Развитие digital-грамотности учителей: обучение и поддержка в цифровой среде

Многие учителя сталкиваются с нехваткой времени для освоения новых технологий.

Главные трудности при освоении digital-технологий учителями

1. Недостаток времени и перегрузка

Многие учителя сталкиваются с нехваткой времени для освоения новых технологий. В плотном графике уроков, подготовки к занятиям и выполнения административных обязанностей учителям сложно выделить время для обучения и практики.

Решение:

  • Интеграция обучения в рабочий процесс: онлайн-курсы и вебинары, доступных в любое время. Это позволяет учителям обучаться в удобное для них время, не отрываясь от основных обязанностей. Например, платформа "Открытое образование" предлагает курсы по цифровой грамотности, доступные круглосуточно.
  • Микрообучение: короткие уроки и инструкции по использованию конкретных цифровых инструментов. Например, десятиминутные видеоуроки на YouTube-канале "Академия цифрового учителя" о том, как создать интерактивную презентацию или использовать платформу для тестирования "ЯКласс".

2. Сложность освоения новых технологий

Многие учителя, особенно старшего поколения, испытывают трудности с освоением новых технологий. Не всегда понятно, как именно использовать тот или иной инструмент, а изучение инструкций занимает много времени и сил.

Решение:

  • Пошаговые инструкции и поддержка: разработка понятных, пошаговых руководств и инструкций по использованию различных цифровых инструментов. Например, на сайте "Учительская газета" регулярно публикуются статьи с подробными инструкциями по работе с различными образовательными платформами.
  • Менторство и поддержка коллег: введение системы наставничества, где более опытные коллеги помогают новичкам освоить необходимые навыки. Регулярные консультации и совместные тренинги могут значительно облегчить процесс обучения. В некоторых школах уже, например, действует программа наставничества, где каждый новый учитель закрепляется за более опытным коллегой.

3. Отсутствие мотивации

Часто учителя не видят прямой пользы от освоения новых технологий или считают, что это не принесет значительного улучшения в их работе.

Решение:

  • Демонстарция реальных преимуществ: демонстрация конкретных примеров успешного использования цифровых инструментов в образовательном процессе. Например, в школе №1576 внедрение интерактивных досок и платформы "МЭШ" («Московская электронная школа») значительно повысило вовлеченность учеников в учебный процесс.
  • Создание условий для экспериментов: Поощрение и поддержка инновационных подходов в обучении. Организация конкурсов и грантов на лучшие цифровые образовательные проекты может мотивировать учителей к освоению и использованию новых технологий. Министерство просвещения РФ регулярно проводит конкурсы среди учителей, предоставляя участникам возможность выиграть значительные призовые фонды.

Обучение и поддержка в цифровой среде

1. Курсы повышения квалификации

Современные курсы повышения квалификации должны быть ориентированы на практическое применение знаний и умений. Они могут включать в себя:

  • Онлайн-курсы и вебинары: курсы, которые учителя могут проходить в удобное для них время, не выходя из дома. Важно, чтобы такие курсы были интерактивными и предусматривали практические задания. Летом 2024 года в России можно пройти следующие курсы:
  1. Вебинар «Цифровая грамотность педагога и основы безопасности в информационной среде» на платформе Youtube.
  2. "Использование интерактивных досок в учебном процессе" на портале "Инфоурок".
  3. "Базовые цифровые компетенции учителя" на портале "Яндекс.Учебник".
  • Мастер-классы и тренинги: проведение практических занятий и тренингов, где учителя могут попробовать новые технологии в действии под руководством опытных специалистов.
  • Полезные материалы на сайтах компаний производителей: на сайтах производителей роботов, дронов и цифровых лабораторий представлены учебно-методические разработки, а также предлагаются как оффлайн, так и онлайн курсы обучения, направленные на повышение квалификации учителей и углубление знаний в области современных технологий.

2. Поддержка на уровне школы

Важно, чтобы школа предоставляла учителям не только возможности для обучения, но и поддержку в процессе внедрения новых технологий. Это может включать:

  • Техническую поддержку: наличие специалистов, готовых помочь в настройке и использовании цифровых инструментов. Например, создание специальной группы технической поддержки для учителей.
  • Обмен опытом: регулярные встречи и семинары, где учителя могут обмениваться опытом и обсуждать возникшие проблемы.

3. Внедрение цифровых инструментов в учебный процесс

Для того чтобы учителя активно использовали цифровые технологии, необходимо создать условия для их комфортного применения. Это включает:

  • Оснащение школ современными устройствами: Обеспечение классных комнат необходимым оборудованием, таким как компьютеры, интерактивные доски, планшеты и высокоскоростной интернет. В 2024 году планируется программа модернизации школ, включающая оснащение классов новейшими цифровыми устройствами.
  • Разработка цифровых образовательных ресурсов: Создание и предоставление учителям качественных и доступных цифровых учебных материалов. Например, платформа "Российская электронная школа" предлагает бесплатные цифровые учебники и интерактивные задания для всех классов.

Развитие цифровой грамотности учителей — это ключевой фактор успешного внедрения современных технологий в образовательный процесс. Обеспечение комплексной поддержки, создание комфортных условий для обучения и демонстрация реальных преимуществ цифровых инструментов помогут учителям освоить новые технологии и активно использовать их в своей работе.