Неразменный Кэш

«Он видел что-то в человечестве»... Джонни Кэш в Хендерсонвилле, штат Теннесси, в 1987 году. Фотография: Алан Мессер
«Он видел что-то в человечестве»... Джонни Кэш в Хендерсонвилле, штат Теннесси, в 1987 году. Фотография: Алан Мессер

В начале 90-х «Человек в черном» был без контракта, не в моде и едва освободился от зависимости. Выпуская утраченные песни тех лет, которые входят в число лучших произведений Кэша, его сын и участники группы объясняют, как он вернулся к жизни

Майкл Ханн, The Guardian

В начале 1980-х Джонни Кэш находился на низшей точке своей карьеры. Человек в черном, который однажды спел перед заключенными, что «застрелил человека в Рино, просто чтобы посмотреть, как он умрет», стал не более чем семейным артистом. «Он превратился в старого деда, и ему это не нравилось», — говорит гитарист Марти Стюарт. Стюарт только что присоединился к группе Кэша и «ожидал увидеть того парня, который создал блюз тюрьмы Фолсом и Сан-Квентин. Кэш вел образ жизни, требующий определенного количества денег, но, думаю, он знал, что где-то внутри спрятан крутой парень».

Но к началу 1990-х годов этот крутой парень так и не появился. До того как его воскресило сотрудничество с легендарным продюсером Риком Рубином, карьера Кэша казалась законченной. В 1986 году его бросила Columbia, лейбл, который он помог сделать одним из великих, а сотрудничество с Mercury не увенчалось успехом. Кроме того, предыдущее десятилетие он провел в реабилитационных центрах, где то и дело оказывался из-за давнего пристрастия к амфетаминам. В начале 1993 года 61-летний Кэш, Стюарт и другие музыканты пришли в студию LSI в Нэшвилле и начали записывать песни за предыдущие четыре десятилетия, которые Кэш хранил в заднем кармане. Но поскольку Кэш не имел контракта на запись, треки так и не были изданы и долгие годы пролежали незавершенными.

«Он был религиозным человеком, но любил грязные шутки"... Дэвид Фергюсон, инженер Кэша. Фотография: Скотт Симонтаки
«Он был религиозным человеком, но любил грязные шутки"... Дэвид Фергюсон, инженер Кэша. Фотография: Скотт Симонтаки

Одиннадцать из этих песен вошли в новый альбом «Songwriter», где оригинальный вокал Кэша переложен на свежезаписанные инструментальные композиции. «Эти песни — одни из лучших композиций, которые он когда-либо создавал, важные песни», — говорит историк Кэша Марк Стилпер. — «Жаль, что их не услышали в свое время».

Эти песни раскрывают Кэша, которым так восхищался Боб Дилан за то, что он «олицетворяет суть страны и земли». «She Sang Sweet Baby James» — это трогательное изображение молодой одинокой матери, утешающей себя и своего ребенка, напевая песни Джеймса Тейлора; «Drive On» — это плач по ветеранам Вьетнама («Ну, мина упала в 20 футах / И я до сих пор ношу осколки / Я вернулся домой, а Текс — нет / И я не могу говорить о том, как его ранило»); а «I Love You Tonite» — это поразительно прямое признание Кэша своей жене Джун Картер.

Джон Картер Кэш о своем отце «Он никогда не терял веру в саму музыку».... Фото: Дэвид МакКлистер
Джон Картер Кэш о своем отце «Он никогда не терял веру в саму музыку».... Фото: Дэвид МакКлистер

Но записи 1993 года были «очень сырыми», говорит инженер альбома Дэвид Фергюсон. «Он, вероятно, позволял группе сыграть только один раз, или пока не получалось что-то, с чем он мог бы работать позже. Он говорил: "Хорошо. Мы все исправим. Я ухожу"».

Новые аранжировки, сделанные продюсером альбома, сыном Кэша, Джоном Картером Кэшем, бережно и справедливо передают суть песен. Но было ли трудно, зная, что ты создаешь запись человека, который не может внести свои корректировки, для аудитории с четкими ожиданиями от того, как должен звучать альбом Кэша?

«Я давно понял, что не пытаюсь делать запись для аудитории», — говорит Фергюсон. — «Я пытаюсь сделать это для себя и группы, которая над этим работает. Но да, я старался сделать что-то такое, чтобы, если бы он был здесь, ему не было бы стыдно — чтобы он был горд. Я обязан сделать для него свою лучшую работу».

Стюарт говорит, что в 1980-х у Кэша был установленный распорядок записи. «Он отвозил Джона Картера в школу, потом направлялся прямо в студию Джека Клемента и просил инженера включить микрофон. Он пел пять, шесть, семь песен, какие у него были на уме, в микрофон, вставал и уходил». Затем, с такими соратниками, как Фергюсон и басист Джимми Титтл, Стюарт «оставался поздно ночью, брал эти записи и превращал их в стиль Джонни Кэша». Они вновь применили этот подход для «Songwriter».

