Самая скандальная картина викторианской эпохи.
Плотницкая мастерская, рыжий мальчик в центре поранил руку гвоздем, который теперь спешит вынуть щипцами пожилая женщина.
Другая женщина на коленях (сразу видно мать мальчика) утешает раненого. Мужчина - плотник ( отец) осматривает рану, мальчик справа несет воду, чтобы промыть рану, а юноша слева внимательно смотрит, пытаясь узнать что случилось.
Вполне себе бытовая сцена, безупречно композиционно выстроенная.
Но эту картину Джон Эверетт Милле был вынужден скучно назвать “В плотницкой мастерской”(1850) только по цензурным требованиям и она ярко показывает как можно органично сочетать на одном полотне реальное и символическое.
А теперь узнаем, как же Милле хотел назвать картину и под каким именем она вошла в историю. Изначальное название ее было: “ Христос в родительском доме“.
И теперь все становится совсем иначе. Рана на руке - символ будущих страданий на кресте, к которому Христа прибьют гвоздями и, вместе с упавшими с нее на ногу каплями крови она превращается в стигматы.
Утешающая мать стоящая перед мальчиком на коленях - Богородица, которая получает поцелуем благословение от Сына Божьего, а в ее лице и всё человечество.
Мальчик с водой - Иоанн Предтеча, несёт воду Крещения, другой мальчик - Иаков брат Господень - будущий первый епископ христианской Церкви, внимательно смотрит на Христа вникая в тайну Его страданий.
Наконец, пожилая женщина. Это - пророчица Анна и она указывает на гвоздь - символ будущих страданий Мессии..
Выясняется, что в картине нет ни одной случайной детали. Овцы в левом углу - паства, ожидающая прихода Пастыря - противопоставлены доскам на другом краю, как символам обычного мира, лестница у стены - лестница на небо из видения ветхозаветного патриарха Иакова, а голубь на ней - Святой Дух. И много-много другого.
И сразу становится заметно, что картина написана “под Возрождение” и это, конечно, никакой не реализм.
Скандал, королева и рыжеволосый мальчик
Но зритель ХIХ века уже не считывал символического языка прежних эпох, с которым работал Милле, и полные смысла знаки казались ему просто нагромождением предметов.
Скандал вокруг картины был настолько громким, что вынудил вмешаться королеву Викторию, которая отнеслась к ней вполне благосклонно, но в итоге и Милле все же пришлось назвать произведение «Плотницкая мастерская», чтобы скрыть от особенно чувствительных критиков ее подлинное содержание.
Но, конечно, главная провокация тут именно в посыле не соответствующем времени. XIХ век до его второй половины уже не особо воспринимал божественность Христа, видя в Нем скорее совершенного человека и Учителя правильной жизни подобного многим другим.
Картина Милле написана в 1850 году, когда до выхода книги Эрнеста Ренана “Жизни Иисуса “, полностью оформившей такой взгляд на Новый Завет, оставалось чуть больше 10 лет.
Позже, уже к концу века, такой полностью очеловеченный, лишенный своего божественного достоинства и, соответственно, спасительного потенциала Иисус вызовет резкое отторжение новых поколений, которые начнут уже искать своего Бога: иногда Христа, иногда уже нет.
Но еще почти за полвека до всего этого Милле пишет у себя на картине Христа Сына Божьего, открыто пользуясь для этого символическим языком старинной живописи.
Изображая детство Христа, он одновременно изображает Его похороны. Плотницкий станок напоминает камень миропомазания, на который, сняв с креста, положат Иисуса, рана руке говорит о стигматах, как и упавшая с нее на ногу капля крови.
При этом, осматривающий ладонь Мальчика Иосиф раздвигает Его пальцы так, что в итоге образуется известное всем еще по иконописи провозглашение божественности Христа: два сложенных пальца указывают на две Его природы: божественную и человеческую, а три остальные - раскрытые Иосифом - на три ипостаси Святой Троицы.
Милле написал картину искренне верующего человека, в самое, может быть, не подходящее для этого время.
И не удивительно, что именно образ Христа-ребенка вызвал главный скандал. Один из критиков возмущался, что Иисус и Милле - «рыжеволосый еврейский паренёк» и был, пожалуй не совсем прав.
“Еврейскими пареньками” вполне можно назвать Иоанна Крестителя и Иакова брата Господня, а Иисус скорее “рыжеволосый ирландский паренек”.
Именно такая близость Его образа к английскому зрителю, Его обычность в сочетании с Божественностью и делает ту вещь действительной провокацией.
Неожиданная близость Сына Божия и Его крестных страданий оказывается слишком нервирующей.
ТЕЛЕГРАМ -КАНАЛ "ПРОВОКАЦИОННАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ" - Еще больше интересного каждый день