Китай пригрозил Евросоюзу судебным иском в Международной торговой организации (ВТО) из-за рассматриваемого введения дополнительных пошлин на импорт китайских электромобилей. Даже сама европейская автопромышленность сопротивляется тарифам, опасаясь репрессий.
Европейская комиссия хочет ввести тарифы на импорт электромобилей китайского производства в размере от 17,4 до 38,1 процента на основе первых результатов компенсационных мер на рынке сверх текущего значения в десять процентов.
«Китай оставляет за собой право подать жалобу во Всемирную торговую организацию и примет все необходимые меры для энергичной защиты законных прав и интересов китайских предприятий», — заявил представитель Министерства торговли Китая, согласно DPA. Дополнительные тарифы подорвут взаимовыгодное сотрудничество в области электромобилей и нарушат работу мировой автомобильной промышленности и ее цепочки поставок, сказал он.
В октябре прошлого года Еврокомиссия начала расследование по поводу субсидирования производства электромобилей в Китае. Оно не закроет расследование до конца октября, когда примет окончательное решение о введении дополнительных тарифов, которые, по словам Reuters, обычно действительны в течение пяти лет. Однако у него есть возможность ввести временные пошлины в течение девяти месяцев с момента начала расследования, то есть до 4 июля. В среду комиссия заявила, что введет временные пошлины 4 июля, если не произойдет прорыва в переговорах с китайскими властями по этому вопросу. ЕС будет взимать эти новые пошлины в дополнение к нынешней десятипроцентной пошлине.
Китай критикует этот шаг ЕС и называет его ярким примером торгового протекционизма. Есть опасения, что Пекин примет ответные меры. Государственные СМИ Китая уже сообщили, по данным Reuters, что некоторые китайские компании собираются потребовать проведения антидемпингового расследования в отношении некоторых импортных молочных продуктов и свинины из ЕС. «Мы обеспокоены», — заявил Арно Руссо, глава главного сельскохозяйственного союза Франции FNSEA.
Возможное введение торговых пошлин на импорт электромобилей из Китая не решает проблем с китайской конкуренцией и может оказаться контрпродуктивным. Об этом заявила Ассоциация автомобильной промышленности, представляющая автопроизводителей.
Еще до принятия решения ассоциация выразила обеспокоенность возможными негативными последствиями. "Напротив, именно устранение торговых барьеров привело в последние десятилетия к расширению международной торговли и росту благосостояния - особенно когда речь идет об автомобильном секторе, который основан на сильном экспорте", - сказал Зденек Петцль, исполнительный директор ассоциации.
Представители ассоциации полагают, что Китай начнет применять ответные меры против Европы и США, а нынешние напряженные торговые отношения еще больше ухудшатся. Для Европы китайский рынок является третьим по величине направлением экспорта, в то время как ситуация в Европе и ее цепочках поставок и производства отличается от ситуации в США.
По мнению Петцля, аспект, которым не следует пренебрегать представителям государства, связан с импортом сырья и комплектующих из Китая. Более 90 процентов ключевых материалов для производства электромобилей и самих аккумуляторов импортируются европейскими автопроизводителями из Китая. Повышение цен на этот импорт или его блокирование станет большой проблемой для отечественных производителей с точки зрения реализации амбициозных планов ЕС по сокращению количества углекислого газа.
По словам Петцля, у Европы пока нет надежного плана, как обеспечить себя всем добытым сырьем и компонентами, необходимыми для производства электромобилей, или как обеспечить их в других местах. Ряд компаний также производят свою продукцию в Китае и экспортируют ее в Европу. Поэтому любые пошлины также будут распространяться на эти компании.
«Введение новых тарифных мер, безусловно, ощутят китайские производители и могут замедлить их экспансию, однако мы не ожидаем, что это повлияет на политику субсидирования в Китае. Компании, которые в настоящее время производят электромобили для Европы в Китае, безусловно, смогут адаптироваться и продолжать проникать на рынок, будь то посредством местных инвестиций, сотрудничества с местными партнерами или переноса производства в другие страны», — сказал Петцль. По его словам, решением мог бы стать системный подход, который поддержал бы сильные стороны европейской промышленности, повысил бы ее конкурентоспособность и открыл бы новые рынки.
С Китаем или без.
По мнению автомобильного эксперта Питера Кнапа, размер пошлин является результатом компромисса и сильного сопротивления Германии радикальному подходу, основанному на модели США, который ЕС не может себе позволить. По его словам, также предпринимаются усилия по поиску путей долгосрочного сотрудничества с китайскими автопроизводителями.
«Для Чехии актуален самый высокий индивидуальный тариф для компании SAIC, которой принадлежит MG, крупнейший признанный китайский бренд на нашем рынке. Самый низкий тариф для крупнейшего в мире игрока электромобильности с самыми дешевыми автомобилями – BYD – несколько парадоксален. В противном случае тарифы выше 30 процентов уже неприятны китайским автопроизводителям, поскольку грубо ликвидируют их ценовое преимущество. Теперь большой вопрос для Еврокомиссии – как она отреагирует на практически определенные ответные меры Китая. Это в первую очередь нанесет ущерб немецким премиальным брендам», — отметил Кнап.
Также, по мнению экономиста Trinity Bank Лукаша Кованды, объявленное повышение тарифов может нанести фундаментальный ущерб немецкому автопрому. «Поэтому чешская экономика, которая является ключевым субподрядчиком немецкого автопрома. И это тарифы ЕС намного ниже, чем те, которые США вводят на китайские электромобили", - сказал он.
По данным JATO Dynamics, доля новых аккумуляторных электромобилей, произведенных в Китае, в этом году превысила 20 процентов от количества электромобилей, проданных в Европе. В Чехии за первые три месяца этого года из 1293 зарегистрированных электромобилей 184 были произведены в Китае, то есть с VIN, начинающимся с буквы L, что означает рыночную долю в 14,2 процента среди аккумуляторных электромобилей. При этом из электромобилей китайского производства 142 автомобиля принадлежат бренду Tesla, 41 – бренду MG и один автомобиль – бренду DFSK.
Жаль: минусы перевешивают преимущества.
Компания Škoda Auto считает неудачным время принятия решения Европейской комиссии (ЕК) о введении торговых тарифов на импорт электромобилей из Китая из-за низкого спроса на аккумуляторные электромобили (BEV). «Негативные последствия этого решения перевешивают возможные выгоды», — заявил руководитель отдела коммуникаций Škoda Auto Томаш Котера.
«Компенсационные пошлины вообще не подходят для долгосрочного усиления конкурентоспособности европейского автопрома — мы их отвергаем. Решение Европейской комиссии выбрано неудачно, учитывая нынешний слабый спрос на электромобили в Германии и Европе. Негативные последствия этого решения перевешивают любые выгоды для европейской автомобильной промышленности», — заявил Котера.
По его словам, концерн Volkswagen, в том числе Škoda Auto, стремится к открытой бизнес-политике. «Европе нужна нормативно-правовая среда, которая укрепит автомобильную промышленность при переходе к электронной мобильности и климатической нейтральности. Мы верим в нашу продукцию и нашу способность к инновациям. Volkswagen Group и Škoda Auto уверенно принимают растущую международную конкуренцию, в том числе конкуренцию со стороны Китая, и видят в этом возможность», — добавил Котера.