614,1K подписчиков

«Полундра, тонем!» Как русский адмирал нашел способ заделывать пробоины прямо в море

В бою военные корабли часто получают пробоины в подводной части. Небольшую течь можно заделать и изнутри, но как быть, если вода хлещет внутрь с большой силой через серьезную пробоину, полученную при попадании торпеды или крупнокалиберного снаряда?

    «Полундра, тонем!» Как русский адмирал нашел способ заделывать пробоины прямо в море
«Полундра, тонем!» Как русский адмирал нашел способ заделывать пробоины прямо в море

Для заделки таких пробоин на флоте используют пластырь – большой кусок парусины, укрепленный досками и пришитыми по шкаторинам веревками. К четырем углам пластыря привязывают длинные веревки, заводят под днище через нос или корму и подводят к пробоине: часть команды ведет пластырь за веревки с одного борта, часть с другого.

В 19 веке было разработано несколько вариантов конструкции таких заплаток, но у всех у них был один недостаток: они занимали много места при хранении, поэтому их не держали наготове.

   Броненосец "Цесаревич" после боя в ходе русско-японской войны. Повреждения прикрыты брезентом.В общественном достоянии
Броненосец "Цесаревич" после боя в ходе русско-японской войны. Повреждения прикрыты брезентом.В общественном достоянии

Инцидент с “Русалкой” и пластырь Макарова

В 1869 г. броненосная лодка “Русалка” наткнулась на подводный камень и затонула бы, если бы капитан не сумел выбросить ее на мелководье. Лишь тогда водолазы смогли заделать пробоину.

20-летний мичман Степан Макаров, служивший на корабле, задумался, что делать в такой ситуации. Он изучил обстоятельства аварии “Русалки” и нескольких других кораблей и предложил идею пластыря, который можно было бы сворачивать в рулон – тогда заделать пробоину удалось бы куда быстрее.

   Пластыри для заделки пробоин: кольчужный (а), облегченный (б), шпигованный (в), Макарова (г), деревянный (д).В общественном достоянии
Пластыри для заделки пробоин: кольчужный (а), облегченный (б), шпигованный (в), Макарова (г), деревянный (д).В общественном достоянии

В следующем году его идея была рассмотрена и одобрена морским ведомством. Пластырь Макарова, названный так в честь изобретателя, спас немало кораблей.

Адмирал-изобретатель

Степан Осипович Макаров позже станет адмиралом и одним из самых уважаемых русских моряков, ученых и изобретателей. И в его научных трудах вопрос непотопляемости кораблей занимал большое место. Кроме прочего, он одним из первых предложил делить корпус корабля водонепроницаемыми переборками и оборудовать мощными помпами для откачки воды.

Любите корабли? Вам понравятся эти истории

Самому старому кораблю ВМФ России уже 109 лет. Чем удивляет спасатель «Коммуна» Самые известные пиратские корабли в истории Правда ли, что водоворот способен затянуть корабль