партия, прозвучавшая еще в «Reincarnation», здесь является контрастной и выводит эту пьесу в разработку двух этих тем одновременно. Но первоначальная инструментальная триольная тема все-таки превалирует и уходит в общую импровизационную tutti, ставящую твердую точку во всем альбоме. Завершающая же кода еще раз утверждает начальную тему, тем самым не только ее закрепляя в памяти слушателя, но ставя ее в ранг лейтмотива, соединяющего все части воедино.

Дебютный альбом симфо-проговой команды из Франции. Начинается он с короткого, но шустрого инструментала «Voyage Du Non-retour», где звучит басовая партия, напоминающая KING CRIMSON (или GONG), солирование на электрогитаре в размере 6/8, которое сопровождает саксофон.
Это своего рода прелюдия к продолжительной пьесе «Reincarnation» с вокалом на французском языке, которая является центральной на альбоме, изобилуя постоянной сменой темпа и настроения от умиротворенного до весьма тревожного. На этот раз звучит классический симфо-рок в духе раннего GENESIS и присутствием кентерберийского колорита.
Гитара, саксофон и орган демонстрируют красивое развитие мелодии, напоминающей произведения AIN SOPH, но неожиданно темп ускоряется, начинаются сбивки, которые частенько любил использовать саксофонист Дэвид Джексон (David Jackson) из VDGG. Инструменты у музыкантов порой звучат в унисон, вызывая мурашки по коже. Далее следует реприза с соло флейты и песня затухает.
В «Jeux Du Siecle» чувствуется влияние со стороны классической музыки, в которой центральное место занимают переклички флейты и фортепиано, которым вторит гитара с арпеджированными аккордами, вызывая некое предчувствие чего-то тревожного, что усиливается вплетением в палитру басовой линии. А вообще в пьесе преобладают спокойные и пасторальные образы. Дополнительное влияние от CAMEL (Mirage, 1974) и VDGG очевидны, но присутствует и французская утонченность.
«Publiphobie», напротив, весьма активна и динамична, в ней чувствуется сильный привкус джаз-рока, но налицо также и симбиоз его с драматическим симфо-прогом. Тяжелый темп, детализированный ритм и мощь действительно захватывают дух. Гитарист использует различные звуковые эффекты, но мне больше понравилась партия бас-гитары. По сути, это импровизация на ту же тему, в «Voyage Du Non-retour».
Интересные факты:
- впечатляющую сюрреалистическую черно-белую обложку в духе голландца Маурица Корнелиса Эшера (M.C. Escher) нарисовал местный художник и друг группы. Изначально она должна была быть симметричной, как зеркало, но тогда еще не было компьютеров и эту идею не удалось воспроизвести должным образом;
- вполне возможно, что в названии альбома имеется отсыл к циклу Марселя Пруста «В поисках утраченного времени». А, Галин.

Альбом, конечно же, был принят положительно критикой, особенно журналом Rock’n’Folk, которые обозревали его вместе со вторым альбомом ATOLL, и позволил группе и дальше развиваться. Алан Берг затем отправился на ярмарку MIDEM в январе того же года, чтобы попытаться заручиться поддержкой, и благодаря его усилиям группа дала интервью на RTL и Radio-Monte-Carlo. Алан также обратился ко французскому телеведущему Мишелю Лансело (Michel Lancelot), который планировал освещать книжную ярмарку в Ницце и тот сказал, что будет рад, если CARPE DIEM исполнят песню во время трансляции.

20 января 1976 года Жан-Бернар Хиби (Jean-Bernard Hebey) организовал в городе Нанси Free Festival, на который были приглашены ANGE, MONA LISA, TANGERINE и CARPE DIEM. Хиби был одним из проводников идей франкоязычного рока, который создавал по ведущим исполнителям свои собственные программы на RTL, одной из трех самых крупных радиостанций во Франции. Концерт в Нанси был записан и несколько раз транслировался, представив CARPE DIEM более широкой аудитории. Что в результате привело к хорошим продажам их первого альбома.

Примерно в это же время Ив Юи (Yves Yeu), специалист по звуку и свету, уволился из обслуживающего персонала CARPE DIEM. Он, кроме того, работал интендантом в школе и был переведен в другой регион, но перед отъездом Ив привел в CARPE DIEM свою замену, Жиля Берто (Gilles Bertho). Жиль начал свою карьеру еще в группе под названием KUISS в 1970 году, играя на ритм-гитаре вместе со своим другом детства и основателем группы Жан-Клодом Тарином (Jean-Claude Tarin), который позже будет играть на органе Hammond и на Mini-Moog на одноименном альбоме VISITORS 1974 года, который записывал и продюсировал на своей студии Azurville в Антибе всё тот же Жан-Пьер Массьера.

Тарин после этого в 1974 году основал ORION, наняв Ива Симона (Yves Simon) в качестве звукорежиссера. Причем тот взял себе псевдоним Ив Юи, дабы избежать путаницы с известным французским певцом, своим тёзкой. В проговом коллективе ORION также участвовал барабанщик Жан-Мак Мотейн, который в 1974 году недолго стучал в CARPE DIEM (первый альбом ORION появился лишь в 1979 году, но ни Мотейна, ни Тарина в составе уже не было).

Затем Жиль последовал за Жан-Клодом в MOSAIQUE, в которой когда-то стучал Алан Фаро, ныне ставший участником CARPE DIEM. Жиль работал как звукоинженер, но также пел бэк-вокальные партии, иногда играл на перкуссии, причем с микшерского пульта во время выступлений.

Он также помогал Алану Бергу организовывать концерты. В марте 1976 году Ив Юи вернулся в Ниццу (после того, как бросил работу интенданта) и вновь присоединился к CARPE DIEM, а так как Жиль уже управлял работой по звуку, то он стал инженером по свету.

По настоянию менеджера Жан-Клода Поньяна CARPE DIEM провели большую часть 1976 года, объезжая всю Францию, совмещая мини-туры с разовыми концертами. Уже в феврале они предприняли несколько выступлений под маркой Festival Arcane, в которых также были задействованы другие группы этого лейбла. 16 и 17 апреля CARPE DIEM выступили в Golf-Drouot. В их репертуаре всё это время были вещи из всего их первого альбома, а также композиция «Requiem Pour Un Mutant» на слова друга детства Кристиана Труччи и Клода Мешарда по имени Роланд Бальделли (Roland Baldelli). Она так и не вошла ни в один альбом группы.

В июле CARPE DIEM гастролировали в рамках специального мероприятия, названного Le Rock d’Ici,, организованным лейблом Arcane и спонсируемого музыкальным журналом Best, а также радиостанцией Sud-Radio, на которой выступили эти же группы с ANGE в качестве хедлайнеров. Первый подобный тур во Франции был запущен 30 июня в городе Бокер. Английское агентство застраховало свет и звук, но возникли большие проблемы во время концерта в Каркассоне 12 июля, в результате чего концерт был отменен в самый последний момент. На благо фанатов музыканты из разных групп устроили акустический джем-сейшн вокруг большого дровяного костра на одном из больших открытых пространств в проломах крепостных валов этого средневекового города. Присутствовало около 1 000 человек.

MAGMA заменила ANGE на последних двух концертах тура, в том числе на шоу в Сен-Мартен-де-Ре 17 июля. Тур имел оглушительный успех – в Тулоне собралось 2 000 человек, а последние концерты с MAGMA были особенно популярны. Что интересно, в качестве сувенира был записан двойной альбом, но использованная двухдорожечная кассета имела такое низкое качество звука, что пластинка так и не была выпущена.

В это же время CARPE DIEM подружились с молодыми рок-музыкантами из Ниццы SHYLOCK (первый альбом прог-трио вышел в 1976 году). Этот союз включал совместное предоставление в аренду оборудования, транспорта и т.д., а также обмен адресами концертных промоутеров. CARPE DIEM также были дружны с другими группами лейбла Arcane, такими, как TANGERINE и ATOLL. В ноябре, однако, Arcane столкнулись с большими проблемами, из-за того, что они сменили название на Crypto Records, поскольку английский лейбл получил авторские права на прежнее название. Они также сменили дистрибуторов с WEA на RCA.

После записи En Regardant Passer Le Temps квинтет из Ниццы, не теряя даром времени, сразу же стал нарабатывать материал для следующего альбома. Предыдущие годы их научили главному – ценить момент и пользоваться предоставленным случаем. Не зря же такое философское название группа себе взяла.

CARPE DIEM покинули свой старый репетиционный подвал в Ницце и перебрались в загородный дом Флана Фаро. С июля по сентябрь музыканты работали над новыми композициями. Кристиан придумывал мелодии, а Клод и Жильбер затем дорабатывали их, дополняя своими партиями и развивая темы. Иногда они комбинировали и перезаписывали соответствующие соло или переплетали их с электронными звуками органа.

Пока дебютник продавался во Франции и во франкоязычном канадском Квебеке (было продано 15 000 копий дома и 1 000 в Канаде), к концу 1976 года новый материал у музыкантов был уже готов. У них был эксклюзивный трехлетний контракт с Поньяном, так что пришлось ему договориться о записи сессий для второго альбома CARPE DIEM.

В декабре всего лишь за 10 дней в студии Azurville в Антибе на 16-дорожечный магнитофон был записан следующий альбом, также философски названный Cueille Le Jour («Выбери день»). Группа работала интенсивно, иногда с десяти утра до трех утра следующего дня. Кристиан использовал рояль для записи основанного на классике «Divertimento», но должен был записать его за 15 минут, потому что в студии было так тепло, что рояль быстро расстраивался! Кристиан также использовал модифицированный орган фирмы Gem и новый синтезатор, воспроизводящий струнный ансамбль. Звукорежиссерами записи выступили Бернард Белан и Пьер Букко.

Выпущенный в марте 1977 года лонгплей Cueille Le Jour стал настоящим шедевром не только французского прог-рока, но и в контексте развития этого направления в мире. Настало время им и насладиться.

Gilbert Abbenanti – guitars; Christian Trucchi – organ, piano, String-ensemble Synth, lead vocals; Claude-Marius David – flute, soprano saxophone, percussion; Alain Berge – bass; Alain Faraut – drums, percussion.

«Couleurs». Центральная часть альбома, имеющая название «Цвета», разделена на пять частей, составляющих единую картину.

Phase Noir: Premiers Pas («Черная фаза: первые шаги»).

Phase Orange: La Traversee Des Sables («Оранжевая фаза: пересечение песков»).

Phase Vert: Dernier Village... Premiere Neige («Зеленая Фаза: последняя деревня... Первый снег»).

Phase Violette: Rencontre («Фиолетовая фаза: встреча»).

Phase Blanche: Les Portes Du Silence («Белая фаза: врата тишины»).

Конечно, столь философский подход к частям единого целого не мог не сказаться на образности самой музыки.

Начальная возвышенная тема у сопрано саксофона, переходящая в 5/4 органно-перкуссионный образ, остается в гитарной импровизации, которая выводит за собой и весь инструментарий. Первоначальная тема вновь звучит, но уже в джаз-роковом ключе, более эмоционально, перекликаясь с органом и постепенно ускоряясь.

Последующая темповая тема у органа уже маршеобразна и достаточно жестка, но окончательно уйти в темные тембровые дебри не дает все тот же сопрано-саксофон. Импровизация Дэвида совершенна и не растянута. Она выводит музыку на новый образный уровень. Унисонная и растянутая в длительностях тема как общая мысль, ставшая во главе угла этой части.

Франкоязычный вокал Труччи очень хорош. Его тенор дополняет тембровую палитру группы. Остинатный инструментальный контрапункт здесь как противовес вокальной лирике. Завершающая часть органично связана с предыдущими темами и еще раз показывает удивительное чувство такта и взаимопонимания квинтета. Заключение возвышенно и заставляет слушателя проникнуться прекрасными художественными образами, что были нарисованы звуковой палитрой.

«Naissance». «Рождение» – именно так музыканты изобразили рождение нового дня во всех его красках. Невольно вспоминается знаменитое «Утро» Э. Грига. Уверенная унисонная тема – как символ незыблемости существования. (Кстати, этой композицией открывалось шоу группы в период концертов в рамках тура Le Rock d’Ici, – прим. ред.).

«Le Miracle De La Saint-Gaston». Песня «Чудо Святого Гастона» рассказывает историю виконта Беарна (1074-1131), участника Первого крестового похода. Получив там это имя за ратные заслуги, он стал очень набожен.

