939 подписчиков

Как анимация прошла путь от динозавра Герти до Школы дизайна

Искусство движущихся картинок, анимация, давно уже перешло из категории «детского» во вполне себе взрослое.

Искусство движущихся картинок, анимация, давно уже перешло из категории «детского» во вполне себе взрослое. Если взять историческую ретроспективу, то изначально анимация — как и кинематограф вообще — было чистой воды энтертейнментом, развлечением: ну надо же, рисунок движется! Сам этот факт поначалу вызывал дикий восторг публики.

Первым, кто — возможно, неосознанно — привнес в анимацию искусство, стал американский график Уиндзор МакКей. Автор знаменитых комиксов про Малыша Немо и о снах любителя гренок с сыром, он, заинтересовавшись анимацией, создал первого в истории жанра рисованного персонажа, наделенного яркими личностными качествами и вызывавшей сопереживание публики. Это была… динозавриха Герти!

Увы, Уиндзора МакКея знают намного меньше, чем, скажем, Уолта Диснея— но он и не делал её источником дохода, рассматривая только как интересную ему технику, оставшись прежде всего графиком, карикатуристом, комиксистом.

В дальнейшем развитие жанра так примерно и продолжалось: параллельно большому коммерческому миру, в котором возникали гиганты типа студий Уильяма Ханна и Джозефа Барбера или Disney, рождались Том и Джерри и Looney Tunes, существовали авторы вроде абстракциониста Оскара Фишингера, Збигнева Рыбчинского, снявшего в 1981-м революционную короткометражку «Танго», получившую «Оскара».

Об истории анимации можно разговаривать часами — жанр этот неисчерпаем. Произнесешь вслух «Хаяо Миядзаки» — и открывается целая вселенная, созданная японским сэнсэем, скажешь «Кржемилек и Вахмурка» — и возникнет планета детства тех, кто рос в 1970-е… Не говоря уже о том, что отечественная анимация имеет свою непростую историю, в которой были свои гении и визионеры, свои коммерческие успехи и провалы.

В последние годы в мире российской анимации всё заметнее становятся студенты и выпускники Школы дизайна НИУ ВШЭ, профиля «Анимация и иллюстрация». Так, в мартовском «Суздальфесте» — одном из главных событий в отечественном анимационном кино, крупнейшем профессиональном смотре российской мультипликации — принимали участие 20 студенческих работ: 6 в конкурсе и 14 — во внеконкурсной подборке. В итоге главную награду фестиваля получил дипломный фильм Насти Лисовец «Её электрический свет». А в мае в Санкт-Петербурге проходил фестиваль короткометражных программ и блогов «Евразия. Новое поколение диалога»; в категории «Анимация» победил дипломный проект выпускницы Школы дизайна Сабины Фахрутдиновой, фильм «Су Анасы», снятый по сказке Габдуллы Тукая.

В новом выпуске подкаста Alumni Talk, в рамках которого общаются преподаватели и выпускники Школы дизайна, встретились руководитель специализации «Анимация», режиссер и художник-мультипликатор Полина Кампиони» и петербуржский триумфатор Сабина Фахрутдинова, которая продолжает работать в анимации и преподаёт в Сколково от Союзмультфильма. В их диалоге — весь непростой путь аниматора от дебюта к победам, о том, что такое — учиться в Школе дизайна, о первых успехах и сложностях, как работать по заказу… Фактически перед вами — открытая дверь в святую святых аниматоров, и если вы хотите заглянуть туда, не стоит ждать!

Научиться создавать захватывающие спецэффекты в блокбастерах, участвовать в создании видеоигр, создавать собственные анимационные фильмы можно на направлении «Анимация и иллюстрация» в Школе дизайна НИУ ВШЭ.