68,5K подписчиков

Отец русского театра. Федор Волков

 ...Это был XVIII век, время обращения к классицизму, интереса к человеку, к его душе и поведенческим моделям. Которые в итоге формируют характер, а то и судьбу.

...Это был XVIII век, время обращения к классицизму, интереса к человеку, к его душе и поведенческим моделям. Которые в итоге формируют характер, а то и судьбу. Все это человечество уже изучало и демонстрировало в период Античности. Драматургия как неотъемлемая часть античной культуры, вызывала в XVIII столетии особый интерес. В России систематизированному театральному искусству поспособствовала уникальная личность - Федор Григорьевич Волков.

Он появился на свет в Костроме 20 февраля 1728 года. Мальчик был старшим среди детей костромского купца Григория Волкова.

Кострома
Кострома

После его смерти, когда Феде было всего семь, мать Федора, Матрена Яковлевна, переехала в Ярославль, где вновь вышла замуж за местного купца Полушкина. Именно он отправил тринадцатилетнего юношу в Москву - «в науки». В столице и произошло знакомство Волкова с театральным искусством, которое было так популярно в то время в нашей стране. Еще с подачи Петра Первого по нашим городам и весям активно гастролировали европейские театральные труппы, в основном, из Италии и Германии. Театры по типу этих были необычайно популярны везде - в помещичьей среде, где создавали крепостные театры, в школах, в частных усадьбах. Подобно драматургу будущего - Антону Павловичу Чехову - Федор Волков впервые познакомился с театром в 13 лет. И это знакомство так же перевернуло жизнь Волкова.

Так выглядел театр 18в.
Так выглядел театр 18в.

В 1748 году двадцатилетний Федор Волков вернулся к родным в Ярославль, где собрал «охотников для играния комедий» и сформировал настоящую театральную труппу. Поначалу театр был домашним, любительским, позднее – профессиональным, с регулярными платными спектаклями, репертуаром и гастролями.

В Ярославль по служебным делам прибыл один из петербургских чиновников, который посетил набиравшие популярность представления Волкова. Потрясенный, он сообщил о театре в столицу.

 ...Это был XVIII век, время обращения к классицизму, интереса к человеку, к его душе и поведенческим моделям. Которые в итоге формируют характер, а то и судьбу.-4

В ярославскую канцелярию был доставлен указ императрицы Елизаветы Петровны: «…ярославских купцов Федора Григорьева сына Волкова… з братьями Гаврилом и Григорьем. Которые в Ярославле содержат театр и играют комедии… привесть в Санкт-Петербург». В Санкт-Петербурге Елизавета Петровна лично посетила представление ярославцев. Императрица высоко оценила игру актеров, но посоветовала им повысить уровень образования. Для этого троих ярославцев, в том числе и самого Федора Волкова, оставили в Санкт-Петербурге, направив учиться в привилегированное дворянское учебное заведение – Сухопутный шляхетский кадетский корпус.

Отучившись, Федор Волков возглавил первую русскую государственную труппу. В ней было всего 12 человек, и первое время им приходилось обходиться без актрис. Подобно их возрожденческим предшественникам, современникам Шекспира, женские роли отдавали молодым актерам.

Живя в Санкт-Петербурге, бывая в Москве, Федор познакомился и крепко сдружился с многими ярчайшими представителями своего времени. Гавриил Державин, Николай Новиков, Александр Сумароков, Антон Лосенко. Последний написал его самый известный портрет.

Портрет Федора Волкова кисти Лосенко
Портрет Федора Волкова кисти Лосенко

Подобно все тем же гениям Возрождения, Федор Волков талантом, сочетавшим в себе множество великолепных умений. В театре он был директором, режиссером, архитектором, декоратором, машинистом сцены, капельмейстером одновременно, а так же автором текстов и музыки. Как драматург он написал порядка 15 пьес. Но прежде всего, он был актером, ведущим, «первым актером российского театра».

На сцене Волков выступал преимущественно в амплуа трагического героя. Репертуар его был обширен, но не все его роли известны. Главное место занимали трагедии Сумарокова – «Хорев», «Синав и Трувор», «Семира». В игре Волкова поражали сила страсти и темперамент. В те годы русский театральный классицизм, хотя и сложился под влиянием французского, имел свои черты и особенности, связанные с национальными традициями. Долг, честь, патриотические чувства почитались в трагедиях как высшие доблести.

Последней и одной из самых масштабных, даже эпических работ Федора Григорьевича была подготовка маскарада в честь коронационных торжеств Екатерины II в Москве. Сценарий маскарада под названием «Торжествующая Минерва» Волков написал сам. В сценическую площадку был превращен целый город. В празднике участвовало до 5 тысяч исполнителей!

Памятник Федору Волкову в Ярославле
Памятник Федору Волкову в Ярославле

На протяжении всех лет он оставался холостяком, имел склонность к аскетическому образу жизни, искавшему новых знаний и повышения мастерства. Увы, Федор Волков умер молодым, когда ему было всего 35 лет. Но сколько он успел! Благодаря Федору Григорьевичу утвердился первый русский постоянно действующий, профессиональный, общедоступный государственный театр.

Драматический театр им. Федора Волкова, Ярославль
Драматический театр им. Федора Волкова, Ярославль

Одним из старейших театров России является ярославский театр имени Федора Волкова, основанный им в далеком 1750-м году и названный впоследствии в честь своего главного создателя.