74,4K подписчиков

Дефицит автомехаников в России достиг критической ситуации

Отрасли не хватает 150 тыс. человек ежегодно, но на рынок выходит гораздо меньше специалистов, заявили в руководстве компании «КамАЗ». Тенденцию подтверждают и собеседники «Ъ FM». По их словам, молодые сотрудники недостаточно квалифицированы, при этом они запрашивают слишком высокие зарплаты. И за все это в итоге приходится платить клиентам автосервисов. Тему продолжит Владислав Викторов.

Отрасли не хватает 150 тыс. человек ежегодно, но на рынок выходит гораздо меньше специалистов, заявили в руководстве компании «КамАЗ». Тенденцию подтверждают и собеседники «Ъ FM».

Похоже, что в России не осталось отрасли, где не было бы дефицита кадров. Заявления бизнеса о том, что им необходимо больше специалистов, можно было бы списать на нежелание повышать зарплаты, но официальная статистика подтверждает — свободных людей нет.

Безработица на исторически низких значениях — 2,7%. При этом сфере обслуживания транспортных средств нужно дополнительно как минимум 150 тыс. человек ежегодно. А из профильных учебных заведений выходит на работу по специальности только 50 тыс.

Отрасли не хватает 150 тыс. человек ежегодно, но на рынок выходит гораздо меньше специалистов, заявили в руководстве компании «КамАЗ». Тенденцию подтверждают и собеседники «Ъ FM».-2

Да и тех еще нужно доучивать, говорит совладелица компании «Автосвита» Мария Посеницкая: «Дефицит квалифицированных автомехаников, электриков и вообще любых специалистов, хорошо разбирающихся в машинах, умеющих принять, продиагностировать ее.

Очень мало профильных учебных заведений, а те, которые есть, учат неосновательно. Молодежь приходит неопытная и недоученная. Приходится обучать прямо в полях, а это не очень хорошо».

Отрасли не хватает 150 тыс. человек ежегодно, но на рынок выходит гораздо меньше специалистов, заявили в руководстве компании «КамАЗ». Тенденцию подтверждают и собеседники «Ъ FM».-3

В итоге на рынке остается много возрастных сотрудников. Например, на предприятиях «КамАЗ» большинству работников больше 50 лет, заявляет руководство компании. Привлекать людей удается исключительно высокими зарплатами, однако перебить ставки, которые предлагают на предприятиях ВПК могут далеко не все, говорят эксперты.

Хотя глава «Автомобильной сервисной сети» Павел Филькин отмечает, что и запросы самих соискателей растут: «Топовые механики тоже хотят больше зарплату, они понимают, что могут получать больше, и либо вы их чем-то привлекаете, либо они уходят. Если раньше такие специалисты получали в среднем от 100 тыс. руб., то сейчас — уже и 150 тыс. руб., и 250 тыс. руб. И если загруженность сервиса большая, а механиков вы купить не можете, то готовьтесь к задержкам в работе».

Отрасли не хватает 150 тыс. человек ежегодно, но на рынок выходит гораздо меньше специалистов, заявили в руководстве компании «КамАЗ». Тенденцию подтверждают и собеседники «Ъ FM».-4

Впрочем, в Союзе автосервисов призывают не драматизировать ситуацию. Хороших механиков, диагностов, мотористов и слесарей не хватало даже в лучшие годы. Однако за дефицит кадров на рынке в любом случае приходится платить потребителям, отмечает член правления союза и заместитель генерального директора компании «ЕвроАвто» Илья Плисов: «Сама по себе нехватка людей на ценах не отражается. На них влияет рост конкуренции в зарплатах. В стоимости сервисных работ оплата труда составляет от 30% до 50%, и рост зарплат на 20%неизбежно приводит к росту стоимости услуг примерно на 10% для конечного клиента. Проблема, конечно, есть, но она давняя и стабильная. И ничего прямо сейчас не наводит на мысль, что мы подошли к какому-то критическому уровню».

Отрасли не хватает 150 тыс. человек ежегодно, но на рынок выходит гораздо меньше специалистов, заявили в руководстве компании «КамАЗ». Тенденцию подтверждают и собеседники «Ъ FM».-5

К слову, по итогам 2023 года стоимость обслуживания автомобилей всех марок выросла в среднем на 23%, а средний чек достигал почти 8 тыс. руб., подсчитывали эксперты Fit Service. На этот год эксперты также не ждут ничего хорошего, тем более что импортеры уже начали закладывать в стоимость услуг курсовую неопределенность.

Дарья Фоменко