2K подписчиков

Джон Говард Лоусон о построении драматургии

Часто приходится слышать, что искусство может (или должно) быть вне политики или что не всякое творчество социально. Все это, конечно, восходит к дискуссии об искусстве ради искусства или искусстве для общества.

Об этом очень содержательно писали когда-то Чернышевский или Плеханов, но чаще они, в силу эпохи, касались несценических и неигровых искусств.

Применительно к кино и театру эти размышления продуктивно продолжил американский сценарист и драматург Джон Говард Лоусон в книге “Теория и практика создания пьесы и киносценария”:

Часто приходится слышать, что искусство может (или должно) быть вне политики или что не всякое творчество социально.
“Основное действие пьесы выражает убеждения драматурга относительно социального предназначения человека, способности индивидуума подчинить себе судьбу или бессилия противостоять «стрелам и ударам яростной судьбы». Предшествующее действие — это исследование причин, опирающееся на социальные и психологические суждения драматурга.<…> Выбирая тему, драматург руководствуется своим представлением о вероятном и необходимом. <…> Что побудило драматурга запомнить или придумать именно эту ситуацию и выбрать ее, как звено своего драматического построения? А ведь именно в этом вопросе, охватывающем процесс возникновения и развития темы в сознании драматурга, и заключается сущность единства”.
Часто приходится слышать, что искусство может (или должно) быть вне политики или что не всякое творчество социально.-2

Лоусон доказывает, что построение драматургии, будь то пьеса для театра или сценарий для кино, лишь с внешней и формальной точки зрения зависит от структуры и ремесленных приемов. Не в меньшей степени оно связано со взглядами и убеждениями автора, которые он никак не сможет спрятать - даже если сознательно выступает как аполитичный художник, интересующийся исключительно экзистенциальными проблемами. В конце концов, это тоже позиция - бегство от окружающих исторических обстоятельств в мир фантазий или сугубо личных переживаний.

Как-нибудь проведите эксперимент и попробуйте проследить, какие убеждения автора заставили его произвести соответствующий отбор материала и развитие характеров. Почти наверняка обнаружите что-нибудь любопытное.

_________________

Поддержите наши публикации своим лайком 👍 и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы!