Джонн Эверетт Милле: Плотницкая мастерская в родительском доме

Самая скандальная картина викторианской эпохи.

Самая скандальная картина викторианской эпохи. Плотницкая мастерская, рыжий мальчик в центре поранил руку гвоздем, который теперь спешит вынуть щипцами пожилая женщина.

Плотницкая мастерская, рыжий мальчик в центре поранил руку гвоздем, который теперь спешит вынуть щипцами пожилая женщина.

Другая женщина на коленях (сразу видно мать мальчика) утешает раненого. Мужчина - плотник ( отец) осматривает рану, мальчик справа несет воду, чтобы промыть рану, а юноша слева внимательно смотрит, пытаясь узнать что случилось.

Вполне себе бытовая сцена, безупречно композиционно выстроенная.

Самая скандальная картина викторианской эпохи. Плотницкая мастерская, рыжий мальчик в центре поранил руку гвоздем, который теперь спешит вынуть щипцами пожилая женщина.-2

Но эту картину Джон Эверетт Милле был вынужден скучно назвать “В плотницкой мастерской”(1850) только по цензурным требованиям и она ярко показывает как можно органично сочетать на одном полотне реальное и символическое.

А теперь узнаем, как же Милле хотел назвать картину и под каким именем она вошла в историю. Изначальное название ее было: “ Христос в родительском доме“.

И теперь все становится совсем иначе. Рана на руке - символ будущих страданий на кресте, к которому Христа прибьют гвоздями и, вместе с упавшими с нее на ногу каплями крови она превращается в стигматы.

Утешающая мать стоящая перед мальчиком на коленях - Богородица, которая получает поцелуем благословение от Сына Божьего, а в ее лице и всё человечество.

Мальчик с водой - Иоанн Предтеча, несёт воду Крещения, другой мальчик - Иаков брат Господень - будущий первый епископ христианской Церкви, внимательно смотрит на Христа вникая в тайну Его страданий.

Наконец, пожилая женщина. Это - пророчица Анна и она указывает на гвоздь - символ будущих страданий Мессии..

Выясняется, что в картине нет ни одной случайной детали. Овцы в левом углу - паства, ожидающая прихода Пастыря - противопоставлены доскам на другом краю, как символам обычного мира, лестница у стены - лестница на небо из видения ветхозаветного патриарха Иакова, а голубь на ней - Святой Дух. И много-много другого.

И сразу становится заметно, что картина написана “под Возрождение” и это, конечно, никакой не реализм.

Скандал, королева и рыжеволосый мальчик

Но зритель ХIХ века уже не считывал символического языка прежних эпох, с которым работал Милле, и полные смысла знаки казались ему просто нагромождением предметов.

Скандал вокруг картины был настолько громким, что вынудил вмешаться королеву Викторию, которая отнеслась к ней вполне благосклонно, но в итоге и Милле все же пришлось назвать произведение «Плотницкая мастерская», чтобы скрыть от особенно чувствительных критиков ее подлинное содержание.

Самая скандальная картина викторианской эпохи. Плотницкая мастерская, рыжий мальчик в центре поранил руку гвоздем, который теперь спешит вынуть щипцами пожилая женщина.-3

Но, конечно, главная провокация тут именно в посыле не соответствующем времени. XIХ век до его второй половины уже не особо воспринимал божественность Христа, видя в Нем скорее совершенного человека и Учителя правильной жизни подобного многим другим.

Картина Милле написана в 1850 году, когда до выхода книги Эрнеста Ренана “Жизни Иисуса “, полностью оформившей такой взгляд на Новый Завет, оставалось чуть больше 10 лет.

Позже, уже к концу века, такой полностью очеловеченный, лишенный своего божественного достоинства и, соответственно, спасительного потенциала Иисус вызовет резкое отторжение новых поколений, которые начнут уже искать своего Бога: иногда Христа, иногда уже нет.

Но еще почти за полвека до всего этого Милле пишет у себя на картине Христа Сына Божьего, открыто пользуясь для этого символическим языком старинной живописи.

Изображая детство Христа, он одновременно изображает Его похороны. Плотницкий станок напоминает камень миропомазания, на который, сняв с креста, положат Иисуса, рана руке говорит о стигматах, как и упавшая с нее на ногу капля крови.

При этом, осматривающий ладонь Мальчика Иосиф раздвигает Его пальцы так, что в итоге образуется известное всем еще по иконописи провозглашение божественности Христа: два сложенных пальца указывают на две Его природы: божественную и человеческую, а три остальные - раскрытые Иосифом - на три ипостаси Святой Троицы.

Милле написал картину искренне верующего человека, в самое, может быть, не подходящее для этого время.

И не удивительно, что именно образ Христа-ребенка вызвал главный скандал. Один из критиков возмущался, что Иисус и Милле - «рыжеволосый еврейский паренёк» и был, пожалуй не совсем прав.

“Еврейскими пареньками” вполне можно назвать Иоанна Крестителя и Иакова брата Господня, а Иисус скорее “рыжеволосый ирландский паренек”.

Именно такая близость Его образа к английскому зрителю, Его обычность в сочетании с Божественностью и делает ту вещь действительной провокацией.

Неожиданная близость Сына Божия и Его крестных страданий оказывается слишком нервирующей.

Илья Хаськович

ТЕЛЕГРАМ -КАНАЛ "ПРОВОКАЦИОННАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ" - Еще больше интересного каждый день