«Laure». «Лаура» – почти фолковая пьеса, если бы не дальнейшее ее рок-развитие. Гитара перенимает эстафету у флейты и далее отдает завершение сопрано- саксофону.

«Tramontane». «Трамонтана» – холодный северный ветер в тех местах. Музыка прекрасно отображает всю неуютность от его проникновения. Тема вихревая и безудержная.

«Divertimento». Завершающий дивертисмент, как и должно быть, являет собой небольшое инструментальное заключение альбома. Лишь рояль да саксофон ставят экспрессивную точку в этой замечательной записи.

Второй альбом группы не только является лучшим в их дискографии, это по-настоящему шедевр мирового симфо-прога, глубокое исследование этой области рок-музыки с бережным сохранением лучших достижений и новыми экстраординарными творческими находками в области аранжировки и мелодики.
Они создали свою собственную камерную музыку с заимствованиями из палитры симфо-прога, джаз-рока, классики, кентерберийской сцены, краут-рока, спейс-рока, полную замечательных, волнующих моментов, нюансов и утонченности. Эта наводящая на размышления, импрессионистская и довольно сложная для восприятия музыка, ставит CARPE DIEM в один ряд с другими международными представителями прогрессив-рока, работавших в этом же направлении.
Одними из первых во Франции прогрессивный рок начали играть GONG (1969), ALICE (1970), ANGE (1972) и MONA LISA (1974). Но к творчеству CARPE DIEM в большей степени имеют отношение работы их коллег-сограждан ATOLL (1974), PULSAR (1975), CLEARLIGHT (1975), ARTCANE (1977), ARACHNOID (1979), ASIA MINOR (1979), TERPANDRE (1981).
В этот же ряд можно выстроить итальянцев PFM (1972), BANCO (1972) или даже AIN SOPH (1984) с EZRA WINSTON (1988), а также немцев ELOY (1971) и канадцев MANEIGE (1975). Но больше всего на творчество наших героев бесспорно повлияли работы британцев SOFT MACHINE (1968), KING CRIMSON (1969), GENESIS (1969), VDGG (1969), CARAVAN (1969), EL&P (1970), HAWKWIND (1970), GENTLE GIANT (1970), CAMEL (1973), FRUUPP (1973).
Интересные факты: - в части «Phase Vert: Dernier Village... Premiere Neige», непосредственно перед вступлением вокала идет явный отсыл к «Болеро» (1928) Мориса Равеля;
- название для альбома никак не могли выбрать и, в конце концов, группа остановилась на французском переводе своего латинского названия;
- фотограф и друг музыкантов Жан Ру был назначен на оформление обложки, на которой изображено женское лицо, покрытое каплями дождя спереди, а на заднике – фото птицы, на которое были наложены другие измененные кадры;
на вставке с лирикой был изображен сюрреалистический рисунок того же Ру с человеком на фоне огромного кафкианского замка;
При переиздании лейбл Musea включил в альбом бонус-трек: «Rencontre», который, конечно, картины не портит, но все-таки не логичен. Потому рекомендую останавливаться на заключительном «Divertimento», как дающем должное образное завершение альбома
По неизвестной причине при переиздании поменяли стороны пластинки. Поньян надеялся, что у группы есть международное будущее, и убедил Кристиана записать композицию «Rencontre» с английскими словами, написанными Ивом Юи и переведенные его приятелем Жилем Берто (напомню, что первый – светотехник, а второй – звукорежиссер, при этом оба – поэты!). А. Галин

Cueille Le Jour получил неплохие, но явно блеклые отзывы в прессе, и продавался хуже, чем дебютник, вероятно из-за недостатка рекламы. Вполне возможно, что публика того времени просто не была готова к такому значительному и масштабному произведению. Английская версия альбома, на которой настаивал менеджер Поньян, так и не была выпущена, наверное, по той же причине падения популярности группы.

Стоит упомянуть один случай того времени, когда во время концерта в регионе Савойя гитара Гилберта Аббенанти с двойным грифом упала на сцену, и один из грифов был сломан, что вынудило Гилберта закончить концерт только с одним работающим грифом!

В августе того же 1977 года Ален Берге и Комитет по праздникам из Сен-Жан-Кап-Ферра организовали фестиваль с хард-рок-группой AMANITE, эфемерной, всеми обожаемой PENTACLE, а также прогрессивной METABOLISME (из Ментона, это еще одна группа лейбла Crypto), TANGERINE, CARPE DIEM и хедлайнером в лице фолкера и политического активиста Жака Хигелина (Jacques Hegelin), который в этой компании смотрелся несколько неуместно. Тем не менее, событие имело успех и его посетило 3 000 человек.

25 сентября CARPE DIEM сопровождали METABOLISME на сцене фестиваля Crypto в Белфорте. Это было событие, похожее на мероприятия в рамках Le Rock d’Ici, на котором также были представлены другие новые группы лейбла Crypto, такие, как хард-рокеры OCEAN, блюзовая Mike Et SA CLIQUE и пауэр-трио GANAFOUL.

Но за два дня фестиваля собралось всего 500 человек и это было явным провалом, отчасти из-за места проведения, а отчасти из-за отсутствия стоящего хедлайнера. Гитарист Гилберт к этому времени очень устал от гастролей и был полон разочарования. Он хотел более стабильной жизни и после выступления в местечке Пьюджет-Тейни, рядом с Ниццей объявил, что уходит насовсем.

Затем группа связалась со старым другом, Джорджем Ферреро (Georges Ferrero), певцом-гитаристом-композитором из Ниццы, самоучкой, который играл в местных фолк-клубах и с рок-группами. Он заменил Гилберта и вновь начались репетиции.

Первое выступление с новым гитаристом прошло во Palais des Congres города Жуана-ле-Пена перед аудиторией из 390 человек. Два месяца спустя, в ноябре, когда CARPE DIEM гастролировала по восточной Франции (Эпиналь, Нэнси, Тулон и т.д.), в Сен-Дье-де-Вож бас-гитара Алена Берга неожиданно сломалась, хорошо, что во время антракта, и, к счастью, концертный промоутер оперативно нашел ему новый инструмент, что позволило группе закончить концерт достойно.

Следует отметит, что в своем сценическом представлении группа использовала сложное световое шоу, включавшее в себя также воспроизведение более 300 слайдов: работы Жана Ру, Ива Юи, английского звукорежиссера Винса, который работал с группой в 1974 году (позже перейдя в стан TANGERINE), а также художника Андре Зену (Andre Zenou). Эти слайды проецировались на огромный экран (4х8 метров!) позади музыкантов, но над ними. Они были призваны проиллюстрировать атмосферу каждой песни.

Группа также использовала некоторые другие визуальные и звуковые эффекты, в частности в начале каждой из пьес, что, по мнению музыкантов, настраивало сознание зрителя на определенный образ. Всё выступление длилось около двух часов и включало в себя большую часть материала с двух альбомов CARPE DIEM.

Управлением группой их менеджемент Clarence Music с 1976 года почти не занимался, что сказывалось на доходах музыкантов, поэтому Ален Берг взял на себя эту задачу, но к январю 1978 года он обнаружил, что это несовместимо с его игрой на бас-гитаре, и решил сосредоточиться исключительно на организации рекламы и концертов.

Поиски басиста на замену не увенчались успехом, до тех пор, пока саксофонист Клод-Мариус не порекомендовал акустического гитариста по имени Джеральд Масиа (Gerald Macia, род. 15.12.1953 г.). Вариантов не было, и группа попросила Джорджа Ферреро попытаться перейти на бас-гитару и проинструктировать Джеральда как ему переучиться игре на электрогитару в течении месяца. Джеральд достиг своей цели и присоединился к группе в феврале 1978 года. Он также играл на скрипке, что привнесло в CARPE DIEM новые мелодические возможности и усилило их творческий потенциал. Некоторое время Джордж играл на басу и акустической гитаре на некоторых треках. Также он пел, как и Кристиан.

Джордж находился под явным влиянием фолка, а Джеральд, который три года изучал акустическую гитару в консерватории, играл ранее в фолк-группах и тоже находился под влиянием этого стиля, но ему также нравилась средневековая и барочная музыка, которые хорошо сочетались с джазовыми веяниями Клода-Мариуса Дэвида, а также с идеями Алена Фарро и Кристиана Труччи, более склонными к прогрессивному року. Кристиан сочинил два длинных трека, Джеральд принес свою акустическую пьесу, а Джордж – новую песню. Таким образом у команды созрели планы для записи третьего альбома.

В июле-августе 1978 года группа предприняла 30-дневный тур по западу Франции, выступая в залах и культурных центрах. Ален Берг и Жиль Берто заключили контракты и отвечали за организацию концертов. Группа пожаловалась на отношение со стороны своего лейбла Crypto; слишком мало напечатано плакатов, недостаточно пластинок завезено в магазины городов, в которых они давали концерты. Жан-Клод Поньян был слишком занят другими группами из своей «конюшни» и больше не мог сконцентрировать свое драгоценное внимание на CARPE DIEM, поэтому музыканты были вынуждены сами заниматься своей карьерой.

В это же время группа часто делила сцену в Ницце с группой ARKHORN, похожей звучанием на KING CRIMSON, в которой порой играла сестра Кристиана по имени Клоди (Claudi) в качестве клавишницы. Она же иногда пела на концертах CARPE DIEM в качестве бэк-вокалистки.

CARPE DIEM начали планировать запись своего третьего по счету альбома, но, будучи не удовлетворены условиями, в которых они записывали второй лонгплей, захотели большую студию, месяц на запись и больше денег. Поньян посчитал, что их требования слишком велики. Ален Берг разорвал долгую связь с лейблом Поньяна Crypto (ранее называвшимся Arcane) и начал связываться с крупными звукозаписывающими компаниями, но те либо ответили отрицательно, либо их предложения были для группы малоинтересны.

Демо-пленка с несколькими новыми композициями была записана с помощью двухдорожечного магнитофона в склепе церкви в Вильфранче, недалеко от Ниццы, который был любезно предложен местным священником. Пленку послали журналисту из Rock’n’Folk по имени Жан-Марк Бейли (Jean-Marc Bailleux), который вел рубрику Beret Basque. Он написал об изменениях в составе и в музыке группы, подчеркнув вклад скрипки в романтическую мелодику их произведений. Но ни один лейбл так и не захотел издать эти записи. К тому же, с ростом популярности панк-рока группе стало всё труднее выступать с концертами.

В 1979 году Ален Берг и Комитет по организации фестивалей в городе Сен-Жан-Кап-Ферра совместно организовали еще один концерт, на этот раз предложив разнообразный выбор местных групп, которые варьировались от панка до хард-рока (KAROLINE, среди участников которой был бывший гитарист AMANITE Джефф Кастальди (Jeff Castaldi), который записывался на том же эпохальном альбоме VISITORS 1974 года), также были представители новой волны, прогрессивные и джаз-роковые группы. Среди прочих выступили и CARPE DIEM, причем успешно.

Мало кто знает, но наши герои (драммер, гитарист, клавишник, саксофонист) в 1978 году в качестве анонимной группы записались на альбоме певца протеста по имени Жан-Луи Кайя (Jean-Louis Caillat) из Ниццы под названием Les Chiens (Lyrion Music Records 628), привнеся в него прог-роковые нотки.

Но, не имея возможности качественно записать свой третий альбом, группа решила распасться. Их последний концерт состоялся в октябре 1979 года. Это был 20-минутный сет для телешоу местного телеканала FR3.

В 1981 году Кристиан начал сотрудничать с Кристианом Робином (Christian Robin), лидером STEP AHEAD, еще одной прог-группы из Ниццы. Джеральд Масиа, присоединившийся к последним в качестве акустического гитариста, посоветовал Робину нанять Кристиана в качестве клавишника для альбома, который STEP AHEAD планировали записать в сентябре. Но за несколько недель до записи Кристиан сошел с дистанции, потому что был сильно вовлечен в еще один проект, который затеяли Phonogram. Это было нечто в духе оперы, для которой он сочинил много музыки, а текст написал его друг-поэт Роланд Бальделли.

Поэтому Кристиан предложил STEP AHEAD вместо себя задействовать свою сестру Клоди, которая заново аранжировала и сыграла партии клавишных. Step Ahead (RCA Records PL 37604) стал шедевром в прог-роке. Клод-Мариус Дэвид также появился на этом альбоме, сыграв на флейте в одной песне. Только вот ни он, ни Клоди не упомянуты на обложке первого винилового издания.

А вот у Кристиана с Phonogram ничего не вышло, неожиданно сменился руководитель проекта и расторг контракт на выпуск альбома. С 1980 по 1985 года Кристиан и его сестра (на фортепиано), а также Клод-Мариус Дэвид создали много хорошей музыки для театральной труппы под названием LOU PANTAI, они же исполняли эту музыку на выступлениях.

В 1985 году Кристиан основал VILAIN TINTIN с Аленом Фаро (барабаны, он же был текстовиком), Клодом-Мариусом Дэвидом (саксофон), Джеральдом Масия (бас) и Клоди (клавишные). Группа сочиняла и играла рок-песни, но через восемь месяцев репетиций они всё равно мирно разошлись.

Кристиан затем стал звукорежиссером и работал в студии своего друга Жана-Ива Перрута. Эти двое сочиняли музыку для радио. Тем временем Ален Берг продолжал заниматься менеджментом, добившись небольшого успеха с металлистами KAROLINE, но затем вернулся к своей старой работе декоратора в киноиндустрии.

Гитарист Гилберт Аббенанти открыл свой музыкальный магазин и теперь является торговым представителем. Клод-Мариус Дэвид играл с несколькими африканскими (!) группам перед своей безвременной кончиной летом 1993 года.

Гитарист Джеральд Масиа, заменивший соучредителя STEP AHEAD, Альдо Гуллино (Aldo Gullino), периодически выступал с ними на концертах. Эта группа, подававшая столь большие надежды, претерпела значительные изменения в своем составе. Клоди, барабанщик и басист – уходят, а в 1984 году Джеральд тоже ушел из STEP AHEAD, сославшись на «музыкальные разногласия» как на основную причину. И группа приказала долго жить. Теперь Масиа дает уроки мастерства игры на гитаре.

Гитарист Джордж Ферреро участвовал в нескольких группах, игравших в стиле поп-рок, причем иногда выступал как певец. Звукорежиссер Жиль Берто создал свое собственное агентство по предоставлению звукового оборудования.

Казалось бы, что на этом и закончилась история великолепной французской прогрессив-группы CARPE DIEM, но спустя много лет, уже в XXI веке она вновь возродилась. Трое участников легендарного первого состава (Аббенанти, Труччи и Фаро), взяв себе в помощь старых друзей Джорджа Ферреро на бас-гитаре и гитариста/скрипача Джеральда Масиа, выпустили в 2015 году альбом Circonvolutions. На мой взгляд, этот альбом вообще несравним с предыдущими шедевральными работами. Но, давайте не будем кидать камни, а просто отнесемся к нему, как к легкому дополнению. Впрочем, каждый может сделать вывод самостоятельно.

Третий и последний на сегодняшний день альбом группы, записанный в составе периода 1977-78 годов. Два трека как раз и взяты с тех времен и на них можно услышать игру Клода-Мариуса Дэвида. Группа играет весьма профессионально, композиции довольно интересные, но от былой утонченности и сложности мало что осталось. Звучание ближе к AOR и New Age, чем к прогрессиву, с преобладанием электронного звучания а-ля синти-поп.
Как написал один из рецензентов: «Музыка напомнила мне компьютерные игры из детства». Это звучит почти как приговор… Хотя саксофонисты великолепны, играют иронично и ярко, в духе GONG конца 1970-х. Стоит послушать «Conte De Saxs», которая напоминает работы ALAN PARSONS PROJECT. Одним из самых интересных и сложных по структуре треков является «L’Imagerie Fantastique» и он как раз записан в 1978 году, на излете их карьеры. Как и менее интересная, но тоже длинная инструментальная пьеса «Jardin De Verre», которая завершает альбом.
В «Wedding Day» наряду с красивой мелодией идет перекличка между саксофоном, флейтой и скрипкой. Ну и что с того, если она слегка напоминает «An Englishman In New York» Стинга? А. Галин

CARPE DIEM навсегда оставила в истории прогрессивного рока две незабываемые и удивительные работы, которые радуют истинных поклонников прекрасного до сих пор…

Автор - Вадим Соседко. Редактор, дополнительный текст - Александр Галин. Дополнительная редактура, вставка музыкальных фрагментов - БиС.

Предыдущие материалы по теме:

Книги о рок-музыке от издательства Александра Галина Rock-ExPress

Обложки книг взяты на сайте издательства
Обложки книг взяты на сайте издательства