Найти в Дзене
Сравни

7 прав пассажира в поезде в 2024 году‚ о которых многие не знают

Оглавление

Пассажиры поезда иногда сталкиваются с отказом предоставить им то‚ на что они имеют право. В таком случае не стоит теряться. Вот на что на самом деле имеет право тот‚ кто купил билет на поезд.

Права и обязанности пассажиров регулирует специальный документ — «Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом». В нём освещены разные ситуации: какие-то бывают редко, а какие-то случаются часто и могут быть потенциально спорными или даже опасными.

1. Ехать по билету с опечаткой

Когда человек оформляет билет онлайн, он может сделать опечатку в имени или фамилии. Ошибиться могут и кассиры. Однако здесь нет поводов для переживаний: в билете допустимо до двух опечаток, из них одна — в буквах, а одна — в цифрах (например, в номере паспорта). С таким билетом всё равно пропустят. Главное, чтобы при посадке на поезд на руках был паспорт. Это устанавливает пункт 81 Правил перевозок.

Важно, что в билетах на международные поезда ошибок быть не должно. Поэтому, если в поездке пассажир пересекает границу, ему придётся переоформить билет на новый, с верными данными. Если границу не пересекает — билет с опечаткой не будет помехой в путешествии.

❗️ В любом случае при оформлении билета в кассе пассажир может потребовать исправить билет, в котором нашёл ошибку. Переоформление будет бесплатным. Билет надо выдать заново, подчищать и исправлять его нельзя. Об этом говорят пункты 24 и 25 Правил перевозок.

2. Уехать раньше или позже

Иногда пассажир опаздывает на поезд. Если такое случилось, то в течение 12 часов после того, как поезд ушёл, нужно обратиться в кассу вокзала, предъявить билет, и тогда новый можно будет купить, доплатив только стоимость «плацкарты». Это устанавливает статья 83 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Если человек на поезд опоздал, но не собирается сразу же покупать новый билет, то может вернуть часть уплаченных денег. Из суммы возврата удержат цену места в вагоне (это называется «цена плацкарты») и сборы. Согласно пункту 151 Правил перевозок, получить деньги за неиспользованный билет на поезд дальнего следования можно, если сдать его в кассу на станции отправления. Но только при опоздании на поезд в течение 12 часов с момента его отправления.

А если человек не поехал из-за болезни или несчастного случая, у него есть пять дней, чтобы вернуть неиспользованный билет. В этом случае всё равно возвращается не вся сумма, из неё вычитают стоимость «плацкарты», уточняет РЖД в Правилах покупки билетов (пункт 3).

✅ Уехать по своему билету можно и раньше, если подходящий поезд отходит в течение суток и в нём есть свободное место, говорит пункт 64 Правил перевозок.

3. Взять с собой до 200 килограммов багажа

В поезде можно провезти с собой определённое количество багажа, которое зависит от того, где именно этот багаж поедет:

  • в вагон с собой можно взять до 30 килограммов багажа;
  • по второму билету можно взять ещё 30 килограммов;
  • в спальном вагоне можно провезти до 50 килограммов;
  • в багажном вагоне можно провезти до 200 килограммов: они должны быть распределены на три чемодана весом не более 75 килограммов каждый.

Вес багажа можно суммировать, когда несколько человек едут вместе (семья или друзья). При этом на ребёнка в возрасте до пяти лет, который едет без места, это не распространяется. Багаж можно сдать заранее; при хранении принятого для перевозки багажа дольше двух дней (не считая дня отправления поезда) плата берётся за каждое место багажа.

Об этом говорят пункты 209–213 Правил перевозок.

4. Отказаться меняться полками

Иногда пассажиры берут первый попавшийся билет. Кто-то путается в деталях, а кто-то рассчитывает поменяться на нужную полку уже на месте. Чаще так поступают пассажиры, которые купили верхнюю полку, а пересесть хотят на нижнюю.

Соглашаться на такой обмен или нет — решает пассажир снизу.

