203,2K подписчиков

Человеческие зоопарки в Европе, США и Российской Империи: как это было

13K прочитали

Представить сегодня, что в зоопарке по соседству с дикими зверями в клетках сидят люди, – невозможно. Если это, конечно, не перформанс или какая-нибудь акция зоозащитников. А вот в начале прошлого века человеческие зоопарки были явлением привычным. Никому и в голову тогда не приходило, что это бесчеловечное и циничное развлечение и варварство. В этой статье подробнее расскажем об этой символической примете колониальной эпохи.

Представить сегодня, что в зоопарке по соседству с дикими зверями в клетках сидят люди, – невозможно. Если это, конечно, не перформанс или какая-нибудь акция зоозащитников.

Карл Хагенбек, предприниматель и коллекционер диких животных из Гамбурга, был первым, кто понял, что содержать зверей в тесных клетках – жестоко. Он считал, что им нужны просторные вольеры, окружённые не только стенами, но и естественными барьерами – водоёмами, скалами и растениями. Удивительно, но именно этому человеку пришла в голову идея создать зоопарки, в которых будут находиться люди.

Дикарей и раньше выставляли напоказ, но Хагенбек был первым, кто превратил это в масштабный бизнес. В 1889 году он привёз в Германию аборигенов с островов Огненной земли и поместил их в вольер, где постарался воссоздать естественную среду их обитания. В то время жителей племён не считали за людей, и «подопечные» Хагенбека жили в его зоопарке на положении рабов. Только их работой был не физический труд в поле, а развлечение голодной до зрелищ публики.

Ота Бенга
Ота Бенга

Эта идея показалась выгодной многим, и вслед за Хагенбеком подобные заведения стали открывать другие. Чтобы их заполнить, европейцы и американцы захватывали целые семьи и отрывали их от родины. Самым известным живым экспонатом в то время был пигмей из Конго Ота Бенга. В 1906 году его поселили в Бронксском зоопарке Нью-Йорка. На его вольере висела табличка с таким текстом: «Возраст 23 года. Высота 4 фута 11 дюймов. Вес 103 фунта. Доставлен доктором Сэмюэлем П. Вернером с берегов реки Касаи, Конго, Южная Африка. Выставляется каждый день в сентябре».

Публика была уверена, что Ота Бенга и вообще все пигмеи понимают язык животных и разговаривают с растениями. Зрители требовали продемонстрировать эту «связь с природой». Ота Бенгу заставляли общаться с обезьянами, показывать с ними трюки, стрелять из лука, имитировать охоту. Эти представления пользовались бешеной популярностью у американцев. Но ещё до того, как Ота Бенга обрёл славу, а Хагенбек организовал свой первый человеческий зоопарк, в Европе много шума наделала Сара Бартман.

Бушменку Саарти Баартман колонисты лишили родителей и девочкой привезли в Европу в начале XIX века. В качестве редкой диковинки её выставляли напоказ в зоопарках Лондона и Парижа. Сначала посмотреть на необычную девушку выстраивались многометровые очереди, но со временем интерес публики поостыл, Сара перестала приносить доход и её продали в цирк. Там она увлекалась алкоголем, занялась продажей своего тела и вскоре умерла. Даже тут хозяева не упустили возможность заработать: после продажи Сару превратили в заспиртованный экспонат.

Саарти Баартман
Саарти Баартман

Мода на человеческие зоопарки не обошла стороной и Российскую Империю. Русские «предприниматели» заключали с представителями той или иной народности контракт, в котором обещали им зарплату, еду и одежду. Затем людей помещали в зоопарки, которые находились в Санкт-Петербурге, Москве Риге и Варшаве. Писатель Алексей Коноров в 1896 году побывал в одном из них и записал свои впечатления:

«28 сентября посетил зоосад в Санкт-Петербурге. Зашёл посмотреть дикарей – дагомейцев... Сперва проделывают военные эволюции под убийственную игру собственных музыкантов, которые трещали немилосердно руками по барабанам. Дикари небольшого роста, все части тела, кроме ног, закрыты, да иначе и невозможно при нашей сентябрьской погоде. Рёв и барабанный бой заставил даже некоторых уйти раньше окончания представления. Затем дагомейцы неистово плясали».

В 1912 году в Луна-парке на Офицерской улице была построена «Деревня Сомали». Если верить «Санкт-Петербургским ведомостям», там «сомалийцы демонстрировали танцы и метание копий», а зрители знакомились «с традиционными африканскими ремёслами – в «деревне» имелись хижина сапожника, оружейника, резчика».

Представить сегодня, что в зоопарке по соседству с дикими зверями в клетках сидят люди, – невозможно. Если это, конечно, не перформанс или какая-нибудь акция зоозащитников.-4

Но петербургскую публику интересовали не только африканцы. В столицу зимой целыми семьями приезжали на заработок ненцы и саамы. Самым популярным развлечением для зрителей были поездки на оленях, которые приносили неплохой доход их хозяевам. Летом «живые экспонаты» сворачивали свои чумы и возвращались домой.

Удивительно, но демонстрации людей просуществовали до середины прошлого века. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе «Экспо 58» рядом с макетами электростанций и советского космического аппарата «Спутник-1» находился стенд с «примитивными народами» из Конго. Но, к счастью, пресса не оставила без внимания этот вопиющий факт и разгромила выставку. После этого человеческие зоопарки ушли в небытие.

Ещё больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!

Представить сегодня, что в зоопарке по соседству с дикими зверями в клетках сидят люди, – невозможно. Если это, конечно, не перформанс или какая-нибудь акция зоозащитников.-5