У высокого неравенства много неблагоприятных социально-экономических последствий. Исследования подтверждают, что неравенство негативно влияет на экономический рост, продолжительность жизни, социальный капитал, межпоколенческую экономическую мобильность, способствует росту насильственных преступлений.
Еще одно отрицательное последствие высокого неравенства: оно меняет представление общества о морали. В условиях высокого неравенства люди не только оказываются более склонны к нечестному поведению сами, но и становятся более снисходительными к неэтичным поступкам других, показало исследование Марьям Кучаки (Северо-Западный университет), Кристофера То (Ратгерский университет) и Дилана Вивада (компания Slack Technologies).
Два вида неравенства
Исследователи разделяют неравенство на «справедливое» и «несправедливое». Первое касается неравенства результатов (например, неравенства доходов), второе – неравенства возможностей (пример – привилегии, полученные по праву рождения, а не за личные заслуги), из-за которого люди не получают шанса полностью реализовать свой потенциал. Как правило, люди отрицательно относятся именно к «несправедливому» неравенству, воспринимая «справедливое» неравенство положительно или нейтрально.
Как неравенство влияет на этические нормы
Неравенство тесно связано с ощущением контроля над своей жизнью, доказали исследователи. Люди, ощущающие недостаток такого контроля, более толерантны ко лжи, мошенничеству и воровству: восприятие своего социального положения как несправедливого снижает психологические издержки недобросовестного поведения.
Высокое неравенство снижает социальную мобильность, то есть возможность повысить свое социальное положение. Когда люди понимают, что не в состоянии улучшить свою жизнь, они с большей вероятностью готовы вести себя неэтично.
Чувство личного контроля над своей жизнью – это представление человека о том, в какой степени он сам определяет ход своей жизни, и это чувство зависит от того, какие возможности есть у человека, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. «Если человек думает, что общество неравноправно, но у него есть возможность двигаться вверх, то он все равно ощущает контроль. Но если вы не можете двигаться вверх, вы теряете чувство контроля», – объясняет Марьям Кучаки, один из авторов исследования.
Исследователи провели эксперименты с участием порядка 800 человек. Им показывали изображения нескольких лестниц с 10 ступенями – аналогия децильных групп в распределении доходов. На каждой из ступеней размещалось разное количество мешков с деньгами, отражая уровень неравенства в обществе (например, на одной из лестниц почти все мешки были на самой верхней ступени). Участники выбирали, какая из лестниц, по их мнению, лучше всего отражает уровень неравенства в их районе. А затем оценивали приемлемость неэтичного поведения, например подделки подписи, списывания на экзамене или незаконной загрузки программного обеспечения; а также то, насколько они, по их ощущению, могут контролировать свою жизнь и насколько, по их мнению, другие могут контролировать собственное неэтичное поведение.
Оказалось, что, опять же, те, кто воспринимал уровень неравенства в своем районе как относительно более высокий, сообщали об относительно более низком контроле над собственной жизнью и демонстрировали более высокую приемлемость неэтичного поведения.
Для дополнительной проверки результатов исследователи провели еще один эксперимент, предложив участникам мысленно «пожить» в вымышленном обществе – чтобы абстрагироваться от привязки к реальному району проживания. Одной группе сообщили, что это вымышленное общество характеризуется высоким неравенством, а другой – что низким. Затем участники также отвечали на вопросы о своем восприятии контроля и этики. Выяснилось, что даже в вымышленном обществе, отличающемся высоким неравенством, люди ощущают более низкий уровень контроля над собственной жизнью и более толерантны к неэтичному поведению.
Наконец, авторы провели еще одно исследование, участники которого, помимо оценок неравенства в своем районе, собственного чувства контроля и отношения к неэтичному поведению, характеризовали наличие у них возможностей социальной мобильности (выражая степень согласия с такими утверждениями, как, например, «У меня есть много возможностей продвинуться в обществе»). Исследователи обнаружили, что участники, живущие, по их мнению, в районах с относительно более высоким неравенством, оценивают воспринимаемую социальную мобильность ниже. Это помогает объяснить, почему неравенство снижает чувство контроля, заключают авторы.
В целом результаты исследования помогают ответить на вопрос, почему в регионах со значительным экономическим неравенством выше уровень преступности, а также, например, почему в США студенты чаще списывают в штатах с относительно более высоким неравенством.
Контроль и этика
Способность контролировать собственную жизнь и восприятие этических норм тесно связаны. Согласно теории атрибуции психолога Фрица Хайдера, поступки человека можно объяснить внутренними причинами (личными качествами, характером и т.д.) и внешним контекстом (ситуацией, в которой человек находится). Неэтичное поведение считается менее приемлемым, если оно вызвано волеизъявлением самого человека, а не внешними причинами.
Но относительный акцент на внутренних и внешних причинах поведения других людей меняется в том числе от восприятия собственных экономических ресурсов. Так, люди, ощущающие свой социально-экономический статус как низкий, более склонны объяснять свои социальные и личные результаты внешними причинами. Тогда как люди с более высоким субъективным социально-экономическим статусом склонны связывать свое положение со своими внутренними характеристиками. И эта связь объясняется чувством личного контроля.
Ощущение контроля над своей жизнью также усиливает моральные суждения человека о действиях других. Люди при оценке поведения другого человека склонны выносить суждения не только на основе своего восприятия, но и руководствуясь личным опытом.
Таким образом, ощущение личного контроля становится дополнительной информацией для человека в процессе моральной оценки поступков других людей. В результате те, кому не хватает собственного чувства контроля, демонстрируют менее интенсивные реакции на неэтичное поведение, такое как воровство, мошенничество и ложь, то есть нечестность для них становится более приемлемой. В условиях высокого неравенства люди теряют ощущение контроля и с большей вероятностью готовы вести себя неэтично.
Экономическое неравенство может подорвать фундаментальный элемент нормально функционирующего общества – осуждение неэтичного поведения, заключают ученые. Неравенство меняет общее представление людей об этических нормах, и чем выше неравенство, тем терпимее люди относятся к неэтичному поведению. Если неэтичное поведение становится все более приемлемым и распространенным, люди перестают доверять друг другу и не могут успешно взаимодействовать.