Он имеет полное право отказаться: билет, в котором указано его место, является его проездным документом. Он закрепляет за своим владельцем на время пути определённое место. Покупая билет, человек вступает с перевозчиком в договорные отношения, и конкретное место — часть этого договора (пункт 92 Правил перевозок).

При этом пассажир с нижней полки обязан три раза в день предоставить место пассажиру сверху, чтобы тот мог поесть за столом. Раньше такой обязанности не было: пассажир поезда дальнего следования, купивший билет на верхнюю полку, мог сесть на нижнюю только с согласия того, кто на ней едет, разъясняли в «Федеральной пассажирской компании» в 2020 году.

С 1 сентября 2023 года пассажиры нижних полок обязаны пускать людей с верхних полок за стол на время еды. Ограничения: с 07:00 до 10:00 и с 19:00 до 21:00 — максимум на полчаса. С 12:00 до 15:00 — максимум на час.

Для багажа нижнего пассажира предусмотрено место под нижней полкой, для багажа верхнего пассажира — место над верхней. По новым правилам, если в купе есть только нижнее место для багажа или только верхнее, то права на эти места одинаковые у всех пассажиров.

Отношения между пассажирами верхних и нижних полок регулируют пункты 92 и 93 Правил перевозок.

5. Пользоваться бесплатными услугами

Пассажир поезда вправе пользоваться определёнными услугами бесплатно. Он может попросить у проводника — а проводник обязан выдать без оплаты — стаканы, столовые приборы и даже настольные игры: шахматы, шашки, домино. Бесплатный чай или кофе подавать не обязаны, но ёмкости для них проводник тоже предоставляет бесплатно. Об этом говорят пункт 11.21 Стандарта РЖД по обслуживанию пассажиров и статья 3.1 Инструкции проводника.

Много споров ходит вокруг белья: обязан пассажир его убирать или нет. Пассажир убирать постель за собой не обязан. Более того, пожилой, маломобильный или пассажир с ребёнком вправе попросить проводника застелить ему постель — и тот должен это сделать. Такая услуга тоже бесплатная, согласно пункту 11.15 Стандарта обслуживания.

6. Изменить маршрут

Изменить маршрут можно как по необходимости, так и по желанию.

Так может поступить пассажир, который купил билет на большое расстояние, а в пути передумал.

Например

Пассажир захотел сойти на одной из станций и задержаться в этом месте. В этом случае он может не покупать новый билет, чтобы продолжить путь, а в течение 10 дней уехать на поезде того же маршрута, с той станции, на которой он сошёл. Заплатить нужно будет сбор за «плацкарту» и за переоформление билета.

❗️ Важным условием для такого манёвра является обращение к кассиру. Сойдя на промежуточной станции, необходимо в течение трёх часов подойти в кассу и поставить на билете отметку об остановке. Об этом говорят пункты 115–116 Правил перевозок.

7. Полностью вернуть деньги за билет

В некоторых случаях стоимость неиспользованного билета можно вернуть полностью, включая стоимость «плацкарты» и сервисных сборов:

  • при непредоставлении пассажиру места в поезде согласно приобретённому билету; на руках у него должен быть акт, составленный начальником (механиком-бригадиром) поезда;
  • при отмене поезда, указанного в билете;
  • при задержке отправления поезда, указанного в билете, со станции посадки пассажира.

Согласно пункту 84 Правил перевозок, с пассажира в этом случае не взимается сбор за оформление возврата денег по неиспользованному билету.

Есть разные причины, по которым могут не предоставить место в поезде согласно билету.

Например

Прокуратура Рязанской области описывала случай пассажира, который, войдя в поезд, увидел, что его место занято женщиной с ребёнком. Проводник предложил ему перейти на место классом выше, но с доплатой. Однако в таком случае требовать доплату нельзя, уточнила прокуратура. Если же новое место оказалось классом ниже, то разницу должны вернуть.

Если пассажир отказывается от предложенного ему места (в том же поезде или в другом), то начальник поезда составляет акт. В нём указываются ФИО пассажира, номер билета и причины непредоставления места.

Читайте также:

Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной