Как представить свою диссертацию на конференции

Что должно быть в докладе? Что выносить на слайды? Сколько должен длиться доклад? На что обратить внимание? Как вести дискуссию? Ответы здесь.

Что должно быть в докладе? Что выносить на слайды? Сколько должен длиться доклад? На что обратить внимание? Как вести дискуссию? Ответы здесь.

Готовя доклад на конференцию или семинар соискатель ученой степени должен подготовить материал двух типов, тесно взаимоувязанных между собой:

а) презентацию доклада;

б) тезисы (текст) выступления.

Презентация по диссертации

Структура презентации должна содержать следующие логические разделы:

а) заглавный слайд: тема исследования; научная специальность; организация, которую представляет соискатель; ФИО соискателя полностью, его контактные данные (рекомендуется указывать email и телефон); ФИО научного руководителя (НР), его должность, ученую степень и ученое звание;

б) актуальность исследования: анализ предметной области и практическая актуальность; анализ известных работ и публикаций, обоснование научной актуальности; формирование противоречий в науке и в практике (проблемной ситуации);

в) основные формальные положения диссертационного исследования: цель; объект и предмет исследования; научная задача (если диссертация посвящена решению научной задачи); декомпозиция научной задачи на частные задачи исследования; рамки исследования; соответствие исследования научной специальности по конкретным пунктам паспорта специальности;

г) слайды с научными и прикладными результатами, выносимыми на защиту. По каждому результату должно указываться: наименование результата; его суть и порядок формирования; новизна результата в сравнении с конкретными известными работами; где он опубликован. Перечень результатов должен соответствовать поставленным частным задачам с последующем выводом о том, что все поставленные задачи решены;

д) слайды с итоговыми графиками и таблицами, оценкой достигаемого выигрыша в сравнении с известными результатами. Графики и диаграммы предпочтительнее использовать при значимом положительном эффекте. Если он незначителен – использовать таблицы или графики с логарифмической шкалой. По результатам этих материалов должен быть сделан вывод о достижении цели исследования;

е) слайд с достоверностью, теоретической и практической значимостью работы;

ж) слайд с публикациями (с обязательным указанием квалификационных работ), апробациями и реализацией исследования;

з) слайд с итоговыми выводами по работе;

и) слайд «Спасибо за внимание!», на котором повторно рекомендуется указать полные ФИО соискателя, его должность и контактные данные (рекомендуется указывать email и телефон для связи);

к) так называемый «подвал» – любые дополнительные слайды, которые поясняют или развернуто демонстрируют отдельные части работы, которые не попали в основной доклад, но могут понадобиться соискателю при ответах на вопросы и пояснении отдельных аспектов исследования.

Общие рекомендации по подготовке презентации доклада:

а) тематика доклада должна быть увязана с тематикой конференции (семинара, секции). Если тематика конференции и вашего исследования различаются, следует «довернуть» представление вашего исследования под тематику конференции, сместив акценты в выступлении. Доклады начинающих ученых не попадающих в тематику конференции вызывают раздражение;

б) в презентации по диссертации следует четко выделить логические разделы, составляющие суть отдельных подразделов диссертации;

в) слайды должны иметь наименование и быть пронумерованы. Рисунки, таблицы и формулы на слайдах также должны иметь наименование и быть пронумерованы в пределах слайда;

г) материалы презентации должны быть выстроены в логической последовательности и строго увязаны с текстом выступления. Рекомендуется формировать слайды так чтобы на одном слайде располагался один логический блок информации. При логическом переносе информации со слайда на слайд, для последующего слайда рекомендуется повторить название, но в скобках указать «продолжение»;

д) Не стоит пытаться разместить на слайдах все содержание диссертации. Слайды должны быть относительно лаконичны, не содержать лишней информации, порождающей ненужные вопросы слушателей, но и не должны формировать ощущение «убогости» исследования. Слайды должны содержать лишь тот материал, на который будут сделаны ссылки при докладе (с небольшим запасом под наиболее вероятные вопросы). Слайды с пояснениями важных нюансов или особенностей отдельных аспектов исследования лучше отправить в «подвал», а в докладе упоминать, что вот-эти аспекты важны и интересны и соискатель готов их прокомментировать отдельно при наличии соответствующих вопросов аудитории;

е) не следует загромождать слайды текстовыми блоками, формулами, без расшифровки обозначений, аббревиатурами, не имеющими общепринятого значения. Не следует выносить на слайды промежуточные формулы и поясняющий текст – лучше максимально использовать схематичное отображение материала;

ж) выбранная форма и цвет элементов презентации должны быть единообразными на всех слайдах. Рекомендуется серо-голубая-синяя или серо-светло-зеленая гамма. Следует избегать ярких «кричащих» цветов и элементов различного размера;

