29,7K подписчиков

Постоянный свет для фото и видеосъёмки: основные виды и сценарии использования

   Разные виды постоянного освещения подходят для разных задач и сценариев использования: студийная съёмка, онлайн-трансляции, запись коротких видео для социальных сетей и т.п. Фотография: raylab.ru
Разные виды постоянного освещения подходят для разных задач и сценариев использования: студийная съёмка, онлайн-трансляции, запись коротких видео для социальных сетей и т.п. Фотография: raylab.ru

Снимать классные фотографии и видеоролики, добавлять креативные эффекты и неоновые оттенки — всё это можно делать, используя источники постоянного света!

Постоянный свет — универсальный тип освещения, который подходит для широкого круга задач в фото- и видеосъёмке. В отличие от студийных вспышек, постоянный свет позволяет видеть световой рисунок в реальном времени, что значительно упрощает процесс настройки и композиции кадра.

В этом обзоре мы рассмотрим различные виды постоянного света, их особенности и преимущества, а также сценарии использования в различных условиях съёмки. Также мы приведём примеры недорогих и качественных моделей постоянного освещения для каждого типа осветителей.

Независимо от того, являетесь ли вы профессионалом или любителем, наши рекомендации помогут вам лучше понять, как эффективно использовать постоянный свет для достижения наилучших результатов в ваших проектах.

Портативные LED-осветители

   Компактные светодиодные осветители чаще всего умеют светить не только белым, но и цветным RGB-светом. Фотография: raylab.ru
Компактные светодиодные осветители чаще всего умеют светить не только белым, но и цветным RGB-светом. Фотография: raylab.ru

Начнём с малого. Портативные LED-осветители — это компактные светодиодные панельки-«кирпичики», которые завоевали особую популярность среди блогеров благодаря универсальности, компактности и невысокой цене. Иногда их называют «накамерными» панелями, потому что их легко повесить на горячий башмак камеры, однако это далеко не единственный и не самый популярный сценарий их использования. Некоторые модели оборудованы не только креплениями под горячий башмак и резьбой для установки на стойку, но и специальными кронштейнами, с помощью которых их можно устанавливать под самым разным углом.

Обычно это небольшие панели мощностью до 15 ватт с возможностью настройки цветовой температуры, RGB (цветным) освещением и встроенными спецэффектами для видео (полицейская мигалка, свеча и т.п.). Из-за малой мощности их почти не используют в качестве основного источника освещения, исключения — драматичные портреты в низком ключе и предметная съёмка небольших объектов. При этом надо учитывать, что маленький источник освещения выдаёт достаточно резкий и контрастный свет.

Главное достоинство — компактный размер, благодаря чему такую лампочку (а можно сразу несколько) можно легко кинуть в рюкзак и получить возможность создать креативное освещение в любой локации.

Как использовать портативные LED-осветители

1. В качестве любого дополнительного освещения в студии:

- второй (заполняющий) свет для блогера (лучше поставить перед лампочкой дополнительный рассеиватель);

- контровый свет;

- цветная подсветка фона;

- световые акценты на заднем плане;

- спецэффекты для съёмки видеоклипов.

2. Основной (ключевой) свет для съёмки небольших предметов — часов, косметики и т.п.

3. Для фотосъёмки креативных контрастных портретов в низком ключе.

4. В качестве накамерного/основного света на выездной съёмке:

- для видеоблогов, тиктоков/рилзов/шортс и онлайн-трансляций;

- креативное неоновое RGB-освещение для ночных уличных портретов;

- дополнительное освещение для видеоклипов.

В качестве примера универсального, одновременно компактного и мощного «кирпичика», можно привести Raylab RL-LED12RGB. Он подойдёт для блогеров, фотографов и видеографов: хорошая цветопередача (CRI>95), точная настройка RGB-света, 24 световых эффекта и мощный аккумулятор на 4000 мА·ч. Благодаря объёмной батарейке его также можно использовать в качестве пауэрбанка и заряжать смартфон, что особенно удобно для мобильной съёмки.

