Можно ли помочь малышу заговорить быстрее, занимаясь с ним дома? Конечно, да! Сегодня расскажу об упражнениях, которые нам посоветовала логопед, имеющая большой опыт работы с мало- и плохоговорящими детками. Кому-то они покажутся знакомыми, кто-то откроет для себя что-то новое.
Напомню, что для того, чтобы понять, почему ребенок не заговорил (при этом, врачи разделяются во мнении, какой же "пограничный" возраст для этого навыка - 3 или 4/5 лет), необходимо сначала обратиться к неврологу.
Мы прошли путь от невролога-ЛОРа-занятий с логопедом-дефектологом в городском НППЦ Москвы до консультации у замечательного логопеда Елены Яковлевны
Подробнее почитать о наших метаниях можете в этой подборке. Там же советую ознакомиться и с последней статьей.
Упражнения на дыхание
Все мы, кажется, знаем о том, что звуки у нас "вылетают" на выдохе. Поэтому такие упражнения важны при развитии речи. Например:
1. Футбол ватными шариками
Тот же футбол, только вместо мяча используем шарики, скатанные из ваты, а вместо ног - губы. Смысл игры - задувать "мячи" в ворота противника.
Уже играем с Ваней. Ему очень нравится, так заливисто хохочет!
Вариация игры - выдувание ватных шариков на "поле" противника. Мы визуально разделили стол на две части (можно положить нитку, например) и пытались выдуть "мячи" так, чтобы они упали со стороны противника
2. Музыкальные инструменты
Тут все предельно просто: покупаем малышу дудочку, трубу или кларнет.
3. Мыльные пузыри
Речь, конечно же, идёт о старых добрых пузырях, которые необходимо выдувать самим.
Зеркало и рожицы
Не только забавное, но и полезное времяпрепровождение! Ребёнок любит смотреться в зеркало и улыбаться? Отлично! Поощряйте его за это - кривляйтесь в зеркало вместе с ним! Вытаскивайте язык, доставая им до кончика носа, хмурьтесь, улыбайтесь и смейтесь - всё это очень полезно и важно для развития речи!
А ещё можно устроить целое соревнование, кто сделает самую забавную рожицу! Победитель (то есть, малыш 😁) получит какой-нибудь вкусный или интересный приз!
Мелкая и крупная моторика
Да, банально, но об этом и говорят все врачи - речь на кончике пальцев! Лепите из пластилина, собирайте мозайки, клейте наклейки и вырезайте детскими (безопасными!) ножницами.
Но не стоит забывать и о крупной моторике. Сейчас лето, а это значит, что настало время для активных прогулок по паркам, пляжам, лесам и детским площадкам - позвольте малышу бегать, прыгать, лазить по лестницам и съезжать с горок!
Удержание предметов зубами
Тренировка лицевых мышц. Отличные упражнения для их укрепления:
1. Удержание ложечки зубами (губами и руками помогать нельзя!) в течение 8-ми секунд. Если ребёнок легко справился с заданием, то его можно усложнить, положив на ложку маленький пластиковый шарик (например, от пинг-понга).
Совет! Для этого упражнения отлично подойдёт ложечка от сиропов
2. Переливание ложкой воды из одной чашки в другую. Принцип тот же - губами и руками себе не помогать!
Ване понравились эти упражнения, занимались ими минут 15 (для него это долго 😁). Завтра, думаю, попробуем так же поиграть с орбизами - цветными влагоудерживающими шариками. Заодно их можно сортировать по цветам и сортировать!
Сказки
Думаю, каждая мама читает сказки своему малышу. Но какие самые полезные для развития речи, пополнения словарного запаса, да и просто для понимания маленького человечка?
Фавориты - Репка, Теремок, Варежка, Три поросёнка, Колобок.
Елена Яковлевна посмеялась, что многие дети не знают, почему курочку Рябу зовут именно так? Почему яйцо золотое разбила мышка, а дед и баба не смогли? В чем смысл сказки?
Вы знаете ответы на эти вопросы?
Я, например, давно задаюсь последними двумя 😁
Логопедические распевки и логоритмика
Смысл распевок и логоритмики состоит в тесном сплетении речевого аппарата с музыкой и движением. Сначала малыш запоминает слова, изображая действующие лица и действия, а потом уже начинает подпевать и пританцовывать.
Разучивать песенки необходимо проговариванием текста, сопровождая его ритмичными движениями: хлопками в ладоши, топаньем ножками, смехом и т.д. Вот парочка:
1. Кошка и мышка
Кошка мышку не поймала,
Мышка в норку убежала.
И от страха там дрожит.
Кошка мышку сторожит.
2. Слон
По саванне слон гулял,
Где слониха, слон не знал,
А слониха у реки
Мыла хобот и клыки.
Остальные можно найти в интернете. Особенно неплохие распевки от Железновых, с повторением слогов.
А чтобы на занятиях малыш не успел заскучать, можно проводить небольшую разминку, сопровождая её забавными стишками. Когда я была маленькой, мне очень нравился стишок про Хомку 🐹:
Хомка - хомка, хомячок (надуваем щёчки)
Полосатенький бочок
(гладим себя по ребрам и бокам)!
Хомка раненько встаёт, щёчки моет, ушки трёт (умываемся).
Подметает Хомка хатку (подметаем словно веником) и выходит на зарядку (топаем).
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка сильным хочет стать (показываем мышцы 💪).
Вот и все упражнения, о которых нам рассказала логопед. Да, многие из них все мамы знают, но есть что-то и новенькое - например, удерживание ложки, игра в "ватный футбол" и соревнования на самую забавную рожицу.