з) желательно внизу каждого слайда указать некий вывод, на который нацелен материал данного слайда, в противном случае есть риск что гладя на этот слайд слушатель прейдет к совершенно другому выводу;

и) слайды с порядком формирования результатов, выводов математических зависимостей или этапами проведения эмпирических исследований рекомендуется представлять в виде схем – блоков со стрелочками; Слайды с простым изложением формул сложно воспринимаются аудиторией;

к) элементы научной новизны на слайдах с основными результатами рекомендуется выделять цветом;

л) наиболее зрелищные эффекты рекомендуется анимировать. Эффектные эксперименты рекомендуется снять на видео и вставить в презентацию;

м) наиболее авторитетных участников предзащиты следует обеспечить раздаточным материалом – распечаткой слайдов;

н) для указания отдельных элементов слайдов рекомендуется использование лазерной указки.

Доклад

Общие рекомендации по подготовке выступления:

а) доклад должен быть логически связан с материалами презентации, но докладчик не должен быть привязан к слайдам. Он не должен «читать слайды», напротив, докладчик должен рассказывать о своем исследовании используя презентацию как информационную поддержку и демонстрационный материал;

б) время доклада не должно выходить за рамки регламента, принятого на конференции (обычно 10-15 мин). Для соблюдения этого, полезно вооружиться тезисами выступления с разметкой их по слайдам и времени;

в) в выступлении следует говорить о том, чего удалось добиться, и в минимальной степени – как. Применительно к каждому результату, выносимому на защиту, нужно подчеркнуть элементы новизны, в отношении всей работы – элементы достоверности, теоретической и практической значимости;

г) в процессе выступления докладчик должен активно взаимодействовать со слайдами давать ссылки на формулы, таблицы, рисунки, пояснять различные нюансы представленных на слайдах материалов;

д) доклад делается громко, разборчиво, эмоционально. В процессе доклада используются приемы акцентирования внимания аудитории на окончании и начале различных логических блоков выступления: «…доклад первого научного результата закончен. (Пауза.) Его новизной является то-то. (Пауза.) Перехожу к докладу второго научного результата, который представлен на слайде таком-то…»;

е) при заверении доклада следует сказать несколько фраз о том, что автор надеется на сотрудничество со всеми специалистами, которые ведут исследования в этой же или схожей предметной области, просит записать его контакты и дать отклик по докладу на кофе-брейке или после конференции, продемонстрировав слайд «Спасибо за внимание!» с контактами данными столько времени (10-15 с), чтобы его было достаточно чтобы сфотографировать или записать представленные на нем данные;

ж) при ответах на вопросы аудитории соискателю следует активно использовать материалы презентации, если нужно демонстрируя дополнительные материалы из «подвала». При выходе за рамки регламента, соискателю следует включить слайд «Спасибо за внимание!» с контактами данными и попросить всех заинтересованных лиц встретиться с автором на кофе-брейке или связаться по указанным контактом после конференции, для обсуждения представленного доклада.

В целом вопросы подготовки докладов и выигрышного представления вашего выступления довольно подробно изложены в работе Н.Е. Грэйс [1], которую автор рекомендует прочитать всем соискателям.

Общие рекомендации по докладу

Соискателю следует стремится к тому, чтобы представляемый на конференциях доклад и презентация, постоянно оттачивались и совершенствовались, чтобы в конце концов они именно стали теми многократно апробированными материалами, знакомыми соискателю «вдоль и поперек», которые будут представляться соискателем на защите диссертации.

Важные рекомендации по докладам на конференциях в работе [2] изложил проф. Ю.И. Рыжиков: «Перед выступлением материал несколько дней должен отлежаться: за это время вас обязательно посетят полезные мысли и соображения.

Докладчик должен иметь в виду специфику устного общения. Прежде всего, оно полнее и нагляднее характеризует автора. Фразы устной речи не могут быть столь же длинными и синтаксически сложными, как в письменной речи, – поскольку их нельзя перечитать или замедлить темп восприятия.

Выступления нужно тщательно продумывать и на первых порах готовить их полные тексты. Однако непосредственно при выступлении следует пользоваться лишь краткими тезисами. Излишне подробные тезисы, и в особенности полный текст, сковывают как докладчика, так и аудиторию. Во всяком случае, они исключают вдохновение и уменьшают свежесть и убедительность. Искусство говорить всегда содержит элементы импровизации.

Не нужно нервничать перед выступлением: аудитория простит случайные промахи и несущественные ошибки, если суть дела нова, интересна и излагается аргументированно. Старайтесь сразу же привлечь внимание нестандартной постановкой вопроса, возможно, стоит начать доклад афоризмом или эмоциональным случаем из реальной практики. Первые несколько фраз можно выучить наизусть: начав говорить, автор окажется в состоянии думать уже не о себе, а о теме выступления. В речи должны быть смысловые паузы, модуляции голоса, акценты. Следует четко и правильно выговаривать окончания слов.

В иностранных или сложных терминах правильность ударений предварительно проверьте по словарю. Избегайте псевдоученых терминов, научного жаргона, англоязычных заимствований, при наличии альтернативных русскоязычных понятий. Цитату, даже если вы помните ее наизусть, лучше привести по карточке: это создаст благоприятное впечатление о культуре вашей работы и укрепит доверие к сказанному.

Внимательно контролируйте хронометраж выступления и следите за израсходованным временем. Старайтесь, чтобы выступление заняло не больше 10-15 мин, какой бы сложной и интересной не была бы его тематика.

В докладах и выступлениях будьте максимально конкретны. Соблюдайте «технику безопасности молодого ученого». Воздерживайтесь от:

а) легкомысленных острот;

б) нечетких суждений;

в) неаргументированных выводов;

г) глобальных претензий на создание «концепций», «теоретических основ», «методологий» и «парадигм»;

д) ссылок на авторитеты или указание личного знакомства с крупными специалистами;

е) оценочных высказываний в адрес чужих исследований (кроме как «по нужде» – при обсуждении чужих работ или диссертаций).

Помните, что «о людях надо судить не по тому, чего они не знают, а по тому, что они знают и насколько глубоко». Избегайте не мотивированных обстановкой демонстраций эрудиции, а также любых заявлений, которые могут оскорбить аудиторию.

Выступающий должен установить контакт с аудиторией (лучше всего выделить в ней одно-два приятных или просто заинтересованных лица и неявно обращаться к ним); улавливать общее настроение; корректировать манеру и содержание выступления, если этого требует ситуация.

Слушая других выступающих, старайтесь внимать не словам, но мыслям и идеям.

Дискуссия

За заслушиванием доклада обычно следует дискуссия. Целью любой научной дискуссии должно быть установление истины, а не победа над оппонентом. Старайтесь парировать неожиданные вопросы и попытки увода вас от генеральной линии вашего исследования. Для научной дискуссии типично «дружески-враждебное» отношение коллег. Как правило, критики и оппоненты являются более опытными в науке и имеют знания, которых у молодого автора еще нет. Поэтому автор должен прислушаться к их мнению и правильно реагировать на существо замечаний – они все равно будут высказаны и другими. Лучше учесть их сразу, задолго до защиты. Не следует умалять достижения оппонентов и соперников, преувеличивать собственные заслуги, приписывать оппоненту плохие намерения. Научные положения, должны опровергаться, только научными методами. В науке принято считать, что обнаруженная ошибка в исследовании явилась следствием сложности проблемы и «добросовестного заблуждения» автора.

К сожалению, встречаются люди, посещающие семинары и конференции только для самоутверждения и применяющие в этих целях любые средства. Укажем типичные приемы таких людей и способы защиты от них докладчика:

а) распространение тезиса докладчика за его естественные пределы с последующим опровергающим примером. Защита – точное определение пункта или предмета спора, ограничение объема понятия;

б) многословие и нечеткость. Защита – попросить четко сформулировать вопрос;

в) бездоказательное опровержение. Защита – попросить сформулировать четкие аргументы;

г) аргумент к личности – ссылка на авторитет (обычно не по делу или в другом контексте); личный выпад против докладчика;

д) двойной стандарт в рассуждениях;

е) вместо ответов по существу – обвинение критика в необъективности или в неделовых мотивах;

ж) подмена предмета спора;

з) «палочный» довод – использование служебного положения, остатков личного авторитета, завуалированная угроза;

и) психологическая диверсия – явное стремление вывести докладчика из эмоционального равновесия.

Вступающий в науку молодой ученый, нашедший в себе мужество ввязаться в дискуссию, должен быть соответственно вооружен. Универсальной стратегией защиты является разоблачение использованного приема или встречное применение софистики того же рода. Выслушивая чужую критику, игнорируйте агрессивность тона и необоснованные нападки. Утешайтесь тем, что на малозначимые идеи не нападают – их просто не замечают. Подводя для себя итоги обсуждения, имейте в виду, что в науке большинство голосов – не решающий аргумент, но прислушаться к нему следует».

Литература:

  1. Грэйс Н. Е. Приемы развития памяти, внимания и речи. Серия: Как помочь себе самому. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
  2. Рыжиков Ю. И. Работа над диссертацией по техническим наукам. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007. – 512 с.

Об авторе: Макаренко Сергей Иванович, доктор технических наук, доцент, эксперт ВАК. Подробности здесь.