Осветитель надёжно крепится на камеры, стойки и штативы с помощью стандартного разъёма 1/4 дюйма, адаптер под горячий башмак — в коробке.

Из приятных бонусов: RL-LED12RGB поставляется в комплекте со специальным рассеивателем, который смягчает резкий свет, благодаря чему лампочка хорошо подходит для портретов и блогов. Осветитель выпускается в четырёх расцветках: фиолетовой, синей, хаки или классической чёрной.

Световые жезлы

   Световые жезлы — классный вариант для креативной неоновой съёмки. Фотография: raylab.ru
Световые жезлы — классный вариант для креативной неоновой съёмки. Фотография: raylab.ru

Другой вид постоянного освещения, ставший популярным благодаря видеоблогерам. Световые жезлы/мечи/трубки имеют вытянутую форму, что даёт им ряд уникальных преимуществ. Прежде всего, это простота зонирования освещения — вы можете направить свет на нужную часть объекта простым поворотом. Кроме того, вытянутая форма лучше подходит для освещения моделей в рост, однако для этого нужны довольно крупные модели высокой мощности.

Световой жезл можно держать в руках, установить на стойку или штатив, положить горизонтально или поставить вертикально. При этом, несмотря на отличия в форме, сценарии использования жезлов во многом перекликаются с портативными накамерными осветителями.

Как использовать световые жезлы

1. Мощные жезлы, типа Yongnuo YN360 III Pro (21Вт) подойдут в качестве основного освещения для съёмки видеоблогов в домашних студиях.

2. Хорошо подходят как второй (заполняющий) свет в студии для видеоблогов и онлайн-трансляций.

3. Для дополнительного освещения в студии:

- подсветка фона;

- контровый (удобно располагать за спиной модели);

- для создания световых акцентов не так удобен из-за своей продолговатой формы, бросающейся в глаза, однако некоторые блогеры используют это как «фишку» — ставят парочку таких осветителей на задний план, и при размытии фона получается весьма приятная картинка.

4. Для неоновых RGB-фотосессий в студии и на выезде.

5. В качестве основного или дополнительного света на выездной съёмке, направляя/зонируя свет рукой или поставив/установив осветитель вертикально.

6. В качестве дополнительного освещения с креативным расположением — в автомобиле, под одеждой, в бытовой технике (для более компактных моделей).

К примеру, световой жезл Raylab RL-LED10RGB 2500-9900К 5200mAh получил интересную и очень удобную функцию — магнитное крепление. Благодаря его можно легко закрепить на любой металлической поверхности: на ограде, трубе или перекладине — классный вариант для креативного освещения на локации. 180 светодиодов выдают приличные 10 Вт мощности, так что этот свет подойдёт для большинства описанных выше сценариев, кроме, разве что, основного источника в студии.

В комплекте с жезлом поставляется мини-штатив, с помощью которого его можно быстро установить в вертикальное положение на полу или на столе, а также удобный защитный чехол для переноски. RL-LED10RGB хорошо подойдёт для мобильной фотосъёмки и креативного видео для социальных сетей: на борту плавная настройка RGB-цветов (0-360°) и 20 световых эффектов (включая оригинальные опции, типа «аварии» и «свтеовой дорожки»).

Кольцевые лампы

   Кольцевые лампы хорошо подходят для бьюти-блогеров и простых онлайн-трансляций. Фотография: raylab.ru
Кольцевые лампы хорошо подходят для бьюти-блогеров и простых онлайн-трансляций. Фотография: raylab.ru

Хотя бешеная популярность кольцевых ламп в прошлом, они всё ещё остаются бюджетным и простым инструментом для получения мягкого света в кадре. Вы легко сможете создать приятное рассеянное освещение, даже если у вас нет специальных знаний и опыта. Кроме того, все необходимые аксессуары, такие как стойки и крепления, обычно уже включены в комплект. Также эти осветители создают красивые кольцевые блики в глазах модели, что особенно хорошо подходит для бьюти-блогов и видео-руководств по макияжу.

