Его звали Мистер Гитара. 100 лет со дня рождения легендарного Чета Аткинса

302 прочитали

Он был первым гитаристом-виртуозом в стиле кантри и продюсером, во многом ответственным за рождение фирменного звучания Нэшвилла. Фирменная гитарная техника Чета Аткинса, отточенная часами упражнений в домашней студии, украсила пластинки Элвиса Пресли, Хэнка Уильямса и тысяч других исполнителей.

Он был первым гитаристом-виртуозом в стиле кантри и продюсером, во многом ответственным за рождение фирменного звучания Нэшвилла.
  • На канале доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей можно поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

Наследие Чета Аткинса в виде сессионной работы и десятков альбомов повлияло на таких разных гитаристов, как американец Дуэйн Эдди, француз Марсель Дади, британцы Джордж Харрисон и Марк Нопфлер. Его стиль адаптировали и герои рок-н-ролла, и джазмены от The Ventures до Джорджа Бенсона.

Честер Бертон Аткинс родился 20 июня 1924 года в бедной фермерской семье в Аппалачах и вырос в сельской местности в Джорджии. Его дедушка был деревенским скрипачом, отец — учителем музыки, сводный старший брат — гитаристом. Чет учился играть на гитаре, «снимая» записи, звучавшие по радио: «Я учился играть, попутно зарабатывая этим на жизнь. Я был оригинален — звучал, как два плохих гитариста».

Проработав несколько лет на радио, Чет Аткинс поселился в Нэшвилле и был нанят лейблом RCA в качестве сессионного гитариста. Затем был повышен до консультанта, а в 1957 году — до продюсера. Город стал центром притяжения для музыкантов со всей страны, кузницей кадров и колыбелью музыкальных преобразований.

Чет взял невзрачную кантри-музыку, предназначенную для нишевого рынка, отшлифовал неровные края, нанёс студийный блеск и придал стилю коммерческий блеск. На место провинциальных банджо и скрипок пришли духовые и струнные партии.

Чет Аткинс продюсировал огромное количество хитов. Он играл на гитаре в «Heartbreak Hotel» Элвиса Пресли и руководил студийными сессиями The Everly Brothers. То есть внёс вклад не только в развитие кантри, но и в эволюцию рок-н-ролла и вообще поп-музыки.

Чет Аткинс не только сидел на пультом, но и записывался сам. Он разрекламировал самую продаваемую модель гитары Gretsch, носящую его имя, опубликовал курс обучения игре на гитаре и построил домашнюю студию.

Черпая вдохновение из широкого спектра музыкальных жанров, включая кантри, джаз и классику, Чет Аткинс создал уникальный стиль, не поддающийся категоризации. Его главным вкладом в копилку гитарных приёмов стал фингерстайл — техника игры, которая предполагает использование пальцев руки для исполнения одновременно мелодии, ритма и баса.

Метод позволял музыканту создавать насыщенный, почти оркестровый звук, создавая впечатление одновременной игры нескольких гитаристов.

Произведения Чета Аткинса привлекают любителей музыки всех поколений своей свежестью и изобретательностью. Например, в 1975 году Чет Аткинс по-своему переработал мелодию «The Entertainer» — классический номер регтайма, написанный Скоттом Джоплином для фортепиано аж в 1902 году.

Чет Аткинс оставил должность вице-президента RCA в 1982 году и после этого записывался для Columbia, но большую часть 1980-х и 1990-х годов он посвятил игре в гольф и работе над проектами, которые его привлекали. Он выиграл тринадцать премий «Грэмми» — больше, чем любой другой артист в истории кантри.

С 1970 года, получив золотой граммофончик за альбом с Джерри Ридом «Me and Jerry», Чет Аткинс не раз выступал дуэтом с друзьями-гитаристами разных поколений: Мерлом Трэвисом, Лесом Полом, Марком Нопфлером.

Одним из самых ярких последователей Чета Аткинса является австралийский виртуоз Томми Эммануэль. Попав в США, он сразу отправился в Нэшвилл, чтобы познакомиться со своим кумиром. Чет и Томми на пару записали альбом. И дружили вплоть до самой смерти ветерана кантри, которая последовала 30 июня 2001 года.

Он был первым гитаристом-виртуозом в стиле кантри и продюсером, во многом ответственным за рождение фирменного звучания Нэшвилла.-2

Чет Аткинс на протяжении десятилетий оставался влиятельной фигурой в индустрии. Он сделал больше, чем просто играл, продюсировал и выступал. Чет создал культуру, уникальный звук и целое музыкальное сообщество. Оставаясь при этом профессионалом, новатором и джентльменом.

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!