20 июня в российских кинотеатрах начнётся повторный прокат одной из самых известных картин Хаяо Миядзаки — фэнтези «Унесённые призраками». После премьеры в 2001 году анимация стала зрительским хитом, а в 2003-м завоевала «Оскар» как «Лучший анимационный фильм». Рассказали подробнее о творении Хаяо Миядзаки, которое изменило кино навсегда.
Бонус! Кинокритик Егор Москвитин, организатор викторины «Кинофан», поделился тем, какие смыслы заложил Хаяо Миядзаки в «Унесённых призраками». А что тебя связывает с анимацией?
Магическая история
10-летняя девочка Тихиро с родителями переезжает в новый дом, но семья сбивается с пути к нему и оказывается на роскошном пиру. Когда мать и отец набрасываются на еду, они превращаются в свиней по прихоти злой колдуньи. Тихиро должна работать на неё, чтобы расколдовать свою семью. Ей помогает мальчик по имени Хаку, который оказывается речным драконом.
Феномен «Унесённых призраками»
«Оскар» и международный кассовый успех — «Унесённые призраками» сразу после выхода покорили и критиков, и зрителей. После статуэтки за лучший анимационный фильм неанглоязычная картина только один раз забирала награду. И это было фэнтези «Мальчик и птица» Хаяо Миядзаки! А в прокате «Унесённые призраками» собрали более 200 млн долларов и поставили рекорд.
Влияние на кино
После триумфа «Унесённых призраками» у миллионов зрителей и, самое главное, представителей кинобизнеса пропало недоверчивое отношение к полнометражным аниме. А Хаяо Миядзаки и Studio Ghibli успех картины позволил заниматься творчеством так, как хотелось всем сотрудникам, без ограничений в бюджете или сценариях.
Мифология «Унесённых призраками»
Мир аниме неразрывно связан с японской мифологией — в «Унесённых призраками» показаны духи, боги, ведьмы, призраки и другие сверхъестественные существа. Они живут рядом с человеком, но людям лучше не пересекать черту волшебного поселения. Только дети могут это сделать без необратимых последствий, потому что способны принять магию вокруг себя.
Безликий и Хаку
Безликий, дракон Хаку и ведьма Юбаба — это самые известные представители магического мира из «Унесённых призраками». И они по-разному взаимодействуют с Тихиро: дают опасные задания или помогают. Хаяо Миядзаки, например, хотел показать Безликого как бездомного бога, которого нет в японской мифологии. Хаку тоже лишился места, где жил, а вместе с ним и воспоминаний о себе.
Почему свиньи?
Кстати, а почему родители Тихиро превращаются именно в свиней по желанию ведьмы Юбабы? Хаяо Миядзаки так изобразил японцев, заставших японский финансовый кризис 1986–1991 годов. Тогда люди в своём потреблении стали больше похожи на животных, как считали авторы мультфильма.
Егор Москвитин о величии «Унесённых призраками»
Величие «Унесённых призраками» принято измерять двумя категориями — весомыми и призрачными. К весомым относятся награды и сборы. И тут мы переходим к категории призрачного — к чувствам, которые будит картина. Чувства эти зачастую тревожны, но неизменно прекрасны. «Унесённые призраками» — история о том, что Бог всегда рядом, просто иногда он бывает безликим. История о том, что мир принадлежит детям.
Егор Москвитин о смыслах «Унесённых призраками»
Но это тяжкое бремя, потому что детям приходится мир постоянно спасать. «Унесённые призраками» — это история о том, что время похоже на поезд, в котором иногда воцаряется удивительная тишина. А ещё «Унесённые призраками» — это история о том, что смерть может быть другом, который научит жить. Бесконечная мудрость, пронзительная нежность, горькая радость — всё это и есть Миядзаки.