Основной минус — свет от таких ламп сложно контролировать и модифицировать, поэтому брать его для фотографии не стоит. Если же ваши задачи укладываются в один из сценариев ниже, кольцевой свет сегодня можно приобрести с приличным дисконтом. Тем более, что среди моделей кольцевых осветителей есть и очень мощные лампы.

Как использовать кольцевую лампу

1. Для стримов и онлайн-трансляций, не требующих высокого качества картинки.

2. Для коротких видеороликов в социальных сетях: тик-токи/рилз/шортс и т.п.

3. В студиях для визажистов, парикмахеров и татуировщиков.

4. Для бьюти-блогеров и записи руководств по макияжу.

Если вы ищите универсальную модель кольцевого осветителя с полным комплектом всего необходимого, обратите внимание на Raylab RL-0118 Kit. В него входит стойка с широким диапазоном регулировок, пульт управления, сразу 3 крепления для установки смартфона и других аксессуаров, селфи-зеркало и чехол для переноски. Осветитель выдаёт до 60 Вт мощности, что делает его подходящим для использования в качестве единственного источника освещения, вы также сможете плавно настраивать цветовую температуру от 2800-6500K.

Студийные моноблоки

   Студийные осветители в форме моноблоков подходят для профессиональной фото и видеосъёмки. Фотография: raylab.ru
Студийные осветители в форме моноблоков подходят для профессиональной фото и видеосъёмки. Фотография: raylab.ru

Переходим от блогерских историй к более серьёзному оборудованию, которым пользуются профессиональные видеографы и фотографы.

Постоянный свет в формате моноблока — один из самых популярных осветителей в студийной съёмке. Их используют и в небольших домашних, и в крупных коммерческих студиях. Такие осветители могут похвастаться серьёзной мощностью, благодаря которой вы без проблем сможете использовать их в качестве основного источника освещения в самых различных сценариях фото и видео.

Но, пожалуй, их самое главное преимущество — простая совместимость с большинством световых модификаторов. Моноблоки оснащены байонетным креплением, аналогичным тому, что используется в студийных вспышках. Это позволяет вам подключать любые модификаторы света, доступные для фотосъёмки, такие как софтбоксы, октобоксы, соты и т.д. С помощью модификаторов вы можете управлять световым рисунком, смягчая его или делая более жёстким, создавая направленный световой поток и так далее. У разных производителей могут быть разные типы байонетных креплений, однако существует один наиболее популярный и универсальный тип, совместимый с большинством модификаторов на рынке — крепление Bоwens.

Из минусов — обычно моноблоки не слишком компактные, и их тяжело перевозить. Хотя некоторые модели оснащены съёмной батареей, чаще такие девайсы используют в студии. Кроме того, на рынке по-прежнему довольно мало вариантов, которые бы кроме биколорного (тёплого/холодного белого) освещения предлагали ещё и RGB-свет или различные спецэффекты.

Сценарии использования студийного моноблока

1. Основной/ключевой, а также заполняющий свет в любой студии (домашней или большой коммерческой) для любых жанров фото и видеосъёмки (в зависимости от мощности). Чаще всего используется с модификатором (софтбокс).

2. Дополнительный свет в студийной съёмке (можно использовать без модификатора):

- контровый;

- подсветка волос;

- подсветка фона.

3. Креативное освещение при наличии специальных аксессуаров: шторок/гелей и т.п.

4. В качестве основного/дополнительного света на выездной съёмке — для моделей, работающих от батареи.

Светодиодный осветитель Raylab RL-200 3200-6500К — универсальный постоянный источник света, который подойдёт для любых сценариев съёмки и задач любого уровня. Благодаря высокому индексу цветопередачи (CRI: ≥96) с его помощью можно снимать портреты, фэшн-фото и видеоклипы. Этот мощный источник легко освещает даже большие софтбоксы (чем больше софтбокс, тем мягче свет), кроме того, он оснащён байонетом Bowens, что делает его совместимым с большинством световых модификаторов на рынке. Raylab RL-200 работает только от сети.