К началу 90-х Джон Картер вырос и присоединился к отцу, Стюарту и другим в качестве гитариста, часто выступая с ними в развлекательном центре кантри-музыки в Брансоне, штат Миссури. «Мы играли шесть дней в неделю, по два концерта в два вечера», — говорит Джон Картер. — «Но к 1991-1992 годам шоу в Брансоне стали ему немного надоедать. Он всегда был в пути, всегда путешествовал. Поэтому ему было тяжело находиться в театре и иногда встречать вялую реакцию».

‘Он всегда чувствовал себя неполноценным» … Кэш в своей домашней студии в 1994 году. Фото: Бет Гвинн/Redferns
‘Он всегда чувствовал себя неполноценным» … Кэш в своей домашней студии в 1994 году. Фото: Бет Гвинн/Redferns

«Но он никогда не терял своего стремления и веры в музыку как таковую. Мой отец жил своей жизнью, потом он оставался один, и у него наступал период творчества, тяга, которая давала ему материал. Вы не видели его в автобусе, играющим на гитаре. Он читал. Он изучал Священное Писание».

Стилпер подозревает, что решения, которые Кэш принимал в предыдущие десятилетия, от выступлений в Брансоне до создания семейного имиджа, были результатом неуверенности в себе и потребности доказать, что он может быть частью мейнстримного кантри-эстеблишмента. «Он хотел легитимности; он всегда чувствовал себя неполноценным. И когда у него появилась возможность вести телевизионное шоу [которое шло с 1969 по 1971 год], оно по определению должно было быть семейным. Он считал это оправданием».

К 1993 году Кэш остался без контракта. Стюарт и Стилпер расходятся во мнении о том, как отсутствие лейбла повлияло на него. «Я не думаю, что это сильно повлияло на его характер, потому что он был Джонни Кэшем и был больше, чем все они», — говорит Стюарт. Но Стилпер говорит: «Он был смущен. Ему было очень обидно, что у него не было возможностей. В течение многих лет у него было много возможностей покинуть Columbia, когда заканчивались контракты, но он не сделал этого, потому что чувствовал верность им».

Стилпер считает, что сессии, приведшие к созданию альбома «Songwriter», значимы. «Это, вероятно, можно сравнить с моментами прямо перед тем, как он записал "Johnny Cash at Folsom Prison" в 1968 году. Многие люди скажут, что это был период застоя, но я не согласен с этим. Это был более тихий период, но человеку 61 год — большинство людей в его профессии в этом возрасте уже сделали все, что собирались. И это были его последние записи перед встречей с Риком Рубином».

Биограф Кэша Роберт Хилберн подтверждает это заключение в своей величественной книге «Johnny Cash: The Life». «То, что оказалось самым важным 30-дневным отрезком в карьере Кэша со времен Фолсома, началось в феврале 1993 года со встречи в Дублине с ирландской рок-группой U2 и закончилось его встречей с восхищенным продюсером звукозаписи в Калифорнии», — пишет он.

Встреча с U2 привела к тому, что Кэш спел «The Wanderer» на их альбоме «Zooropa» 1993 года, а затем последовало сотрудничество с Рубином. Это полностью оживило его: он заново открыл для себя «Человека в черном» и начал делать суровые, серьезные записи, которые затрагивали темы смертности и боли. И для этого ему пришлось выйти за пределы Нэшвилла. «Многие люди в индустрии Нэшвилла имели предвзятые представления о том, кем должен быть Джонни Кэш и как должен звучать современный кантри», — говорит Стилпер. — «У Рика Рубина ничего этого не было. Он сказал Кэшу: "Будь собой. Дай мне услышать, что ты хочешь сказать"».

Жизнь моего отца была полна взлетов и падений. Но когда был записан «Songwriter», он находился на большом подъеме в своей жизни
Джон Картер Кэш

Альбомы American Recordings, которые Кэш впоследствии записал вместе с Рубином, завершили дугу его искупления. Он посвятил себя любви к Джун, обрел трезвость и внутренний покой, а с Рубином — творческое обновление. В последнее десятилетие жизни мифология, жизнь и статус Кэша были единым целым.

«Он видел что-то в человечестве и знал, как рассказать историю и описать её в нескольких словах», — говорит Фергюсон, резюмируя величие Кэша. — «Это настоящий вызов для автора песен: сколько я могу извлечь из этого предложения? Знаете, было много Джонни Кэшей, но все они основывались на этом добродушном семейном человеке. Он был религиозным человеком, но любил грязные шутки».

Джон Картер говорит: «Жизнь моего отца была полна взлетов и падений. Он достигал дна довольно часто. Он оказывался в больницах и реабилитационных центрах. Но в тот момент, когда записывался "Songwriter", он был на большом подъеме в своей жизни. Он был сосредоточен, ясен, трезв. Все отдают Рику Рубину должное [за то, что произошло потом] — и Рик был блестящим. Но это должно было случиться».

Стилпер говорит: «Мы не сидим здесь и не говорим о
Джордже Джонсе или Портере Вагонере», имея в виду пару других великих кантри-музыкантов. «Когда мы говорим "Джонни Кэш", это выходит за рамки музыки. В здании Капитолия США стоит его статуя — там 100 статуй, представляющих 50 штатов, и говорящих: "Это лучшие из нас". И Джонни Кэш — один из этих людей».

«Songwriter» выходит 28 июня на лейбле Mercury Nashville/UMe.