Если же вы ищите основной источник постоянного света, который подходит для работы на локации без розеток, рекомендуем обратить внимание на Raylab RL-100A 3200-6500К. Эта модель оснащена съёмным аккумулятором, которого хватает до полутора часов съёмки. Осветитель поставляется с рефлектором, рассеивателем и удобной сумкой, куда помещается весь комплект.

Светодиодные панели

   Светодиодные панели можно использовать для предметной фотографии. Фотография: raylab.ru
Светодиодные панели можно использовать для предметной фотографии. Фотография: raylab.ru

«Старшие братья» портативных накамерных панелей — большие светодиодные панели (мощностью от 20 Вт и выше). Отличия от портативных «кирпичиков» есть и в форме, и в сценариях применения. Обычно большие панели оснащены креплением на стойку с прижимным винтом, а не креплением на горячий башмак камеры (для этого они тяжеловаты). Чем больше размер, тем мощнее и ярче такая панель светит: модели мощностью от 50 Вт уже можно использовать в качестве основного источника освещения.

У LED-панелей широкий 120-градусный угол освещения, при этом в отличие от портативных моделей, они часто оснащены встроенным шторками, с помощью которых вы можете зонировать и концентрировать световой поток, направляя на определённый объект или его часть. Панели более популярный вид постоянного освещения среди видеографов и видеоблогеров, хотя предметные фотографы также иногда ими пользуются.

Главный недостаток этого форм-фактора заключается в том, что на панели нельзя повесить стандартные модификаторы типа софтбоксов — для этого у них просто отсутствует крепление. Конечно, производители вроде Aputure производят модификаторы, специально разработанные для светодиодных панелей, но это редкая история, а вот простой и бюджетный софтбокс c байонетом Bowens повесить на них уже не получится. Поэтому обычно приходится довольствоваться тем, что имеешь «из коробки».

Многие модели светодиодных панелей оснащены небольшим рассеивателем, однако свет всё равно получается весьма резкий — вполне подходит для видео, а вот для портретной фотографии уже не очень. Это несколько снижает разнообразие сценариев их применения. В качестве компромиссного решения, можно дополнительно расположить перед панелью большой полупрозрачный рассеиватель (можно найти в отражателях 5-в-1) на стойке — это смягчит рисунок, но конструкция получится весьма громоздкой.

Тем не менее, даже мощные панели обычно получаются весьма компактными, благодаря чему они хорошо подходят для небольших студий. Кроме того, большинство панелей работает не только от розетки, но и от аккумуляторов, что делает их интересной альтернативой моноблокам для видеосъёмки на локации.

Как использовать светодиодную панель

1. Светодиодные панели мощностью от 50 Вт можно использовать в качестве основного источника освещения для фото- и видео в студиях с ограниченным пространством (куда не помещаются моноблоки с большими модификаторами).

2. В качестве дополнительного источника освещения:

- заполняющий свет в дополнение к ключевому моноблоку;

- контровый;

- подсветка фона блогеров (панель можно спрятать за спину);

2. Удобный вариант для предметной фотосъёмки объектов среднего размера (одежда, обувь).

3. RGB-подсветка для съёмки спецэффектов.

4. Видеосъёмка на локации (для моделей с аккумулятором).

Лёгкая светодиодная панель Raylab RL-50 256 Adv предназначена для студийной и выездной съёмки: в комплекте поставляются NPF-батареи, зарядные устройства и адаптер для питания от сети. Это отличный вариант как для видео, так и для различных жанров фотографии — приличная мощность в 50 Вт хорошо подходит для предметки. Панель оснащена удобным креплением с регулировкой наклона и подойдёт для любых стоек и кронштейнов.

Минусом RL-50 256 Adv, пожалуй, является отсутствие шторок, с помощью которых можно было бы зонировать световой поток. Эта опция представлена в Raylab RL-50 88 3200-6500K — можно регулировать угол освещения от 45 до 120 градусов. Эта модель также может работать от батареек и от сети, а ещё у неё есть плавная настройка мощности и цветовой температуры.